Публикации ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
Автор: Иткулов Ильнар Ильфатович

Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в обеспечении комплексной безопасности детейДудоров Виктор Евгеньевичканд. сельскохоз. наук, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности,Оренбургский государственный университет, РФ, г. ОренбургЕ-mail: dudlitv@yandex.ru Иткулов Ильнар Ильфатович Студент, кафедра безопасность жизнедеятельностиОренбургский государственный университет, РФ, г. ОренбургЕ-mail: kani.x6@gmail.comINTERACTION OF FAMILY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN ENSURING COMPREHENSIVE CHILD SAFETYDudorov Viktor EvgenievichPhD in Agricultural Sciences, Senior LecturerDepartment of Life Safety,Orenburg State University, Russian Federation, OrenburgE-mail: dudlitv@yandex.ruIlnar Ilfatovich ItkulovStudent, Department of Life SafetyOrenburg State University, Russian Federation, OrenburgE-mail: kani.x6@gmail.comАннотацияВ данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты взаимодействия семьи и образовательных учреждений в контексте обеспечения комплексной безопасности детей. Проанализированы современные подходы к организации партнерских отношений между родителями и педагогами, выявлены ключевые механизмы эффективного сотрудничества. Особое внимание уделено формированию единой информационно-образовательной среды, способствующей развитию у детей навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Представлены инновационные модели интеграции воспитательных усилий семьи и школы, направленные на повышение уровня защищенности детей от физических, психологических, информационных и социальных угроз. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта предложены рекомендации по совершенствованию системы взаимодействия семьи и образовательных учреждений в сфере обеспечения комплексной безопасности детей.ABSTRACTThis article examines theoretical and practical aspects of interaction between families and educational institutions in the context of ensuring comprehensive child safety. Modern approaches to organizing partnerships between parents and teachers are analyzed, and key mechanisms for effective cooperation are identified. Particular attention is paid to the formation of a unified information and educational environment that promotes the development of children's skills for safe behavior in various life situations. Innovative models for integrating educational efforts of families and schools are presented, aimed at increasing the level of children's protection from physical, psychological, informational and social threats. Based on the analysis of domestic and foreign experience, recommendations are proposed for improving the system of interaction between families and educational institutions in the field of ensuring comprehensive child safety.Ключевые слова: комплексная безопасность, образовательная среда, семейное воспитание, педагогическое партнерство, информационная безопасность, психологическая безопасность, физическая безопасность, модели взаимодействия, профилактика рисков, культура безопасного поведения.Keywords: comprehensive security, educational environment, family education, pedagogical partnership, information security, psychological security, physical security, interaction models, risk prevention, culture of safe behavior.Обеспечение безопасности детей является одной из приоритетных задач современного общества, требующей консолидации усилий всех социальных институтов. Особая роль в этом процессе отводится семье и образовательным учреждениям как ключевым агентам социализации ребенка. Эффективное взаимодействие данных институтов создает необходимые условия для формирования у подрастающего поколения целостной системы представлений о безопасном поведении и практических навыков реагирования в различных ситуациях [1].Актуальность исследования взаимодействия семьи и образовательных учреждений в сфере обеспечения комплексной безопасности детей обусловлена рядом факторов. Во-первых, усложнением социальной среды и появлением новых вызовов и угроз, требующих адекватного реагирования со стороны взрослых. Во-вторых, недостаточной согласованностью воспитательных подходов семьи и школы, что снижает эффективность формирования у детей культуры безопасного поведения. В-третьих, необходимостью теоретического осмысления и обобщения накопленного опыта сотрудничества родителей и педагогов в данной области [2].Концептуальные подходы к пониманию комплексной безопасности детейКомплексная безопасность детей представляет собой многоаспектное понятие, включающее физическую, психологическую, социальную и информационную составляющие. Физическая безопасность предполагает защищенность ребенка от внешних угроз физическому здоровью и жизни. Психологическая безопасность связана с обеспечением эмоционального благополучия и психического здоровья. Социальная безопасность подразумевает предотвращение рисков социальной дезадаптации и виктимизации. Информационная безопасность направлена на защиту от негативного воздействия информационной среды [3].Междисциплинарный характер проблемы комплексной безопасности детей обусловливает многообразие теоретических подходов к ее изучению. В рамках системного подхода безопасность рассматривается как интегративное свойство социально-педагогической системы, в которой взаимодействуют различные субъекты воспитания. Личностно-ориентированный подход акцентирует внимание на формировании у ребенка внутренних ресурсов противостояния угрозам. Средовой подход фокусируется на создании безопасной образовательной среды как фактора развития личности [4].Нормативно-правовые основы обеспечения безопасности детей в РоссииПравовую основу деятельности по обеспечению безопасности детей в Российской Федерации составляют международные документы (Конвенция о правах ребенка), федеральные законы ("Об образовании в Российской Федерации", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"), подзаконные акты и ведомственные нормативные документы [5].Закон "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, а также устанавливает компетенции и ответственность родителей (законных представителей) в воспитании детей. Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию [6].Модели взаимодействия семьи и образовательных учреждений в сфере безопасностиТрадиционные формы сотрудничества семьи и образовательных учреждений в сфере безопасности включают родительские собрания, индивидуальные консультации, семинары и лектории для родителей, совместные мероприятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения [7].Родительские собрания выступают площадкой для обсуждения актуальных вопросов безопасности детей, информирования родителей о возможных рисках и угрозах, а также о мерах их предупреждения. Индивидуальные консультации позволяют решать конкретные проблемы, связанные с безопасностью отдельного ребенка, с учетом его личностных особенностей и семейной ситуации. Семинары и лектории способствуют повышению компетентности родителей в вопросах обеспечения разных аспектов безопасности детей.Совместные мероприятия (тренинги, практические занятия, учения по эвакуации, конкурсы, проекты) обеспечивают включенность родителей в процесс формирования у детей навыков безопасного поведения, способствуют установлению доверительных отношений между семьей и школой, создают единое воспитательное пространство [8].Инновационные подходы к организации взаимодействияСовременная практика взаимодействия семьи и образовательных учреждений в сфере безопасности характеризуется внедрением инновационных подходов и технологий. К ним относятся:- создание совместных проектных групп из числа педагогов, родителей и специалистов в области безопасности для разработки и реализации программ, направленных на формирование культуры безопасного поведения;- организация родительских клубов и сообществ по интересам, объединяющих семьи с общими проблемами и вопросами в сфере обеспечения безопасности детей;- использование цифровых технологий для организации виртуальных площадок взаимодействия (форумы, чаты, вебинары, электронные рассылки), обеспечивающих оперативное информирование родителей о потенциальных угрозах и способах их предотвращения;- внедрение технологии «родительского патруля» для контроля за соблюдением правил дорожного движения, профилактики правонарушений, мониторинга информационного пространства;- организация совместного обучения родителей и детей навыкам безопасного поведения (семейные тренинги, мастер-классы, практикумы) [9].Направления взаимодействия в обеспечении различных аспектов безопасностиФизическая безопасностьВзаимодействие семьи и образовательных учреждений в сфере обеспечения физической безопасности детей включает следующие направления:- согласование требований к соблюдению правил безопасного поведения в быту, на улице, в общественных местах;- организация совместной работы по обучению детей правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведению в чрезвычайных ситуациях;- координация усилий по профилактике травматизма, предупреждению несчастных случаев;- информирование родителей о системе физической охраны и технических средствах обеспечения безопасности в образовательном учреждении;- привлечение родителей к участию в мероприятиях по совершенствованию материально-технической базы безопасности (оборудование спортивных площадок, установка видеонаблюдения) [10].Психологическая безопасностьОбеспечение психологической безопасности детей требует согласованных действий семьи и образовательного учреждения по следующим направлениям:- создание благоприятного психологического климата, основанного на принципах доверия, уважения, поддержки;- профилактика буллинга, моббинга и других форм психологического насилия;- развитие у детей эмоционального интеллекта, навыков стрессоустойчивости и конструктивного разрешения конфликтов;- организация психологического просвещения родителей по вопросам возрастных кризисов, проблемам адаптации, профилактике эмоциональных расстройств;- совместная деятельность по выявлению детей группы риска и оказанию им своевременной психологической помощи [11].Информационная безопасностьВ условиях цифровизации всех сфер жизни особую актуальность приобретает взаимодействие семьи и школы в обеспечении информационной безопасности детей. Основные направления сотрудничества включают:- повышение цифровой грамотности родителей и педагогов как необходимое условие эффективного контроля за деятельностью детей в информационном пространстве;- согласование подходов к организации доступа детей к информационным ресурсам, использованию технических средств контроля;- совместная профилактика интернет-зависимости, вовлечения детей в деструктивные сообщества, экстремистские организации;- формирование у детей навыков безопасного поведения в виртуальной среде, критического отношения к информации;- организация мониторинга информационных угроз и оперативного реагирования на них [12].Социальная безопасностьВзаимодействие семьи и образовательных учреждений в сфере обеспечения социальной безопасности предполагает:- профилактику социально опасных явлений (наркомания, алкоголизм, правонарушения);- формирование социальных компетенций, позволяющих детям противостоять негативному влиянию сверстников, рекламы, СМИ;- организацию совместной работы по социальной адаптации детей из групп риска;- координацию деятельности по защите прав детей, предупреждению жестокого обращения и насилия;- развитие правовой культуры родителей и детей [13].Проблемы и перспективы развития взаимодействияБарьеры эффективного сотрудничестваАнализ практики взаимодействия семьи и образовательных учреждений в сфере обеспечения комплексной безопасности детей позволяет выявить ряд проблем, снижающих эффективность сотрудничества:- недостаточная вовлеченность родителей в образовательный процесс, пассивная позиция в отношении вопросов безопасности;- перекладывание ответственности за безопасность детей с семьи на образовательное учреждение и наоборот;- различия в подходах к воспитанию и обеспечению безопасности между семьей и школой, противоречивость требований;- недостаточный уровень компетентности родителей и педагогов в вопросах комплексной безопасности;- формальный характер взаимодействия, отсутствие реальной интеграции воспитательных усилий;- дефицит конструктивных форм сотрудничества, ориентированных на активное участие всех субъектов образовательного процесса;- недостаточное нормативно-правовое и методическое обеспечение процесса взаимодействия [14].Пути совершенствования системы взаимодействияНа основе анализа теоретических подходов и практического опыта можно предложить следующие пути совершенствования системы взаимодействия семьи и образовательных учреждений в сфере обеспечения комплексной безопасности детей:- разработка и внедрение комплексных программ безопасности, предусматривающих активное участие родителей на всех этапах реализации;- создание в образовательных учреждениях координационных советов по безопасности с участием представителей родительской общественности;- организация системы мониторинга эффективности взаимодействия семьи и школы в сфере безопасности;- развитие системы психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам безопасности с использованием современных информационных технологий;- стимулирование родительских инициатив в области обеспечения безопасности образовательной среды;- внедрение технологий медиации для разрешения конфликтов между участниками образовательного процесса;- развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, семьи и социальных партнеров (правоохранительные органы, МЧС, медицинские учреждения,) в сфере безопасности [15].Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что эффективное взаимодействие семьи и образовательных учреждений является необходимым условием обеспечения комплексной безопасности детей в современном мире. Интеграция воспитательных усилий данных социальных институтов создает синергетический эффект, способствуя формированию у подрастающего поколения целостной системы представлений о безопасном поведении и практических навыков реагирования в различных ситуациях [16].Перспективными направлениями дальнейших исследований в данной области являются:- разработка диагностического инструментария для оценки эффективности взаимодействия семьи и образовательных учреждений в сфере безопасности;- изучение влияния цифровых технологий на трансформацию моделей взаимодействия;- исследование региональных особенностей организации сотрудничества родителей и педагогов;- разработка инновационных практико-ориентированных программ формирования культуры безопасного поведения на основе партнерства семьи и школы.Реализация предложенных рекомендаций по совершенствованию системы взаимодействия семьи и образовательных учреждений будет способствовать повышению уровня защищенности детей от физических, психологических, информационных и социальных угроз, а также формированию у них компетенций, необходимых для безопасной жизнедеятельности в современном обществе [17].Список литературы
  • Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания. — СПб.: Речь, 2017. — 288 с.
  • Брылева Л.Г. Организация взаимодействия семьи и школы в формировании безопасного поведения детей // Вестник ЧГПУ. — 2021. — № 2. — С. 23–31.
  • Гаязова Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2017. — № 142. — С. 27–33.
  • Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 192 с.
  • Кисляков П.А. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования // Современные исследования социальных проблем. — 2018. — № 5. — С. 78–85.
  • Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. — М.: МГППУ, 2019. — 304 с.
  • Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — Т. 11, № 2. — С. 36–50.
  • Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка подростков в кризисных ситуациях // Педагогика. — 2021. — № 7. — С. 32–38.
  • Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. — 2021. — № 9. — С. 25–33.
  • Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников. — М.: Академия, 2018. — 193 с.
  • Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 16, № 3. — С. 131–140.
  • Бочаров М.И., Симонова И.В. Преемственность содержания обучения информационной безопасности в школе и вузе // Информатика и образование. — 2019. — № 5. — С. 37–47.
  • Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 2019. — 240 с.
  • Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2021. — 576 с.
  • Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. — М.: Учебно-методическое издательство, 2021. — 256 с.
  • Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Психологическая наука и образование. — 2020. — № 1. — С. 5–12.
  • Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды. — М.: МПСИ, 2019. — 568 с.
  • -