Публикации Сенсорная интеграция как инновационный метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сенсорная интеграция как инновационный метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.
Автор: Никифорова Ирина Михайловна Лейчуг Лариса Ивановна

Сенсорная интеграция как инновационный метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.
Никифорова Ирина Михайловна
учитель-дефектолог группы с задержкой психического развития,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
Лейчуг Лариса Ивановна
Педагог-психолог, МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
Важным инновационным методом является метод сенсорной интеграции. Этот метод направлен на развитие у детей способности обрабатывать и интерпретировать сенсорную информацию, поступающую из внешней среды. Для детей с ОВЗ, особенно с расстройствами аутистического спектра или задержкой психического развития, проблемы с сенсорной интеграцией могут значительно усложнить процесс обучения.
Метод сенсорной интеграции включает в себя работу с различными сенсорными стимулами: тактильными, зрительными, звуковыми и другими. В практике используются сенсорные комнаты, где дети могут взаимодействовать с разнообразными текстурами, звуками и светом. Например, один из воспитанников с аутизмом испытывал трудности с концентрацией внимания и обработкой сенсорной информации. В рамках занятий в сенсорной комнате мы работали с мягкими тактильными ковриками и интерактивными стенами, что позволило ему постепенно адаптироваться к внешним стимулам и улучшить концентрацию.
Эффективность метода сенсорной интеграции заключается в его способности улучшать восприятие окружающей среды, что, в свою очередь, помогает детям с ОВЗ лучше адаптироваться к обучению и социальной жизни. Этот метод позволяет корректировать проблемы с сенсорным восприятием, которые часто сопровождают детей с аутизмом, СДВГ и другими расстройствами.
У детей с ОВЗ отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации: невозможность целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. С первых дней обучения эти дети сталкиваются с серьезными трудностями. У большинства из них наблюдается отсутствие или недоразвитие речи, некоторые плохо передвигаются или же у них нарушена крупная моторика, недостаточно развита мелкая моторика, отсутствуют навыки самообслуживания. Практически у всех детей сниженный интерес к окружающему. Новый человек, новые предметы, не вызывают у них вопросов и эмоциональных реакций. С трудом удается привлечь внимание некоторых детей к предмету, многим сложно сосредоточиться, они легко отвлекаются на посторонние предметы. Среди дошкольников с умственной отсталостью встречаются и такие дети, которые любят попробовать все на вкус. Они пытаются отгрызть кусочек, облизать предмет. Такие действия в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с предметами, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением. Часто у этих детей проявляется неадекватная реакция (плач, крик, раздражение) на прикосновения родителей, педагогов или присутствие чужого человека. Напраксия - неумение обращаться с бытовыми предметами, ложкой, вилкой, карандашами, ручками. Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами. Повышенная двигательная активность при шумной окружающей обстановке. Плохо взаимодействуют со сверстниками. Часто сильным раздражителем может выступать даже одежда, которая касается тела ребенка.
Наблюдается дислексия, дисграфия и дискалькулия - проблемы с чтением, письмом (переписывание с доски), счетом. Они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа. При чтении или письме путают сходные по начертанию буквы, переставляют звуки и буквы в словах, неправильно изображают букву. Испытывают затруднения в освоении числового ряда. Как следствие всего этого - страдает общая успеваемость. Неуспех, сопровождающий детей с первых дней обучения, снижает у них желание учиться, вырабатывает негативное отношение к школе. А причиной этих и ряда других трудностей является нарушение или дисфункция сенсорной интеграции. Всё это затрудняет процесс обучения, коррекции и социализации.
Одним из возможных путей решения этих проблем является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционно-развивающей работы.
Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога, психолога, учителя по адаптивной физкультуре направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Целью коррекционно-развивающей работы является создание специальных условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учётом потребностей обучающихся с ОВЗ, с дисфункцией сенсорной интеграции.
Включение элементов сенсорной интеграции в коррекционноразвивающий процесс в значительной мере повышает сенсорное развитие учащихся с ОВЗ, что оказывает положительное влияние на формирование их познавательных способностей, а также на получение новых знаний, умений и навыков.
Известно, что продуктивное учение есть учение с увлечением, особенно если речь идет об особенных детях.
Работая с такими детьми, мы заметили, что трудно бывает удержать внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться чтобы усвоенный материал оставался надолго в памяти и использовался в новых условиях. Работа с детьми с ОВЗ должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. И это объективно подтолкнуло нас к поискам нетрадиционных методов, приемов и использовании пособий.
Нетрадиционные технологии представляют большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществление коррекции двигательных навыков, пространственной организации и т.д. С помощью таких нетрадиционных приемов и методов пробуждается интерес к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию внимания, памяти, усидчивости, развитию и обогащению речи. Мы стараемся сделать так чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития и обучения не принесет ущерб его здоровью. Представленные методы и приемы носят системный характер, чередуя их на каждом занятии, мы сохраняем интерес и желание у ребят использовать игры и упражнения в нашей совместной деятельности, что очень важно в коррекционно-развивающей работе. А самое главное наблюдается высокая продуктивность и результативность использования элементов в преодолении трудностей в обучении учащихся с ОВЗ.
Таким образом, в результате проведенной коррекционно-развивающей работы были достигнуты следующие результаты:
значительно улучшилась чувствительность к тактильным, зрительным,
звуковым, слуховым стимулам;
улучшилось осознание своего тела в пространстве;
снизился уровень двигательного беспокойства;
значительно улучшилась двигательная координация;
значительно улучшилась концентрация внимания;
улучшилась способность к обучению и коммуникации;
значительно улучшился эмоциональный фон.
-