Публикации Конспект урока по русскому языку: «Письмо ветерану Великой Отечественной Войны».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку: «Письмо ветерану Великой Отечественной Войны».
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна

Конспект урока по русскому языку: «Письмо ветерану Великой Отечественной Войны».Цели урока.
  • Познакомить учащихся с видами писем и правилами написания письма.
  • Научить заполнять конверт, писать письма – поздравления, благодарственные письма.
  • Повторить написание словарных слов, работать над развитием речи учащихся, вырабатывать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать чувства благодарности, уважения, милосердия, любви к Родине, повышать интерес к историческому прошлому нашей страны.
  • Оборудование:
  • карточки со словарными словами, фотографии защитников села Сенгилеевское
  • иллюстрации о войне,
  • карточки “Как подписать конверт?”,
  • схемы “План письма”, “Слова – подсказки”.
  • Ход урока1. Вводная часть.- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о письмах. Послушайте отрывок из стихотворения С.Маршака “Почта”:Письмо само никуда не пойдет, но в ящик его опустиОно пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути.Нетрудно письму увидеть свет: ему не нужен билет.На медные деньги объедет мир, заклеенный пассажир.- Почему автор сравнивает письмо с пассажиром? Какие глаголы употребляет С. Маршак? В прямом или в переносном смысле они употреблены?- Как письмо может путешествовать? (Для этого есть почта. Письмо опускают в почтовый ящик, затем доставляют его тому человеку, которому оно адресовано)2. Словарная работа.- Чтобы написать письмо, нужно знать, что обозначают слова, которыми вы будете при этом пользоваться. Отгадайте слова, запишите их, объясняя пропущенные орфограммы:
  • Без крыльев, а летит,Без языка, а говорит. (Псьмо)
  • В этом пакете путешествует “заклеенный пассажир” (к…нверт).
  • Наименование пункта назначения (адр…с).
  • Лицо, которому адресовано послание (адрсат).
  • Лицо, которое отправляет послание (адрсант).
  • Цифровое обозначение населенного пункта (инд…кс).
  • Человек этой профессии доставляет открытки, журналы, газеты, письма, телеграммы (пчталь..н).
  • Слово – приветствие (здраствуй(те).
  • Слово – прощание (до свдания).
  • - Какие слова являются однокоренными? (Адрес, адресат, адресант)- Какое из этих слов является “лишним”? (Письмо, так как оно не является словарным словом, безударную гласную в корне можно проверить)- Подберите к этому слову однокоренные слова, запишите, выделите корень.3. Объяснение нового материала.- Люди писали письма с давних времен. В письмах человек отражал свои мысли, чувства, переживания.- Существуют разные виды писем. Обратите внимание на схему.- Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы письмо было интересным и понятным? Давайте рассмотрим памятку. 4. Работа по теме урока.- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма личного характера.- Ребята, какой юбилей будет отмечать наша страна в этом году? (65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны)- Назовите даты начала и окончания войны.- Много подвигов во время этой войны совершили наши солдаты на фронте. Героизм проявили и работавшие в тылу женщины и дети. Не многие ветераны – фронтовики дожили до наших дней, но память о них всегда будет жить в сердцах благодарных потомков. Недавно мы с вами побывали на экскурсии в музее. Вы узнали много интересного о подвигах защитников с. Сенглеевское. (Учитель демонстрирует фотографии защитников).- Как вы думаете, какое значение имели услуги почтовой связи в годы войны? (В годы войны письма являлись единственной нитью, которая связывала бойцов с их родными и близкими. Для жен, матерей, сестер важно было знать, что их отцы, мужья, сыновья, братья были живы и здоровы. Письма из дома помогали солдатам поддерживать боевой дух. Солдаты хранили письма в нагрудном кармане и часто их перечитывали).Подготовленные учащиеся читают наизусть стихи:Письмо с фронтаЗдравствуй, дорогой Максим!Здравствуй, мой любимый сын!Я пишу с передовой,Завтра утром – снова в бой!Будем мы фашистов гнать.Береги, сыночек, мать,Позабудь печаль и грусть -Я с победою вернусь!Обниму вас, наконец.До свиданья.Твой отец.Т.ШорыгинаФронтовой треугольникДорогие мои родные! Ночь.Дрожит огонек свечи.Вспоминаю уже не впервые,Как вы спите на теплой печи.Мои братья и сестры родные!Завтра снова я в бой идуЗа Отчизну свою, за Россию,Что попала в лихую беду.Соберу свое мужество, силуСтану недругов наших громить,Чтобы вам ничего не грозило,Чтоб могли вы учиться и жить!Т. Шорыгина- К какому виду писем можно отнести эти тексты? (Это личные письма-рассказы)- О чем просит отец, обращаясь к сыну?- О чем думает солдат, когда пишет письмо домой?- На этом уроке мы будем писать письмо ветерану Великой Отечественной войны. Адресатом может быть ваш родственник, знакомый, человек, о жизни которого вы много знаете. Это может быть письмо – поздравление или письмо – благодарность.- Чтобы вам легче было излагать мысли, давайте познакомимся с планом написании письма.План письма
  • Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (Здравствуйте…)
  • Вступление – вопросы о жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  • Основная часть – информация, интересующая адресата (сообщение, пожелание, благодарность, извинение).
  • Заключение – выражение уважения, слова прощания, уверения в любви.
  • - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы письмо дошло до адресата? (Нужно четко указать адрес на конверте)На каждой парте лежит памятка “Как подписать конверт”.
  • Указание населенного пункта (город, село, поселок, станица, деревня).
  • Область, район.
  • Улица (проспект, переулок, площадь).
  • Дом №, квартира №.
  • Фамилия, имя, отчество (адресата в дательном падеже; адресанта – в родительном падеже).
  • Индекс (первые три цифры обозначают область, город, другие три – почтовое отделение).
  • - При написании письма вы можете использовать слова – подсказки.Учащиеся пишут письма. Чтение лучших работ.5. Итог урока. Домашнее задание.- Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали? (Узнали о видах писем, о правилах написания письма, о роли полевой почты в годы войны). Чему научились на этом уроке? (Научились писать письма, используя слова – подсказки, заполнять конверт)- У вас на столах лежит по два листа. Если остались вопросы по теме урока, напишите их на одном из листов и сдайте мне. На следующих уроках мы продолжим работу над написанием писем других видов. Вам нужно найти в библиотеке рассказы о подвигах детей во время войны, подготовиться к пересказу.Урок окончен. Спасибо за активное участие.
    -