Публикации Диагностика интеллектуального развития у детей с аутизмом в дошкольном возрасте: проблемы, возможности и перспективы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Диагностика интеллектуального развития у детей с аутизмом в дошкольном возрасте: проблемы, возможности и перспективы
Автор: Панихидин Алексей Анатольевич

Диагностика интеллектуального развития у детей с аутизмом в дошкольном возрасте: проблемы, возможности и перспективыАннотация:В данной статье рассматриваются основные проблемы, связанные с диагностикой интеллекта у детей с аутизмом, существующие инструменты и методики, а также перспективные направления в развитии более чувствительных и валидных подходов к оценке когнитивного потенциала данной группы детей.Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу нарушений, характеризующихся стойким дефицитом в социальной коммуникации и взаимодействии, а также ограниченными, повторяющимися стереотипами поведения, интересов и деятельности. Диагностика аутизма, как правило, проводится в раннем детстве, и значительная часть диагностируемых детей демонстрирует когнитивные нарушения. Оценка интеллектуального развития является неотъемлемой частью комплексной диагностики и необходима для планирования образовательного маршрута. Однако, диагностика интеллекта у таких детей в дошкольном возрасте представляет собой значительную сложность, обусловленную специфическими особенностями когнитивного и поведенческого профиля.Существуют различные факторы, которые осложняют диагностику интеллектуального развития у детей с аутизмом, сюда относится дефицит в вербальной и невербальной коммуникации, а также трудности в понимании социальных сигналов и инструкций, повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам (звукам, свету, прикосновениям), навязчивые интересы и повторяющиеся действия. Которые ограничивают мотивацию ребенка к участию в тестировании и снижают достоверность результатов.Дети с аутизмом часто демонстрируют неравномерное развитие различных когнитивных функций, с относительными сильными сторонами в одних областях (например, визуально-пространственное мышление) и слабостями в других (например, вербальное понимание). Стандартные тесты, оценивающие общий интеллектуальный уровень, могут не отражать этот неравномерный профиль и приводить к неточной оценке интеллектуального потенциала.Инструменты и методики диагностики интеллектаНесмотря на существующие проблемы, разработано несколько инструментов и методик, используемых для диагностики интеллектуального развития у детей с РАС. Их можно разделить на три основные группы:
  • Стандартизированные тесты интеллекта. К наиболее часто используемым тестам относятся шкалы интеллекта Векслера для детей, шкалы Стэнфорд-Бине, а также тесты, ориентированные на детей младшего возраста (например, Bayley Scales of Infant and Toddler Development). При использовании этих тестов у детей с РАС необходимо учитывать их ограничения и адаптировать процедуру тестирования к индивидуальным потребностям ребенка. Важно обращать внимание на невербальные субтесты, которые могут быть более чувствительными к когнитивным способностям детей с речевыми трудностями.
  • Оценка адаптивного поведения. Наиболее распространенными инструментами являются шкалы адаптивного поведения Вайнленда и шкала адаптивного поведения ABAS. Оценка адаптивного поведения позволяет получить информацию о практических навыках ребенка, его способности к самообслуживанию, социальной адаптации и коммуникации.
  • Наблюдение за поведением и функциональная оценка. Наблюдение за поведением ребенка в естественной среде (например, в детском саду или дома) и проведение функциональной оценки, направленной на определение сильных и слабых сторон ребенка в различных видах деятельности, позволяет получить ценную информацию о его когнитивных способностях и адаптивных навыках.
  • Перспективные направления в развитии диагностикиВ связи с трудностями диагностики интеллекта у детей с аутизмом, разрабатываются новые подходы и инструменты, направленные на преодоление существующих ограничений. К наиболее перспективным направлениям относятся создание тестов, разработанных специально для детей с РАС, учитывающих их специфические когнитивные и поведенческие особенности, а также применение игровых методик и интерактивных технологий, что может повысить мотивацию ребенка к участию в тестировании и снизить уровень тревожности.ЗаключениеДиагностика интеллектуального развития у детей с РАС в дошкольном возрасте является сложной и крайне важной задачей. Дальнейшие исследования в этой области позволят улучшить качество диагностики и разработать более эффективные стратегии поддержки и развития таких детей.Список литературы
  • Данилина, К. К., Салимова, К. Р. Современное состояние проблемы высокофункционального аутизма [Текст] / К. К. Данилина, К. Р. Салимова // Аутизм и нарушения развития. — 2024. — № Том 22. № 4. — С. 4–12.
  • Чернов, А. Н. Патофизиологические механизмы развития аутизма у детей [Текст] / А. Н. Чернов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2020. — № 120 (3). — С. 97-108.
  • Колесникова, Ю. В. Сравнительный анализ эффективности использования прямого и генерализованного условного подкрепления при формировании навыка решения простых арифметических задач у ребенка с РАС [Текст] / Ю. В. Колесникова // Аутизм и нарушения развития. — 2021. — № Том 19. № 2. — С. 52–58.
  • Каримулина, Е. Г., Хлюстова, Н. Г. Направленность внимания у детей с РАС [Текст] / Е. Г. Каримулина, Н. Г. Хлюстова // Аутизм и нарушения развития. — 2020. — № Том 18. № 4. — С. 33–42.
  • -