Публикации
статью на тему: "Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статью на тему: "Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры"
Автор: Генов-Стешенко Андрей Викторович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статью на тему: "Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры"
Автор: Генов-Стешенко Андрей Викторович
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙНА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Генов-Стешенко А.В.
учитель физической культурыГБУ ОО ЗО "БГЛ" г. Бердянска
Одной из приоритетных задач для реализации Федеральной целевой программы развития образования является сохранение здоровья школьников. Прослеживается тенденция понижения уровня здоровья детей школьного возраста, замедление физического и психического развития, трудности социализации. Данная ситуация делает актуальным использование таких педагогических технологий, которые обеспечивают формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, мотивации образовательной деятельности у обучающихся. Для эффективного решения поставленных задач, нельзя ограничиваться только возможностями предмета. Вот почему межпредметные связи в процессе обучения приобретают особое значение. Они конкретизируют работу учителя, пронизывают все виды и формы его деятельности, являются органичной частью всего учебного процесса и обеспечивают системность в освоении знаний, формировании умений и навыков.
Знания по другим предметам помогают углубить и дополнить знания по предмету “Физическая культура”, оптимизировать формирование двигательных умений, расширяют кругозор обучающихся, обеспечивают возможность воспринимать целостную картину мира. Интеграция предмета физической культуры с другими предметами может оказывать существенное воздействие на формирование мотивированного ученика, формирование учебной деятельности, познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон [5].
Интеграция выступает средством комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. Интегрирование является необходимым условием организации учебно-воспитательного процесса, выступает как средство комплексного подхода к обучению и усиливает его единство с воспитанием [4].
Среди преимуществ интегрированного обучения можно выделить:
в большей степени развитие речи, формирование умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
интенсификацию учебно-воспитательного процесса;
снимают перенапряжение, перегрузку;
не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию гармонически и интеллектуально развитой личности;
интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;
значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность учащихся.
На уроках физической культуры можно внедрять такие виды межпредметных связей:
функциональные (по связи с другими предметами);
фактические, теоретические, понятийные (по содержанию);
целевые – для дополнения и углубления знаний, для сравнения близких понятий и явлений, для расширения эрудиции.
По форме реализации:
на уроке (интегрированные уроки, самостоятельная работа обучающихся, защита проектов, презентаций межпредметного характера);
домашняя работа (работа поискового характера);
внеурочная деятельность (работа в секциях, кружках).
Таким образом, данный подход охватывает все виды учебной деятельности: урочную, внеурочную, самообразовательную.
На начальном этапе обучения на уроке учащиеся знакомятся с определёнными математическими понятиями при построении в одну шеренгу (это прямая), в колонну по два, по три – (параллельные прямые), в круг– (окружность) и т.д.
Рассмотрим использование межпредметных связей во время обучения элементов легкой атлетики на примере бега. Для повышения эффективности освоения техники бега за счет овладения необходимыми положениями тела, умение напрягать и расслаблять необходимые группы мышц мы проводим аналогии с живой природой (аналогия с бегом гепарда), законами физики (принцип работы пружины). Во время объяснения необходимости использования силы гравитации для расслабления и экономии энергии во время бега используем межпредметные связи с физикой (принцип свободного падения физического тела). Это дает возможность более эффективно формировать умение рационально менять точку опоры во время бега. Демонстрируя видеоматериалы, которые показывают бег животных, обучающиеся могут четко проследить, как для бега гепарда характерно отсутствие колебаний в центре тяжести. Для правильной техники бега необходима работа ног в тазобедренном суставе, умение расслабляться, использовать силы гравитации, правильно ставить стопу.
Обучая учащихся прыжкам в высоту, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно-силовых качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Например, не пояснив, что при прыжке лучше отталкиваться не всей ступней, а носками, так как толчок носками позволяет совершать пружинящие движения не только в коленном, но и в голеностопном суставе, отчего сила толчка увеличивается и результат улучшается, упражнение будет выполнено неверно.
Существует тесная взаимосвязь физики и физической культуры. Можно рассчитать силу удара боксера, скорость и ускорение атлетов, фигуристов, рассчитать энергетическую необходимость спортсмена и т.д. Межпредметные связи обеспечивают высокий уровень усвоения таких понятий, как материя, движение, вещество, поле, энергия, а также фундаментальных природно-научных законов (закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения массы).
Одним из самых мощных ресурсов межпредметных связей на уроках физической культуры является биология. Приведем пример как перекликается тема "Работа сердца" при мышечной работе на уроках физической культуры. Так, частота пульса после интенсивной мышечной работы подростка возрастает. По окончании мышечной работы кровообращение восстанавливается до нормы, т.е. достигает величины покоя. Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ. Важно давать учащимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т.е. знакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). Преподаватель биологии также должен формировать интерес к физической культуре, и наоборот, физическая культура должна формировать интерес к физиологии. Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья.
Преподавание физической культуры можно связывать с историей, реализуя при этом принцип историзма. Для характеристики того или иного периода школьникам можно напоминать исторические события этого периода, объяснять историческую обусловленность научных событий, взглядов, идей.
Рассмотрим использование межпредметных связей в обучении модуля “Волейбол” на уроках физической культуры. В структуре школьного образования в сфере физической культуры волейбол входит в цикл базовых дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами. Волейбол наряду с другими базовыми дисциплинами имеет существенное значение для воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков у школьников. В лицее волейбол выбран в качестве основной секции школьного спортивного клуба “Лицей” в рамках внеурочной деятельности.
Главная задача учебной дисциплины волейбол – содействовать формированию у школьников целостного представления к деятельности волейболиста (техника, тактика, физическая подготовка). Это требует системного подхода, при котором обучающийся получит определённый набор знаний и умений от этой игры. Очень важна при этом интеграция с другими дисциплинами. Роль объединённого фактора в процессе обучения школьников волейболу призваны сыграть межпредметные связи по физике, анатомии, физиологии, гигиене, истории, математике и др. [2].
Приведем пример связей игры в волейбол с разделом математики “комбинаторика”. Комбинаторика (комбинаторныйанализ) – раздел математики, изучающий дискретные объекты, множества (сочетания, перестановки, размещения и перечисления элементов) и отношения на них (например, частичного порядка).
Расстановка игроков
Площадка – поле длинной 18м и шириной 9м, которое окружено свободной зоной. Ее ширина по большей стороне площадки – 3-5м, по меньшей стороне – 3-8м. Сетка размещается строго посредине поля. Три метра в обе стороны от сетки – зона Iтемпа. За ней зона IIтемпа. Именно в этих областях и размещаются 6 игроков одной команды. Различаются следующие позиции игроков в волейболе на площадке:
Позиция 1 – справа сзади.
Занимает подающий доигровщик – нападает из зоны II темпа. Обладает сильным ударом, способен работать с мячом – закручивать, тушевать;
Позиция 2 –справа впереди.
Занимает диагональный – участник команды, который принимает самое большое число подач. Он должен быть самым прыгучим и сильным. Рост игрока не менее 195см-2м. Согласно занимаемой позиции на площадке игроку требуется выполнять мощные подачи;
Позиция 3 –посредине впереди.
Занимает центральный блокирующий (нападающий из зоны I темпа) – игрок, способный принимать низкие мячи, обладающий высокой реактивностью. Должен уметь создать эффект неожиданности на поле при парировании атаки соперников;
Позиция 4 – слева впереди.
Место доигровщика (работает в зоне I темпа) – участник команды, атакующий с края сетки. Принимая во внимание позиции игроков на площадке, он вынужден часто принимать подачи связующего и атаковать. Нужен сильный удар. Игрок обязан отлично видеть ход игры и исход подачи;
Позиция 5 – слева сзади.
Занимает связующий или плеймейкер – участник команды, которому принадлежит право второго удара после атаки соперников. Его задача так подать мяч нападающему, чтобы тот смог провести результативный удар. Нужно обладать скоростью реакции и точностью подачи;
Позиция 6 – посредине сзади.
Занимает блокирующий – самый высокий и выносливый член команды. Он блокирует удары.
Нумеруются позиции в волейболе по номерам 1-6 в направлении справа налево. А переходы осуществляются участниками слева направо. Участникам команды игра приносит удовольствие только в том случае, если каждый игрок стоит на своем месте – амплуа соответствует физическим качествам и умениям. Выбрать роль в игре – важная задача, которую предстоит решать тренеру. Правильный и оптимальный состав группы влияет на результат принятого решения и на исход матча.
Влияние математики прослеживается и в иных фазах игры:
траектория полета мяча в волейбольной игре – парабола;
сетка на волейбольном поле – ось симметрии;
положение игроков на поле симметрично;
игра с тремя проходами – прямоугольный треугольник;
взаимодействие мяча с игроками – углы 450, 900, 900 – 1800;
угол движения при блокировании и ударе по мячу – это угол между двумя прямыми;
игра в мяч волейболиста – теорема Пифагора;
игра с трехточечным проходом должна быть прямоугольным треугольником;
угол между коленями при взятии мяча должен быть 450.
угол сгибания руки при получении мяча также должен составлять450.
при взятии мяча угол между рукой и телом должен составлять 900.
В Бердянском государственном лицее игра в волейбол занимает важное место. Это объясняется не только её доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно-важных качеств и, прежде всего, основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение). К популярным видам спорта в лицее можно отнести футбол, баскетбол, шахматы, настольный теннис.
Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно-важных двигательных умений и навыков, хорошо поставленное обучение волейболу способствует выявлению волейбольных талантов ещё в школе, а также создаёт предпосылки для массового приобщения людей разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.
По предмету "Физическое культура" в лицее осуществляется проведение совместных внеклассных мероприятий с учителями, а также участие в городских спортивных мероприятиях. Например, после проведения городского турнира по волейболу в лицее прошли соревнования между командами юношей и девушек, что позволило остальным лицеистам понаблюдать за игрой подготовленных волейболистов. После этого сборная команда юношей и девушек соревновалась со сборной учителей лицея. Данное мероприятие стало ярким примером взаимодействия физвоспитания в лицее с пропагандой здорового, спортивного образа жизни в образовательном учреждении. Совместные спортивно-оздоровительные соревнования, проведение товарищеских встреч по различным видам спорта, спортивных праздников ко Дню защитника Отечества, дают правильную направленность и повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом учащихся, в подготовке юношей к службе в вооруженных силах РФ.
Таким образом, реализация межпредметных связей способствует самоопределению и самореализации всех участников учебно-воспитательного процесса, является одним из направлений личностной ориентации образования, создает атмосферу сотрудничества и сотворчества между обучающимися и учителями лицея, что в целом обеспечивает гармоническое развитие личности.
Список литературы
Аникина Н.Б. Учебно-тренировочный процесс по волейболу:сборник методических материалов. – Екатеринбург: СОПК, 2005.
Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2005.
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Пособие для учителей и методистов – М., Просвещение, 2011.
Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов / Современная педагогика. – 2008. № 9. – С. 42.
Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре. – М.; 2001.
Железняк Ю.Д., Портных Ю.И. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения. – М.; 2006.
Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. − М.: Просвещение, 1984. − 143 с.
Генов-Стешенко А.В.
учитель физической культурыГБУ ОО ЗО "БГЛ" г. Бердянска
Одной из приоритетных задач для реализации Федеральной целевой программы развития образования является сохранение здоровья школьников. Прослеживается тенденция понижения уровня здоровья детей школьного возраста, замедление физического и психического развития, трудности социализации. Данная ситуация делает актуальным использование таких педагогических технологий, которые обеспечивают формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, мотивации образовательной деятельности у обучающихся. Для эффективного решения поставленных задач, нельзя ограничиваться только возможностями предмета. Вот почему межпредметные связи в процессе обучения приобретают особое значение. Они конкретизируют работу учителя, пронизывают все виды и формы его деятельности, являются органичной частью всего учебного процесса и обеспечивают системность в освоении знаний, формировании умений и навыков.
Знания по другим предметам помогают углубить и дополнить знания по предмету “Физическая культура”, оптимизировать формирование двигательных умений, расширяют кругозор обучающихся, обеспечивают возможность воспринимать целостную картину мира. Интеграция предмета физической культуры с другими предметами может оказывать существенное воздействие на формирование мотивированного ученика, формирование учебной деятельности, познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон [5].
Интеграция выступает средством комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. Интегрирование является необходимым условием организации учебно-воспитательного процесса, выступает как средство комплексного подхода к обучению и усиливает его единство с воспитанием [4].
Среди преимуществ интегрированного обучения можно выделить:
в большей степени развитие речи, формирование умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
интенсификацию учебно-воспитательного процесса;
снимают перенапряжение, перегрузку;
не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию гармонически и интеллектуально развитой личности;
интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;
значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность учащихся.
На уроках физической культуры можно внедрять такие виды межпредметных связей:
функциональные (по связи с другими предметами);
фактические, теоретические, понятийные (по содержанию);
целевые – для дополнения и углубления знаний, для сравнения близких понятий и явлений, для расширения эрудиции.
По форме реализации:
на уроке (интегрированные уроки, самостоятельная работа обучающихся, защита проектов, презентаций межпредметного характера);
домашняя работа (работа поискового характера);
внеурочная деятельность (работа в секциях, кружках).
Таким образом, данный подход охватывает все виды учебной деятельности: урочную, внеурочную, самообразовательную.
На начальном этапе обучения на уроке учащиеся знакомятся с определёнными математическими понятиями при построении в одну шеренгу (это прямая), в колонну по два, по три – (параллельные прямые), в круг– (окружность) и т.д.
Рассмотрим использование межпредметных связей во время обучения элементов легкой атлетики на примере бега. Для повышения эффективности освоения техники бега за счет овладения необходимыми положениями тела, умение напрягать и расслаблять необходимые группы мышц мы проводим аналогии с живой природой (аналогия с бегом гепарда), законами физики (принцип работы пружины). Во время объяснения необходимости использования силы гравитации для расслабления и экономии энергии во время бега используем межпредметные связи с физикой (принцип свободного падения физического тела). Это дает возможность более эффективно формировать умение рационально менять точку опоры во время бега. Демонстрируя видеоматериалы, которые показывают бег животных, обучающиеся могут четко проследить, как для бега гепарда характерно отсутствие колебаний в центре тяжести. Для правильной техники бега необходима работа ног в тазобедренном суставе, умение расслабляться, использовать силы гравитации, правильно ставить стопу.
Обучая учащихся прыжкам в высоту, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно-силовых качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Например, не пояснив, что при прыжке лучше отталкиваться не всей ступней, а носками, так как толчок носками позволяет совершать пружинящие движения не только в коленном, но и в голеностопном суставе, отчего сила толчка увеличивается и результат улучшается, упражнение будет выполнено неверно.
Существует тесная взаимосвязь физики и физической культуры. Можно рассчитать силу удара боксера, скорость и ускорение атлетов, фигуристов, рассчитать энергетическую необходимость спортсмена и т.д. Межпредметные связи обеспечивают высокий уровень усвоения таких понятий, как материя, движение, вещество, поле, энергия, а также фундаментальных природно-научных законов (закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения массы).
Одним из самых мощных ресурсов межпредметных связей на уроках физической культуры является биология. Приведем пример как перекликается тема "Работа сердца" при мышечной работе на уроках физической культуры. Так, частота пульса после интенсивной мышечной работы подростка возрастает. По окончании мышечной работы кровообращение восстанавливается до нормы, т.е. достигает величины покоя. Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ. Важно давать учащимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т.е. знакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). Преподаватель биологии также должен формировать интерес к физической культуре, и наоборот, физическая культура должна формировать интерес к физиологии. Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья.
Преподавание физической культуры можно связывать с историей, реализуя при этом принцип историзма. Для характеристики того или иного периода школьникам можно напоминать исторические события этого периода, объяснять историческую обусловленность научных событий, взглядов, идей.
Рассмотрим использование межпредметных связей в обучении модуля “Волейбол” на уроках физической культуры. В структуре школьного образования в сфере физической культуры волейбол входит в цикл базовых дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами. Волейбол наряду с другими базовыми дисциплинами имеет существенное значение для воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков у школьников. В лицее волейбол выбран в качестве основной секции школьного спортивного клуба “Лицей” в рамках внеурочной деятельности.
Главная задача учебной дисциплины волейбол – содействовать формированию у школьников целостного представления к деятельности волейболиста (техника, тактика, физическая подготовка). Это требует системного подхода, при котором обучающийся получит определённый набор знаний и умений от этой игры. Очень важна при этом интеграция с другими дисциплинами. Роль объединённого фактора в процессе обучения школьников волейболу призваны сыграть межпредметные связи по физике, анатомии, физиологии, гигиене, истории, математике и др. [2].
Приведем пример связей игры в волейбол с разделом математики “комбинаторика”. Комбинаторика (комбинаторныйанализ) – раздел математики, изучающий дискретные объекты, множества (сочетания, перестановки, размещения и перечисления элементов) и отношения на них (например, частичного порядка).
Расстановка игроков
Площадка – поле длинной 18м и шириной 9м, которое окружено свободной зоной. Ее ширина по большей стороне площадки – 3-5м, по меньшей стороне – 3-8м. Сетка размещается строго посредине поля. Три метра в обе стороны от сетки – зона Iтемпа. За ней зона IIтемпа. Именно в этих областях и размещаются 6 игроков одной команды. Различаются следующие позиции игроков в волейболе на площадке:
Позиция 1 – справа сзади.
Занимает подающий доигровщик – нападает из зоны II темпа. Обладает сильным ударом, способен работать с мячом – закручивать, тушевать;
Позиция 2 –справа впереди.
Занимает диагональный – участник команды, который принимает самое большое число подач. Он должен быть самым прыгучим и сильным. Рост игрока не менее 195см-2м. Согласно занимаемой позиции на площадке игроку требуется выполнять мощные подачи;
Позиция 3 –посредине впереди.
Занимает центральный блокирующий (нападающий из зоны I темпа) – игрок, способный принимать низкие мячи, обладающий высокой реактивностью. Должен уметь создать эффект неожиданности на поле при парировании атаки соперников;
Позиция 4 – слева впереди.
Место доигровщика (работает в зоне I темпа) – участник команды, атакующий с края сетки. Принимая во внимание позиции игроков на площадке, он вынужден часто принимать подачи связующего и атаковать. Нужен сильный удар. Игрок обязан отлично видеть ход игры и исход подачи;
Позиция 5 – слева сзади.
Занимает связующий или плеймейкер – участник команды, которому принадлежит право второго удара после атаки соперников. Его задача так подать мяч нападающему, чтобы тот смог провести результативный удар. Нужно обладать скоростью реакции и точностью подачи;
Позиция 6 – посредине сзади.
Занимает блокирующий – самый высокий и выносливый член команды. Он блокирует удары.
Нумеруются позиции в волейболе по номерам 1-6 в направлении справа налево. А переходы осуществляются участниками слева направо. Участникам команды игра приносит удовольствие только в том случае, если каждый игрок стоит на своем месте – амплуа соответствует физическим качествам и умениям. Выбрать роль в игре – важная задача, которую предстоит решать тренеру. Правильный и оптимальный состав группы влияет на результат принятого решения и на исход матча.
Влияние математики прослеживается и в иных фазах игры:
траектория полета мяча в волейбольной игре – парабола;
сетка на волейбольном поле – ось симметрии;
положение игроков на поле симметрично;
игра с тремя проходами – прямоугольный треугольник;
взаимодействие мяча с игроками – углы 450, 900, 900 – 1800;
угол движения при блокировании и ударе по мячу – это угол между двумя прямыми;
игра в мяч волейболиста – теорема Пифагора;
игра с трехточечным проходом должна быть прямоугольным треугольником;
угол между коленями при взятии мяча должен быть 450.
угол сгибания руки при получении мяча также должен составлять450.
при взятии мяча угол между рукой и телом должен составлять 900.
В Бердянском государственном лицее игра в волейбол занимает важное место. Это объясняется не только её доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно-важных качеств и, прежде всего, основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение). К популярным видам спорта в лицее можно отнести футбол, баскетбол, шахматы, настольный теннис.
Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно-важных двигательных умений и навыков, хорошо поставленное обучение волейболу способствует выявлению волейбольных талантов ещё в школе, а также создаёт предпосылки для массового приобщения людей разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.
По предмету "Физическое культура" в лицее осуществляется проведение совместных внеклассных мероприятий с учителями, а также участие в городских спортивных мероприятиях. Например, после проведения городского турнира по волейболу в лицее прошли соревнования между командами юношей и девушек, что позволило остальным лицеистам понаблюдать за игрой подготовленных волейболистов. После этого сборная команда юношей и девушек соревновалась со сборной учителей лицея. Данное мероприятие стало ярким примером взаимодействия физвоспитания в лицее с пропагандой здорового, спортивного образа жизни в образовательном учреждении. Совместные спортивно-оздоровительные соревнования, проведение товарищеских встреч по различным видам спорта, спортивных праздников ко Дню защитника Отечества, дают правильную направленность и повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом учащихся, в подготовке юношей к службе в вооруженных силах РФ.
Таким образом, реализация межпредметных связей способствует самоопределению и самореализации всех участников учебно-воспитательного процесса, является одним из направлений личностной ориентации образования, создает атмосферу сотрудничества и сотворчества между обучающимися и учителями лицея, что в целом обеспечивает гармоническое развитие личности.
Список литературы
Аникина Н.Б. Учебно-тренировочный процесс по волейболу:сборник методических материалов. – Екатеринбург: СОПК, 2005.
Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2005.
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Пособие для учителей и методистов – М., Просвещение, 2011.
Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов / Современная педагогика. – 2008. № 9. – С. 42.
Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре. – М.; 2001.
Железняк Ю.Д., Портных Ю.И. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения. – М.; 2006.
Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. − М.: Просвещение, 1984. − 143 с.
