Публикации Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование УУД на уроках русского языка и литературы
Автор: Айрих Елена Мавлавиевна

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы   Обучать — значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры.  Жозеф Жубер (1754 — 1824, французский писатель) Современная система образования претерпела значительные изменения, что повлекло за собой пересмотр подходов к обучению. Теперь приоритет отдается развитию у учащихся коммуникативных навыков, способности к самоанализу, широкому кругозору и логическому мышлению. Эти ключевые компетенции, необходимые для успешного обучения и взаимодействия, принято называть универсальными учебными действиями (УУД).Универсальные учебные действия (УУД) – это, по сути, умение учиться. В широком смысле, это способность человека к постоянному развитию и совершенствованию, основанная на активном освоении нового опыта. Если говорить конкретнее, УУД – это набор навыков и стратегий, позволяющих ученику самостоятельно добывать знания, умения и организовывать свой учебный процесс. Современная педагогика придает огромное значение развитию УУД, поскольку они выполняют важные функции:* Обеспечивают самостоятельность в учебе: Ученик может сам ставить цели, находить ресурсы и методы для их достижения, контролировать и оценивать свою работу.* Способствуют всестороннему развитию личности: Создаются условия для самореализации и готовности к обучению на протяжении всей жизни.* Гарантируют успешное освоение учебной программы: Формируются необходимые знания, умения, навыки и компетенции в любой области.Важно отметить, что УУД формируются не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, согласно ФГОС, является важной частью образовательного процесса и включает в себя различные формы работы, такие как экскурсии, кружки, секции, конференции, олимпиады и другие. Эти мероприятия, организованные с четкой целью и мотивирующие учеников, также способствуют развитию УУД, превращая развлечение в эффективный инструмент обучения. Можно сделать следующий вывод: универсальные учебные действия (УУД) представляют собой не только формулировку результатов образовательного процесса, но и результаты внеурочной деятельности. Ребёнок должен развивать не только свои интеллектуальные способности, но и навыки сотрудничества, самообразования и саморазвития. Эти аспекты закладываются в рамках внеурочной деятельности. Все её формы способствуют формированию гармонично развитой личности. Процесс воспитания осуществляется постепенно: сначала это работа педагога, затем к ней подключаются и сами воспитанники, а также общество. В результате эффективной воспитательной работы мы достигаем положительного результата — всесторонне развитой личности ребёнка, что и является целью развития УУД.Универсальные учебные действия можно разделить на четыре основных блока. Личностные УУД помогают учащимся ориентироваться в ценностях и смыслах (умение соотносить свои поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и выделение нравственного аспекта поведения), а также в социальных ролях и межличностных отношениях. В контексте учебной деятельности выделяются три вида действий:1. Самоопределение — это личностное, профессиональное и жизненное смыслообразование, которое включает в себя установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Учащийся должен задаваться вопросом о значении и смысле учения для себя и уметь находить на него ответ.2. Нравственно-этическая ориентация — это оценка усваиваемого материала с нравственной точки зрения, что позволяет делать личный моральный выбор на основе социальных и индивидуальных ценностей.Для формирования личностных универсальных учебных действий применяются различные виды заданий, такие как участие в проектах, творческие задания, восприятие музыки различными способами, мысленное воспроизведение картин или видео, самооценка событий и ведение дневников достижений.На уроках литературы для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие методы: «Дай себе помочь», «Выход за пределы», «Отсроченная реакция», «Лови ошибку», «Вопрос к тексту», «Диалог с автором», комментированное чтение и «Идеальное задание». Задание «Главная мысль». 8 классТема урока: «Односоставные предложения»Цель: научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию, что берёза является символом любви к Родине.( текст распечатан для каждого ученика)Прочитаем его выразительно. Читая, обратите внимание на предложение, вкотором пропущены знаки препинания. ( 4) Выделите его.1 Русская берёзка…2 Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, нерождает столько образов и сравнений.3.Наблюдая в лесу, я понял, что берёза - это воистину крестьянское дерево.4 Всматриваясь в берёзовый лес в узловатые его стволы вспоминаешьтрудовые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяжёлую работу.5 А молодые березки, тоненькие, прямые, как бы на цыпочкахприподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, радуют глаз.6 Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенскиепесни, звуки гармоники, юность, детство. (По Н. Жукову)Беседа по содержаниюДокажите, что это текст. ( текст – это группа предложений, связанных посмыслу и грамматически.)Определите тему (русская берёзка) и идею текста(автор говорит о своейлюбви к Родине, символом которой является берёзка).Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.(2)Тема- это то, о чём говорится в тексте. Тема объединяет предложения втекст.Основная мысль -  это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема иосновная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тожеопределяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одномиз его предложений. Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем. Умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельностьОтражают способность ребенка строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.Типовые задания для формирования регулятивных УУД.Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут;заучивание материала наизусть в классе; контрольный опрос на определенную проблему.Типовые задачи по формированию регулятивных УУД на уроках русского языкаТема урока: «Имя прилагательное как часть речи».Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель урока:1.Вспомнить, какие части речи мы знаем.2.Определять самостоятельные и служебные части речи.3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данной части речи по плану» (6 класс)Темы уроков: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Числительное», «Местоимение», « Наречие».Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.Задание: Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном (имени прилагательном, глаголе, местоимении, наречии и т.д.) по плану:1.Что обозначает?2. На какие вопросы отвечает3.Морфологические признаки (постоянные, непостоянные).4.Синтаксическая роль в предложении.Все ли верно в твоем рассказе? (Прочитай правило в учебнике). Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные умения)-обработка информацииУмения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном миреСистема способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информациисамостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:умение структурировать знания;умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:сравни;«найди отличия» (можно задать их количество);«на что похоже?»;поиск лишнего;«лабиринты»;упорядочивание;«цепочки»;хитроумные решения;составление схем-опор;работа с разного вида таблицами;составление и распознавание диаграмм;работа со словарями.Методические приемы для формирования познавательных действийна уроках литературыПрием моделирования.Удивляй.Фантастическая добавка.Пересечение тем.Повторяем с контролем.Опрос «по цепочке».Опрос-итог.Игры-тренинги.Да и нет.Хорошо – плохо.Точка зрения.Многоэкранная схема.Задание «Составь рассказ от имени другого персонажа». «Представь себе, что ты на какое-то время стол столом в классной комнате, камешком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Опиши один день этой воображаемой жизни». При выполнении задания учитель поощряет самые интересные, изобретательные, оригинальные ответы. Необходимо отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую чёрточку, свидетельствующие о глубине проникновения ребёнком в новый, непривычный для него образ.Задание «Распределение слов по группам»Описание задания: Распределите имена существительные в три группы (м.р., ж.р., ср. р.), которые сочетались бы со словами он мой, она моя, оно моё . Запишите их, выделите окончания.Текст: Он мой - дядя, ... Она моя - улица, ... Оно моё - окно,...Дядя, пассажир, улица, окно, конь, поле, аллея, чудо, лестница, ягода, лес, завтрак, мороженое, молоток, осина, октябрь, пальто, работа, яблоко, метро, кино, морковь. Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьмиОбеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:составь задание партнеру;представь себя в роли учителя и составь задание для класса;составь рассказ от имени героя;составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);отзыв на работу товарища;групповая работа по составлению кроссворда;«отгадай, о ком говорим»;диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);«подготовь рассказ...»;«опиши устно...»;«объясни...» и т. д.Составление диалога с учетом интересов собеседникаОцениваемые УУД: действия умения слушать и вступать в диалог - развитие умения задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой речи.Описание задания: Представьте, что вы пришли в магазин. Составьте диалог покупателя и продавца о покупке имеющихся в магазине товаров. Какие слова вежливости они должны употребить? Запишите 4-5 составленных вами предложений.Игра "Четвертое лишнее"Оцениваемые УУД: действия умения слушать и вступать в диалог - развитие умения строить монологическое высказывание; уметь договариваться с партнером в паре и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.Описание задания: Найди в каждой строчке одно лишнее слово. Объясни свой выбор.Текст: Я, он, на, ты. Они, мы, но, он. Вы, она, нос, ты.Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? «Чудесный доктор» Куприна, «Хамелеон» Чехова А.П.)Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?составление кластера;дискуссия;групповая форма работы;проектная и исследовательская деятельности;театрализация;рефлексия;портфолио;создание учащимися литературных произведений.нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, Содержание УУД, формируемых в процессе интеллектуальных игр.Вот перефразированный текст, фокусирующийся на содержании УУД, формируемых в интеллектуальных играх:Интеллектуальные игры – мощный инструмент для развития личности ребенка и формирования универсальных учебных действий (УУД). Они способствуют социализации, развитию эмпатии и рефлексии, предоставляют возможность проявить себя, применить знания в нестандартных ситуациях и получить новую информацию.В процессе интеллектуальных игр, таких как конкурсы, ролевые игры, диспуты и турниры, активно формируются следующие УУД:Личностные УУД: Развивается внутренняя позиция школьника, мотивация к учебе и ориентация на моральные нормы.Познавательные УУД: Формируется умение анализировать ситуации, строить логические рассуждения, выдвигать и обосновывать гипотезы, осознанно строить речевые высказывания, выбирать эффективные способы решения задач, рефлексировать, осмысленно читать, извлекать информацию из текстов, определять главную и второстепенную информацию, формулировать проблемы и создавать алгоритмы решения творческих задач.Коммуникативные УУД: Развивается умение учитывать позиции других участников, распределять роли в команде, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и эффективно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.Регулятивные УУД: Формируется способность мобилизовать силы, преодолевать препятствия, оценивать свои действия, ставить цели, планировать, распределять обязанности, составлять план действий и вносить в него коррективы. Таким образом, интеллектуальные игры способствуют комплексному развитию УУД, необходимых для успешной учебной и социальной деятельности.
-