Публикации
«Участие в конкурсах профессионального мастерства как способ абилитации и профориентации школьников с нарушениями зрения».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Участие в конкурсах профессионального мастерства как способ абилитации и профориентации школьников с нарушениями зрения».
Автор: Сердюкова Александра Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Участие в конкурсах профессионального мастерства как способ абилитации и профориентации школьников с нарушениями зрения».
Автор: Сердюкова Александра Николаевна
Участие в конкурсах профессионального мастерства как способ абилитации и профориентации школьников с нарушениями зрения
Сердюкова А.Н.
Учитель высшей квалификационной категории
ГБОУ школы-интерната №3 г. Армавира
Ребенок или подросток с ОВЗ или с инвалидностью проходит процесс социализации в ограниченных условиях, поэтому узкий круг социальных контактов приводит к тому, что у него складываются определенные жизненные стереотипы. И только расширение социального пространства, разнообразие социальных контактов обеспечит ему необходимые условия для успешной социализации и самоопределению.
В школе - интернате № 3 г. Армавира обучаются слепые и слабовидящие обучающиеся.
На протяжении нескольких лет обучающиеся нашей школы-интерната принимают участие в конкурсе профессионального мастерства среди инвалидов Абилимпикс. Цель национального движения Абилимпикс- организация содействия трудоустройству людей синвалидностью через ихучастие вконкурсах профессионального мастерства.
Участники соревнований хорошо проявляют свои способности и демонстрируют сформированные профессиональные и личностные компетенции. С целью достижения успешной социализации в обществе своих учеников и обеспечивания им эффективной профессиональной ориентации наша школа ведет целенаправленную работу.
Хочу поделиться своим опытом тренера чемпионата Абилимпикс.
С 2019 года я являюсь тренером в компетенции Документационное обеспечение управления и архивоведения. На протяжении всего этого времени обучающиеся под моим руководством занимали призовые места на национальном чемпионате Абилимпикс, одержав победу на региональном этапе. Компетенция представляет собой деятельность специалиста отдела кадров, делопроизводителя. Важным пунктом в подготовке обучающегося, раскрытие способностей и возможностей здоровья работать на компьютере. Слабовидящие обучающиеся получают от меня видео-уроки, если нет возможности заниматься офлайн. С каждым учеником прорабатывается стратегия, разрабатывается индивидуальный алгоритм действий, при выполнении заданий компетенции. Тут не обходится без профессиональной интуиции.
1шаг.Отобрала одаренных, способных обучающихся, которые вошли в команду потенциальных участников чемпионата.
2шаг.Тренировки.
3 шаг.Совместно с обучающимися разработала график проведения тренировок в дистанционном формате.
При формировании команды участников не последнюю роль занимают механизмы их поощрения:
–отражение результатов чемпионата/олимпиады в личном портфолио, которое просматривается при поступлении в вуз или суз;
–публичное объявление положительных результатов, которое повышает самооценку обучающегося (сайт ОУ, паблики в ВК, доска новостей в ОУ). Не маловажным является материальное поощрение.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации№ 119 от 5 февраля 2022 года победителям (1-3 место) Национальных чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", проводимого начиная с 2023 года, предоставляются меры социальной поддержки путем предоставления услуг по дополнительному образованию детей и дополнительному профессиональному образованию, а также приобретения специализированных технических средств реабилитации с использованием электронного сертификата.
В 2019 году, на Московском чемпионате Абилимпикс, Макаров Олег занял 3 место, своим стремлением к победе понравился экспертам, умением принимать решения, многозадачности, зарекомендовал себя, что на данный момент обучается в Московском вузе.
В 2020 году Количаев Никита занял 3 место на Национальном чемпионате, на данный момент тоже обучается в Московском вузе.
2021 году Сафин Марат занял 3 место в Подготовительном этапе Московского чемпионата, учится в Ставропольском вузе.
В 2023 году Нашу школу на Национальном Чемпионате представлял только одни обучающийся Количаев Даниил, который, наконец, занял 1 место, получил долгожданную золотую медаль.
23 апреля 2024 года прошел очередной региональный чемпионат Абилимпикс, я готовила обучающихся в новой компетенции для меня Дошкольное воспитание. Разработаны технологические карты для конкурсантов, отработаны модули заданий по минутно. Работа дала свои результаты, 1 место занял Алексеенко Михаил в региональном этапе чемпионата, осенью нас ожидает национальный чемпионат в Москве.
Участие в Абилимпиксе обеспечивает более высокий уровень профессиональной социализации выпускников посредством тесной связи с региональными работодателями и мониторинга их потребностей в профессиональной подготовке специалистов. Наши выпускницы-победители Абилимпикса успешно работают по выбранным профессиям, что является наглядным примером актуальности и необходимости работы в данном направлении.
После таких конкурсов у обучающихся всегда появляются искорки в глазах, уверенность в себя, побуждается интерес к жизни, повышается мотивации к развитию профессионального мастерства, что важно для успешной социализации в обществе и личностного роста.
Таким образом, конкурсы профессионального мастерства для лиц с инвалидностью – это форма повышения компетентности, толерантности различных субъектов образовательной системы. Система конкурсов позволяет людям с инвалидностью сформировать уверенность в своих силах, оценить свои возможности и продемонстрировать их сверстникам, работодателям. У обучающихся с ОВЗ формируется ответственность и добросовестное отношения к труду; развитие творческого мышления; профессионального интереса; коммуникативных качеств, позволяющих найти свое место в жизни.
Сердюкова А.Н.
Учитель высшей квалификационной категории
ГБОУ школы-интерната №3 г. Армавира
Ребенок или подросток с ОВЗ или с инвалидностью проходит процесс социализации в ограниченных условиях, поэтому узкий круг социальных контактов приводит к тому, что у него складываются определенные жизненные стереотипы. И только расширение социального пространства, разнообразие социальных контактов обеспечит ему необходимые условия для успешной социализации и самоопределению.
В школе - интернате № 3 г. Армавира обучаются слепые и слабовидящие обучающиеся.
На протяжении нескольких лет обучающиеся нашей школы-интерната принимают участие в конкурсе профессионального мастерства среди инвалидов Абилимпикс. Цель национального движения Абилимпикс- организация содействия трудоустройству людей синвалидностью через ихучастие вконкурсах профессионального мастерства.
Участники соревнований хорошо проявляют свои способности и демонстрируют сформированные профессиональные и личностные компетенции. С целью достижения успешной социализации в обществе своих учеников и обеспечивания им эффективной профессиональной ориентации наша школа ведет целенаправленную работу.
Хочу поделиться своим опытом тренера чемпионата Абилимпикс.
С 2019 года я являюсь тренером в компетенции Документационное обеспечение управления и архивоведения. На протяжении всего этого времени обучающиеся под моим руководством занимали призовые места на национальном чемпионате Абилимпикс, одержав победу на региональном этапе. Компетенция представляет собой деятельность специалиста отдела кадров, делопроизводителя. Важным пунктом в подготовке обучающегося, раскрытие способностей и возможностей здоровья работать на компьютере. Слабовидящие обучающиеся получают от меня видео-уроки, если нет возможности заниматься офлайн. С каждым учеником прорабатывается стратегия, разрабатывается индивидуальный алгоритм действий, при выполнении заданий компетенции. Тут не обходится без профессиональной интуиции.
1шаг.Отобрала одаренных, способных обучающихся, которые вошли в команду потенциальных участников чемпионата.
2шаг.Тренировки.
3 шаг.Совместно с обучающимися разработала график проведения тренировок в дистанционном формате.
При формировании команды участников не последнюю роль занимают механизмы их поощрения:
–отражение результатов чемпионата/олимпиады в личном портфолио, которое просматривается при поступлении в вуз или суз;
–публичное объявление положительных результатов, которое повышает самооценку обучающегося (сайт ОУ, паблики в ВК, доска новостей в ОУ). Не маловажным является материальное поощрение.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации№ 119 от 5 февраля 2022 года победителям (1-3 место) Национальных чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", проводимого начиная с 2023 года, предоставляются меры социальной поддержки путем предоставления услуг по дополнительному образованию детей и дополнительному профессиональному образованию, а также приобретения специализированных технических средств реабилитации с использованием электронного сертификата.
В 2019 году, на Московском чемпионате Абилимпикс, Макаров Олег занял 3 место, своим стремлением к победе понравился экспертам, умением принимать решения, многозадачности, зарекомендовал себя, что на данный момент обучается в Московском вузе.
В 2020 году Количаев Никита занял 3 место на Национальном чемпионате, на данный момент тоже обучается в Московском вузе.
2021 году Сафин Марат занял 3 место в Подготовительном этапе Московского чемпионата, учится в Ставропольском вузе.
В 2023 году Нашу школу на Национальном Чемпионате представлял только одни обучающийся Количаев Даниил, который, наконец, занял 1 место, получил долгожданную золотую медаль.
23 апреля 2024 года прошел очередной региональный чемпионат Абилимпикс, я готовила обучающихся в новой компетенции для меня Дошкольное воспитание. Разработаны технологические карты для конкурсантов, отработаны модули заданий по минутно. Работа дала свои результаты, 1 место занял Алексеенко Михаил в региональном этапе чемпионата, осенью нас ожидает национальный чемпионат в Москве.
Участие в Абилимпиксе обеспечивает более высокий уровень профессиональной социализации выпускников посредством тесной связи с региональными работодателями и мониторинга их потребностей в профессиональной подготовке специалистов. Наши выпускницы-победители Абилимпикса успешно работают по выбранным профессиям, что является наглядным примером актуальности и необходимости работы в данном направлении.
После таких конкурсов у обучающихся всегда появляются искорки в глазах, уверенность в себя, побуждается интерес к жизни, повышается мотивации к развитию профессионального мастерства, что важно для успешной социализации в обществе и личностного роста.
Таким образом, конкурсы профессионального мастерства для лиц с инвалидностью – это форма повышения компетентности, толерантности различных субъектов образовательной системы. Система конкурсов позволяет людям с инвалидностью сформировать уверенность в своих силах, оценить свои возможности и продемонстрировать их сверстникам, работодателям. У обучающихся с ОВЗ формируется ответственность и добросовестное отношения к труду; развитие творческого мышления; профессионального интереса; коммуникативных качеств, позволяющих найти свое место в жизни.
