Публикации Патриотическое воспитание через работу музейного уголка школы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание через работу музейного уголка школы
Автор: Овчинникова Марина Акбаржановна

Патриотическое воспитание через работу музейного уголка школы.
Овчинникова М.А.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 102 Дзержинского района Волгограда
В современном мире надо задумываться обо всем. И в первую очередь о воспитании наших детей. Патриотическая работа в школе необходима, и она должна быть эффективной.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных в современном обществе. При этом она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Патриотизм призван придать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию гражданской ответственности, духовности, формирования у граждан позитивных ценностей и качеств, он напрямую согласуется с общегосударственными задачами страны по укреплению Отечества, по обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому позволяет не только понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития. Работа по патриотическому воспитанию должна быть плановой, системной и постоянной.
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию школьников являются музейные комплексы. Сейчас в Волгограде насчитывается 98 музейных комплексов. Из них: музеев – 35, 11 Боевой славы; комнат – 40; залов – 2; уголков – 21. В нашей школе вот уже 17 лет работает музейный уголок Мы сыны твои, Россия!.
Почти 40 лет назад в нашей школе существовала музейная комната, но в 1990-х годах она была закрыта. И вот только относительно недавно, на основе сохранившихся экспонатов, нам удалось создать музейный уголок.
В феврале 2009 года состоялось открытие музейного уголка Мы сыны твои, Россия!. Уголок состоит из четырех экспозиций. Первая посвящена участникам Великой Отечественной войны. Эти люди когда-то работали в нашей школе. Вторая экспозиция рассказывает о 407 ордена Александра Невского отдельном линейном батальоне связи. Этот батальон был сформирован в июле 1941 года под Киевом, а в сентябре 1945 года расформирован. Третья экспозиция называется: Светлой памяти наших отцов посвящается. Она рассказывает об участниках Великой Отечественной войны, дети которых стали преподавателями. И последняя, четвертая экспозиция, называется Растим патриотов России. Она постоянно меняется, так как посвящена жизни нашей школы.
Сейчас в нашем музейном уголке почти 70 экспонатов, но их число постоянно увеличивается. Учащиеся приносят предметы, которые мы изучаем и, если они представляют интерес, пополняем ими экспозиции. Так появились в уголке стабилизатор (хвостовая часть) от 120 мм осколочно-фугасной мины, фотографии и монеты 1737, 1757 и 1875 годов. В этом учебном году музейный уголок обновился информацией об участниках специальной военной операции - учениках нашей школы.
Конечно, если дети будут просто пассивными наблюдателями, то патриотическая работа, даже с помощью музейного уголка, будет мало эффективной. Поэтому я активно вовлекаю их в различную деятельность. За время существования уголка, ребята написали такие исследовательские работы, как: Судьба одного бойца, Письмо с фронта, Как ты встретишь меня, любимая…, Письмо домой, Икона святости полна, расскажет многое она…, Монета: история и современность, Энциклопедический словарь. Издательство 1899 года, Красноармейская книжка Попова Петра Дмитриевича, Судьба простой женщины-Киселевой Капитолины Петровны, Гамлет Даллакян и его сто крестиков и другие. Работы были представлены на таких конкурсах, как Городской конкурс исследовательских работ, Музей XXI века, Областные исторические чтения, Областной конкурс видеосюжетов, Областной конкурс презентаций и другие.
Также ребята принимали участие в конкурсе экскурсоводов и агитбригад, где они могли проявить себя с творческой стороны. Итогами различных мероприятий становятся такие, сделанные самими учащимися, книги: Победа деда – моя победа, Война в судьбе моей семьи и Акция Память.
Каждый учебный год проводятся экскурсии в наш музейный уголок для всех учеников начальной школы. Экскурсоводы готовят такие тематические экскурсии, как 19 ноября-день контрнаступления под Сталинградом, 2 февраля - окончание Сталинградской битвы и 9 мая-день Победы.
Я считаю, что работа, которая проводится в музейном уголке, позволяет прививать учащимся нашей школы уважение к памяти людей прошлых поколений и культурному наследию, без чего нельзя воспитать любовь к своему Отечеству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гашук Е.А. Технология музейной педагогики. Волгоград: Учитель, 2018
Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003.
Туминская О. А. Урок в музее и музейный урок // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. №195.
Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.

-