Публикации "Формы и методы работы на уроке изобразительного искусства с обучающимися в первой половине дня"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формы и методы работы на уроке изобразительного искусства с обучающимися в первой половине дня"
Автор: Фролова Галина Дмитриевна

«Формы и методы работы на уроках изобразительного искусства с обучающимися в первой половине дня»

МБОУ СОШ № 15 с.Казинка

Шпаковского района

учитель ИЗО

Фролова Галина Дмитриевна

Изобразительная деятельность играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества, средство эстетического воспитания.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского призвана помочь раскрыть представление школьников о системе взаимодействия искусства с жизнью. Вся практическая деятельность учащихся строится  на жизненном опыте детей, их восприятии окружающей жизни, т.е. на основе наблюдения и изучения окружающей реальности. Ведущим видом деятельности является эстетическое восприятие окружающей действительности и художественное восприятие искусства (слайды, репродукции), обсуждение результатов собственной художественной деятельности, самостоятельное изучение художественного наследия, основанное на поисковой внеклассной работе. Учебная деятельность — это особая форма учения, направленная на овладение обобщенными способами учебных действий и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом.

   Структура учебной деятельности включает пять основных компонентов:
• мотивацию;
• учебные задачи, представленные в форме учебных заданий;
• учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи;
• действия контроля, переходящие в самоконтроль;
• действия оценки, переходящие в самооценку.

В сборнике примерных рабочих  программ дана характеристика деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства. Это помогает учителю ставить перед учащимися учебные задания. Весь урок должен состоять из различной деятельности учащихся. Чтобы каждому ученику было комфортно на уроке, а его деятельность была бы успешной , я использую дифференцированный подход.

Многообразие видов деятельности и форм работы на уроках ИЗО стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Основные виды изобразительной деятельности:

1. Изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина

– рисование (с натуры, по памяти и по представлению);

- рисование под впечатлением от прочитанных литературных и просмотренных драматических произведений;

- рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;

2. Декоративно-прикладная деятельность. Декоративное рисование на плоскости, декоративные работы в объеме и пространстве по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;

– объемно-пространственное моделирование;

– проектно-конструктивная деятельность;

3. Конструктивная работа (художественное конструирование и моделирование из бумаги и различных материалов);

4. Индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа, используемое в оформлении школьных интерьеров;

5. Восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

6. Обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

7. Прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в тематическом единстве. Тематическая цельность программы (блочная система планирования) помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к культуре стран и народов мира, а также обеспечивает поступательность в развитии практических умений и навыков детей.

Основными видами занятий школьников являются рисование с натуры, по памяти и представлению,  композиционно-творческая деятельность на основе овладения ими живописными, графическими и объемно-пространственными средствами художественной выразительности. Цвет, тон, линия, силуэт, пятно и другие средства для обогащения опыта художественно-творческой деятельности детей и формирует осознанность выбора выразительных средств при создании художественных образов. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д.

Н-р: в 1 классе тема первого урока «Все дети любят рисовать». Ребятам предлагается нарисовать рисунок по памяти и представлению так, чтобы на нем было солнце. Ребята рисуют солнышко с лучиками. После того как дети завершили свои работы, я показываю им работы художников обращая внимание на то, что солнце — это просто круг, на то что у профессионалов нет белого поля картины, и показываю несколько фотографий уголков природы, когда солнечный свет проходя сквозь листву дерева или облака создает впечатление лучей солнца.

Во 2 классе ребята знакомятся с основными и составными цветами, понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона, пробуют различные материалы ( мелки, пластилин, аппликацию. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п.

Начиная с 3 класса вводится такое понятие как ДПИ. Начиная с первой четверти ребята работают по таким темам как «Обои и шторы у тебя дома», «Посуда у тебя дома», «Мамин платок» и т.д, «Красота человека», «Пир в теремных палатах» - 4 класс, «Древние образы в народном искусстве», «Внутренний мир русской избы», «Русская народная вышивка» - 5 класс. «Декоративно-прикладная деятельность», включая и декоративную деятельность в области орнаментального искусства  основана на изучении народное и профессионального декоративно-прикладное искусства как часть материальной и духовной культуры общества. Раскрывается понятие красоты и национального своеобразия предметного мира. Особенности восприятия и отражение окружающей действительности опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Раскрываются принципы взаимодействия всех типов художественного творчества в системе отечественной и мировой культуры. 

Этот раздел предусматривает познание  учащимися истоков рождения орнамента, значения орнаментальных мотивов в древности, понимание первоначального смысла орнамента как знака, символа, выявление значения символики на мотивах произведений декоративно-прикладного искусства. Особое значение придается освоению содержания, системы образов, принципа отражения действительности на примере вещей - типов в народном искусстве. Предусматривается художественно-творческая деятельность школьников на основе углубления их представлений о художественно-образных системах народного и профессионального (классического) искусства, дальнейшего освоения  средств художественной выразительности, художественных техник и материалов.

С 6 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, рисуют человека. Не все ученики имеют одинаковые способности, некоторым детям изображение фигуры дается с большим трудом. Тому, кто испытывает сложности в освоении программного материала, я предлагаю изобразить фигуру с использованием шаблона, или полоски бумаги, разделенной на восемь частей. Шаблоны изготавливаются самими детьми на уроке изобразительного искусства еще в 5 классе в соответствии с пропорциями тела человека.  Этот шаблон помогает детям, имеющими затруднения в рисовании, также  при выполнении композиции на тему «Народные праздничные обряды», «Одежда говорит о человеке», «Масленица». 

Например, натюрморт – композиционное решение, свет, цвет, пропорции, форма — с натуры.

По представлению – придумать натюрморт, который бы рассказывал о человеке (можно в декоративной технике)

То же самое с портретом:

•Портрет соседа (натура)

•Портрет мамы (по памяти)

•Портрет из фруктов (воображение)

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Школьникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, – глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

Применяются такие виды конструирования: из строительного материала; наборов конструкторов; бумаги; природного и других материалов. В процессе конструирования школьники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Дети знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется – применять раскраску).

К формам организации учебно-познавательной деятельности относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы.   Для достижения наилучших результатов в обучении изобразительному искусству я использую: творческие задания, работу в группах, дидактические игры. Использование разнообразных форм работы позволяет избежать однообразия и монотонности в проведении уроков, поддерживает интерес к изобразительному искусству и, соответственно, положительную мотивацию к обучению.

В процессе занятий аппликацией учащиеся знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Школьники знакомятся с названиями и признаками геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. В процессе занятий аппликацией у школьников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя детям бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

  Огромную роль в преподавании изобразительного искусства играет система межпредметных связей. Это позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Примерами могут служить уроки музыки и ИЗО «Весёлая ярмарка» - обобщающий урок 2 четверти в 5 классе. Тема «История колокольного звона» знакомит с появлением и изготовлением колоколов на Руси, с картинами художников на которых изображены церкви и звонницы. Изучают особенности звучания колокольного звона и использование колокольного звона в произведениях известных композиторов. Интегрировать урок можно и, не прибегая к помощи учителя другого профиля, а опираясь на знания детей, полученные на других предметах. При рисовании натюрморта с фруктами, овощами или цветами можно опираться на знания, полученные в области биологии, тема «О чем рассказываю нам гербы и эмблемы» тесно связана с историей и т.д.

Включение в программу национально-регионального компонента позволяет приобщить учащихся к истории своего края, не потерять связь с малой Родиной, способствует внедрению исследовательского метода обучения. Темами для проектов-исследований в 5 классе являются «Народный костюм» в 6 классе – «Художники-земляки», в 7 классе «Дворянские усадьбы  Ставропольского  края»,   «Архитектура  города  Ставрополя»  и  др.

    Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные "путешествия”, в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, позволяет обеспечить принцип наглядности.  

Заключение.

Умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, развитие художественного творчества, всё это есть в изобразительном искусстве. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для воспитания детей. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краска, глина, мел и др.)» с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

Одно из важных условий успешной изобразительной деятельности обучающихся - необычное начало работы,   интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.  В результате повышается мотивация учащихся, развивается познавательный интерес к искусству, учащиеся становятся более активными.

   Дети должны знать для чего они это делают, где им это может пригодиться в жизни, что и как необходимо выполнить, в какой последовательности вести работу. Задачи урока по пунктам я выписываю на доске, чтобы дети могли самостоятельно обратиться к этой информации, прочитать и проконтролировать свою деятельность на уроке. Это помогает сконцентрировать внимание ученика и провести самооценку своей работы.

Уроки изобразительного искусства призваны помочь каждому ребенку понять, какой он способный, талантливый, почувствовать вкус творчества, полет фантазии.

Список использованных источников

  • Алтапов М. В., Ростовцев Н. И. «Искусство» 1т. 1 часть М., 1987.

  • Методика обучения рисованию, лепке и аппликации. Учебник для учащихся пед. училищ под редакцией док. пед. наук Саккулиной Н. П. Изд. 5-е, испр. М: Просвещение 1993. 256 с.

  • Методика обучения изобразительной деятельности конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. училищ Комарова Т. С., Езикеева В. А., Лебедева Е. В. 2 изд. дораб. М: Просвещение 1985. 271 с.

   

12

Начинать необходимо с наблюдения за предметом.

Провести анализ его

конструкции, выявить характерные особенности формы, размера и цвета.

Далее, не

обходимо соотнести выбранный предмет с геометрическими формами,

выявить наиболее выразительные средства изображения.

Еще одним основным видом декоративного рисования является о

рнамент

.

(

Рисунок 3).

В отличие от стилизации, орнамент подразумевает

ритмич

ное

чередование

элементов, входящих в состав рисунка

. Орнамент

может состоять

как из

одного декоративного

элемента

, так и из

нескольких

.

Орнамент так же

имеет собственную классификацию по видам. В их число входит

геометрический орнамент, орнамент из

растительных элементов, а так же

животные, символические и комбинированные орнаменты. Главн

ой

практическ

ой целью орнаментов является использование в оформлении или

украшении

тех или иных объектов.

13

1.4 Д

изайн

Следующим рассмотрим такой вид художественно

й деятельности, как

д

изайн

. Данный вид является синтезом множества разновидностей

художественного творчества

.

В нем встречается и декоративно

-

прикладное

творчество, и искусство конструирования, и графика, и многое другое.

Дизайн

обладает

отличи

тельной особ

енностью. От других

видов художественно

й

деятельности

его

отличает то

,

что в нем соединены

два вида воспитания:

эстетическое

и трудовое

. Дизайн подразумевает, в том числе, процесс

создания

вещи

, начиная с разработки замысла и заканчивая изготовлением вещи

в

материале.

Благодаря этому, вещи, созданные детьми, несут

в себе

особую

ценность для

своих создателей

.

В процессе дизайна ученики приобретают опыт

созидания, получают колоссальное удовольствие от практической значимости

собственных изделий.

Благодаря диз

айну, дети погружаются в творческую

атмосферу конструирования предметов,

стремятся придать эстетическую

значимость своему творению. Это позволяет ребенку внести собственный вклад

в искусство, почувствовать себя личностью. Развитие дизайнерских навыков

напр

ямую зависит от

сочетания двух видов деятельности: художественной и

проектной. Дизайнерская деятельность развивает визуальное мышление,

чувство пространства. Под визуальным мышлением мы подразумеваем то, что

направлено на создание новых форм и образов, кот

орые несут определенную

смысловую нагрузку

[

3

]

.

В процессе работы над художественным конструированием (дизайном), у

учеников развивается пространственной мышление и воображение. Школьники

учатся оперативно переходить от мыслительной деятельности к

действию. При

этом, необходимо обдумать и распланировать ход всей работы.

14

1.5 Лепка

Лепка

является еще одним видом художественной деятельности.

К тому

же, она является самым осязаемым видом.

Под лепкой подразумевается работа

ребенка с пластическими ма

териалами, такими как пластилин, глина и др. В

процессе работы дети придают материалу определенную форму, привлекая в

процесс работы дополнительные инструменты, например, стеки.

( Рисунок 4).

Отличительной особенностью данного вида деятельности является

об

ъемный способ изображения предметов. Благодаря лепке, ребенок может

достичь

наиболее удачного воспроизведения замысла, относительно движения,

пространства, размера. Если сравнивать лепку и рисунок, в рисунке намного

тяжелее передать расположение предметов

относительно центра композиции,

изобразить динамику, перспективу, пространственные соотношения.

Но и в лепке не все так просто, как может казаться на первый взгляд. Во

-

первых, существуем множество вида самой лепки, начиная с рисования

пластилином, и заканч

ивая объемными предметами. В лепке встречаются

работы, выполненные в различных видах рельефных форм: в виде горельефа и

барельефа.

В ходе работы с пластичным материалом, ученики проходят через

знакомство со свойствами тех или иных материалов, их отличитель

ными

особенностями. Каждый материал имеет свой характер, выразительные

возможности.

15

1.6

Аппликация

Данный вид художественной деятельности

подразумевает разработку

художественных изображений путем наклеивания

на бумагу или нашивания

на

ткань различных разноцветных

какого

-

либо материала (ткань, бумага,

растения

).

Процесс создания аппликации позволяет детям ознакомиться с

простыми и сложными формами, силуэтами. Данный вид деятельности требует

большой мыслительной

работы, развивает вооб

ражение. Сложностью

силуэтного изображения является придание узнаваемости предметам, так как в

силуэте могут отсутствовать отличительные особенности предмета.

Создание аппликации благоприятно влияет на формирование

художественного вкуса учащихся. В процес

се работы над аппликацией

задействуются и совершенствуются такие профессиональные качества детей,

как

чувств

о

цвета, ритма, симметрии

.

Благодаря многообразию материалов,

ученики воспитывают в себе умение правильно подбирать красивые сочетания

цвета и факту

ры составных частей. Данный вид деятельности

способствует

развитию мускулатуры руки, координации движений.

Аппликация имеет грандиозное значение для развития тактильно

-

двигательного восприятия. Именно благодаря этому, у детей складывается

правильное предс

тавление о величине и форме предметов. Аппликация

оказывает влияние на развитие интеллекта учеников, их речи, наиболее

быстрому овладению письма

.

(Рисунок 5).

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы

рассмотрели несколько основных видов художественной

деятельности на уроках изобразительного искусства, хочется отметить, что

к

аждый из этих видов имеет

собственные

возможности в отображении

впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, сто

ящие

перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от

особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Занимаясь

перечисленными видами изобразительного искусства,

ученики

подвергаются

умственному развитию.

Наблюдение является из важнейших навыков, необходимых для умения

рисования или занятий другими видами художественной деятельности. Перед

тем, как приступить к работе на уроке изобразительного искусства, детям

необходимо досконально ознакомиться с объектом

изображения, изучить

и

проанализировать

его форму, цвет, конструкцию, особенности

строения.

Данная мыслительная работа

закрепляется в сознании

учеников.

В

ходе работы

изобразительной деятельности

совершенствуется

зрительная память

детей

. Как

известно, разв

итая память служит необходимым условием успешного познания

действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит

запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений,

закрепление прошлого опыта.

Изобразительная деятельность

и

меет

тесн

ую

взаимосвязь

с сенсорным

воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения

знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в

пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают

предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умстве

нные действия.

Исходя из этого, художественная

деятельность

оказывает огромное влияние на

развитие

сенсорно

го

воспитани

я

,

у детей

разви

вается

наглядно

-

образно

е

мышлени

е

.

17

Детское изобразительное творчество имеет общественную

направленность. Ребенок рисует,

лепит, конструирует не только для себя, но и

для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что

-

то рассказал, чтобы

изображенное им узнали.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного

воспитания заключается также в том, что в процессе

этих занятий у детей

воспитываются нравственно

-

волевые качества: наблюдательность,

настойчивость, активность, самостоятельность, инициатива, чувство

товарищества, взаимопомощи, умение выслушивать и выполнять задание,

потребность и умение доводить начатое д

о конца, преодолевать трудности;

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания

у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств,

которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умстве

нная и

физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо

применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными

умениями.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию руки

ребенка, особенно мускулатур

ы кисти и пальцев, при использовании

простейших орудий: карандаша, кисти, стеки (при лепке), ножниц.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых

качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются

умения труд

иться, добиваться желаемого результата.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что

она является средством эстетического воспитания, так как по своему характеру

она является художественной деятельностью.

В процессе изобразительной

деятельности создаются благоприятные

условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно

18

переходят в эстетические чувства, содействующие формированию

эстетического отношения к действительности.

Эстетическое восприятие направляется в

первую очередь на предмет в

целом, на его эстетический облик

стройность формы, красоту цвета,

пропорциональность частей и т. д.

Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с

предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать

образное

сравнение.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при

восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы:

чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, ч

увство ритма. Выделение

свойств

предметов (форма, ст

роение, величина, цвет, расположение в

пространстве) способствует развитию у детей этих компо

нентов эстетического

чувства

.

Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей

детей,

которые возможны лишь в процессе усвоения и практического

применения знаний, умений и навыков.

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об

окружающем мире и выражают свое отношение к нему. Задача педагога

научить детей художественной д

еятельности, выразительному изображению

предметов и явлений, а не просто копированию их.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести

творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие,

образное мышление, воображение и ког

да они овладевают необходимыми для

создания изображения навыками и умениями.

Эстетическое восприятие содействует развитию соответствующих

представлений, в которых отражаются эстетические качества предметов и

явлений. Творческий характер деятельности предус

матривает возникновение и

19

развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит

то, что запомнил: у него возникают какие

-

то переживания в связи с этим

предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается

то, что в

оспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого

создается образ, который ребенок выражает с помощью изобразительных

средств.

Характерная черта изобразительного художественного творчества

создание выразительных изображений. Однако дети н

е могут создать образа, не

овладев хотя бы в какой

-

то мере способностью передавать в рисунке, лепке и

аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и

выразительность изображения зависят и от того, как дети овладели

формообразующими

движениями и умеют передавать в своей работе форму

предмета. Отчетливо изображенная форма делает образ узнаваемым и вызывает

у самого исполнителя удовольствие, положительные эмоции.

Изображение детьми предметов и явлений действительности

это

вместе с те

м и отражение их отношения к этим предметам и явлениям. Иными

словами, дети отмечают, чем красив предмет, что в нем интересного, чем

хорош, полезен, чем вызывает к себе симпатию, радует или огорчает и т. д. Все

эти стороны порой тесно переплетены между соб

ой, но может выступать и

какая

-

либо одна из них

чисто познавательная, эстетическая, нравственная.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным

средством всестороннего развития детей.

 

-