Публикации «Интеграция вокального и театрального искусства как средство формирования метапредметных компетенций»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Интеграция вокального и театрального искусства как средство формирования метапредметных компетенций»
Автор: Кощеева Светлана Владимировна

Мастер – класс по проблеме:
Интеграция вокального и театрального искусства как средство формирования метапредметных компетенций.
Дата проведения: 09.04.2025 г.
Время проведения: 11.00-12.00
Место проведения: МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону, каб. №25
Проблема: Интеграция вокального и театрального искусства как средство формирования метапредметных компетенций.
Цель: демонстрация положительного педагогического опыта применения различных приемов, позволяющих эффективно формировать метапредметные компетенции у обучающихся театрального коллектива.
Задачи:
проанализировать различия и сходство методов преподавания сценической речи и вокала;
рассмотреть особенности работы голосового аппарата;
познакомить участников мастер-класса с формами работы, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности;
сформировать понимание важности интеграции вокального и театрального искусства;
способствовать повышению уровня самооценки, стремлению к самосовершенствованию и творческой самореализации.
Основные понятия, используемые в процессе обсуждения проблемы: постановка сценического и певческого голоса; опора звука; звукообразование; дикция; посыл голоса.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
оборудованная аудитория;
экран и мультимедиа проектор;
ноутбук, аудиоколонка.
План проведения мастер-класса.
I. Организационный этап:
Знакомство с аудиторией.
Деление слушателей на группы, если необходимо.
Подготовка слушателей.
II. Презентация педагогического опыта.
Одной из задач работы педагога является создание воспитывающей среды и условий здоровьесбережения для обучающихся. Пение и сценическая речь являются одними из таких форм. Для каждой из этих форм есть свои основы, без постижения которых невозможно правильное изучение и исполнение произведения музыкального или декламационного. Основы эти имеют много общего, в этом мы сегодня убедимся.
III. Основной этап.
3.1 Теоретическая часть.
Великий реформатор театра К.С. Станиславский в 1918 году организовал Оперную студию при Большом театре и сделал много открытий, которые не потеряли своей актуальности и сегодня. Он определил суть профессии артиста музыкального театра, которая до сих пор является для многих ориентиром. Цитирую: Оперный певец имеет дело не с одним, а сразу с тремя искусствами, т.е. с вокальным, музыкальным и сценическим. В этом заключается, с одной стороны, трудность, а с другой – преимущество его творческой работы. Трудность – в самом процессе изучения трех искусств, но, раз они восприняты, певец получает такие большие и разнообразные возможности для воздействия на зрителя, каких не имеем мы, драматические артисты. Все три искусства, которыми располагает певец, должны быть слиты между собой и направлены к одной общей цели. Если же одно искусство будет воздействовать на зрителя, а другие – мешать этому воздействию, то результат получится нежелательный. Одно искусство будет уничтожать то, что творит другое.
В музыкальном театре речевой диалог и вокал являются равноправными партнерами. Речь и пение – требуют точного инструмента для воплощения творческих задач. Для актера этим инструментом является его тело и голос, которые в результате огромной работы должны стать совершенными и выразительными.
Поговорим о риторике. В современных исследованиях обычно рассматривают ее только в рамках речевой деятельности. В центре внимания такие понятия как слово, текст. Однако восприятие риторики остается в рамках речи, а пение и музыка остаются в стороне.
На родине риторики, в Древней Греции, музыку (а была она преимущественно вокальной) ценили даже выше риторики. Античная музыка в основном создавалась для исполнения голосом, инструментальная музыка имела второстепенное значение, а умение петь в хоре было совершенно необходимо, чтобы считаться полноправным членом общества. Кто учился в советской школе, вспомните, насколько продуманным было тогда воспитание, ведь хор и постоянные спевки – это лучше любого современного тимбилдинга тренирует работу в команде. Итак, в античности риторика была музыкальной, а музыка риторичной, и не было споров меж ними. И сценическая речь и вокал растут из одного корня, и методы совершенствования их похожи.
В основе музыкального и драматического искусства лежит авторский текст. В драме – это пьеса (слова), в музыке – партитура (ноты). Различие в том, что в музыке, вокале, актер ограничен требованиями к партитуре, он должен спеть точно по нотам, делать вдох и паузы в определенных местах. Драматический актер более свободен в произнесении текста, паузы – результат его внутренних переживаний – могут возникать в любой момент. Основным выразительным средством актера драмы и музыкального театра является голос. Очень многие педагоги считают, что принципиального, резкого различия в методике постановки речевого и вокального голоса нет.
В современном театре, с конца XX века несколько стираются жанровые границы. С каждым годом зритель всё чаще наблюдает со сцены поющего драматического актёра, слышит разговорные диалоги в музыкальном спектакле. В театре происходит интеграция, синтез искусств, а актёр становится синкретичным. Успешному актёру необходимо уметь танцевать, петь, исполнять акробатические трюки, играть на музыкальных инструментах.
В детских театральных студиях также является актуальным всестороннее развитие детей. И мы с вами должны стремиться к этому. В коллективах, где есть несколько педагогов – по вокалу, речи, хореографии - выполнить это условие, конечно, легче. Что же делать тем из нас, кто и швец, и жнец, и на дуде игрец? Учиться самим. Передавать свой собственный опыт, оттачивать свои умения, развивать свои таланты и ими делиться со своими обучающимися. И один в поле воин, особенно, если это поле творчества.
Какие задачи стоят перед нами в работе над постановкой голоса певческого и сценического?
Освобождение тела, преодоление зажимов.
Организация дыхания.
Голосовая опора.
Работа резонаторов.
Сила и полетность звука.
Дикция и артикуляция.
3.2 Демонстрация приемов.
Зажим не просто сам по себе плох, он блокирует свободный творческий процесс, препятствует выявлению содержания роли, препятствует внятной речи.
Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы.
Вставить вертикально в рот четыре пальца, подержать их в таком положении 5 секунд, контролируя, на какие мышцы приходится максимальная нагрузка. Вынуть пальцы, закрыть рот. Проследить за своими ощущениями. Несколько раз открыть рот на такую же величину, не прибегая к помощи рук. Максимально зажать, а затем расслабить челюсти. Повторить несколько раз, прислушиваясь к поведению мышц. Запомнить состояние свободы челюсти после зажима.
На выдохе подтянуть мышцы живота и зажать челюсти, на вдохе носом резко расслабить те и другие.
Вдохнуть носом с расслабленной челюстью и открытым ртом (язык на нижней губе). Потрясти головой, сохраняя такое положение языка. Выдохнуть.
Организация дыхания.
Владимир Морозов – автор замечательной книги Тайны вокальной речи – справедливо утверждает, что искусство пения – это искусство дыхания. Существует три типа дыхания: ключичное, грудное и нижнебрюшное или межреберно- диафрагменное. Именно оно лежит в основе и речевой, и вокальной школы. Вдох должен осуществляться в низ живота, при этом должны раздвигаться ребра. С этим тоже у многих бывают сложности.
Упражнения:
1.Прислонитесь спиной к стене, ноги чуть согнуты в коленях, тело, от головы до копчика плотно соприкасается с поверхностью стены. Теперь расслабьте, освободите живот, бросьте его.
2. Или, мы предлагаем обучающемуся лечь на пол, другой ложится ему на живот поперек. Вдыхая, оттолкните своего партнера животом.
3.Чистоговорки с толканием живота.
Применение утяжелителей.
Я использую на своих занятиях коктейльные трубочки. Не по прямому назначению. Трубочка помогает снять напряжение с гортани, расслабить голосовые связки, помочь уставшему голосу. Важно: воздух не должен выходить из носа или мимо трубочки. Работают мышцы живота, а не горла.
Упражнения:
Дуем в трубочку
Поем в трубочку ровный звук.
Толкаем звук неравномерно(виброзвонок телефона).
Пять нот вниз и вверх.
Сирена (диапазон от тихого до громкого, от низкого до высокого.
Поем через зажатую трубочку.
Поем распевку в трубочку.
Можно добавить стакан с водой, и петь через трубочку в воду, булькать. Хорошо развивает легкие и тренирует силу голоса.
Часто одновременно с пением или речитативом вводятся двигательные упражнения. Например, прохлопывание, простукивание определённого ритмического рисунка, ходьба в заданном темпе на хлопки или под ритм.
Упражнения:
Делимся на пары, один простукивает по спине в ритм, другой поёт в ритм на куполе, с закрытым ртом. Меняемся.
Ходим в такт музыке, потом добавляем хлопки.
Традиционно принято начинать работу над голосом с освоения дыхания, затем переходить к постановке голоса, далее к дикции, произношению, логике. Но ведь в речевом акте ничего не делится, одно не работает без другого. Дикция не работает без дыхания. Произношение осуществляется артикуляцией и поддерживается дыханием и голосом. Все это не работает без смысла и воображения. Поэтому нужно стараться подавать такие упражнения комплексно, хотя это сложно.
Упражнение:
Броуновское движение, вдохи через нос, выдох ртом, ходим и декламируем У Лукоморья дуб зеленый. Вдох на каждой строчке, вдох через строчку, вдох через две строчки. И т.д.
С задачами: читаем трусливо, злорадно, восторженно и т.д. Можно добавить мячик в руках.
Упражнение Зеркало. Выполняют его два человека, один ведет, другой должен точно повторить за ним все движения. Мы его видоизменили. Два партнера договариваются, кто будет вести. Ведущий начинает произносить незнакомые стихи. Второй, ведомый, должен этот текст точно повторять, интонируя за партнером, сливаясь с ним, не делая при этом пауз и не разрывая фразу. Потом меняем на музыкальную фразу и все повторяем.
Ф.И. Шаляпину принадлежит афористичная формулировка: Хорошо сказанное слово – уже наполовину спето. Совершенно очевидно, что слово в пении обретает дополнительные качества, которые могут оказаться полезными для достижения риторических целей.
Легче всего почувствовать ораторскую позицию голоса через пение. Кроме того, пение помогает раскрыть тембральные краски голоса, он становится насыщенным, выразительным.
Очень многие известные коуч-тренеры перед выступлением делают именно вокальную разминку.
Упражнения:
Распевки.
Пение скороговорок.
Хочу сказать еще о такой проблеме для обучающихся, как пение или говорение в характере персонажа. Нужно выполнять конкретные актерские задачи. Именно в решении этой проблемы помогает комплексный подход. В качестве подготовительной тренировки можно использовать игровую методику. Не стоит относится к этому несерьезно, мы все знаем, что именно во время игры быстрее всего можно развить те или иные навыки у обучающихся. Предлагаю смешное упражнение – актёрское караоке, или пение с заданием.
Упражнение.
В песне органически соединяются речь и музыка, а это означает, помимо всего прочего, что пение гармонизирует работу левого (логического) и правого(образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания. Всё это, безусловно, важно в нашей работе с обучающимися.
В некотором смысле можно сказать, что речь - это очень быстрое пение в форме бесконечной импровизации.
Риторика и пение генетически связаны между собой. Риторика музыкальна, а музыка риторична.Пение помогает усовершенствовать звучание речи, развить и укрепить голос. Их нельзя разделять, они - взаимно проникающие структуры и, чтобы развивать в наших обучающихся метапредметные компетенции, нужно равносильно и совместно использовать пение и речь на занятиях театральным искусством.
IV. Рефлексивный этап.
Коллективное обсуждение проблемы мастер-класса, оценка успешности достижения цели, эффективности показанных приемов.
V. Итоговый этап.
Выводы и перспективы дальнейшей деятельности.
-