Публикации "Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе работы над игрой в ансамбле"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе работы над игрой в ансамбле"
Автор: Ляхов Андрей Викторович

Мастер – класс по проблеме:
Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе работы над игрой в ансамбле
Дата: 3.04.2025.
Время проведения: 15.30 – 16.15.
Место проведения: МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону, каб. №17.
Проблема: Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе работы над игрой в ансамбле.
Цель: демонстрация положительного влияния занятий ансамблевой игрой на формирование метапредметных навыков и компетенций учащихся.
Задачи:
изучить теоретические основы формирования метапредметных компетенций;
провести анализ работы учащихся в ансамбле;
разработать рекомендации по эффективному формированию метапредметных компетенций в процессе работы над игрой в ансамбле;
выявить особенности процесса работы над игрой в ансамбле.
Основные понятия, используемые в процессе обсуждения проблемы: метапредметные компетенции (информационная компетенция, коммуникативная компетенция, самоорганизация, самообразование), игра в ансамбле.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
оборудованный класс;
гитары, подставки под ногу, пюпитры, ноутбук, метроном.
План проведения мастер-класса.
I. Организационный этап:
Знакомство с аудиторией.
Подготовка слушателей.
II. Презентация педагогического опыта.
Добрый день уважаемые коллеги и гости мероприятия. Я — Ляхов Андрей Викторович, педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения Гитара, а также ансамбль гитаристов в составе Васильевой Ангелины, Калитвянской Дарёны, Крохмального Тимура, Саркисяна Эдика и Саркисяна Эрика приветствуем вас в стенах Дворца творчества детей и молодёжи города Ростова-на-Дону.
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется формированию метапредметных компетенций, которые становятся важным аспектом подготовки учащихся к жизни в быстро меняющемся мире. В условиях интеграции различных предметных областей и необходимости развития умений, которые выходят за рамки традиционных знаний, работа в ансамбле предоставляет уникальную возможность для формирования таких компетенций как информационная, коммуникативная, самоорганизация и самообразование.
Актуальность темы мастер — класса обусловлена необходимостью поиска эффективных методов развития метапредметных компетенций учащихся, что становится особенно важным в свете современных требований к образовательным стандартам. Работа в ансамбле, как форма коллективного творчества, может стать одним из таких методов, способствующих развитию необходимых навыков и умений.
Для полноценного понимания изложенной информации по теме мастер-класса нам необходимо рассмотреть понятие метапредметные компетенции и проанализировать особенности работы над игрой в ансамбле.
Понятие метапредметных компетенций
В настоящее время все большее признание получает положение о важности развития метапредметных компетенций обучающихся, при котором в основе успешности обучения помимо узкопредметных знаний и навыков лежат общие учебные действия.
Метапредметные компетенции представляют собой набор знаний, умений и навыков, которые выходят за рамки конкретных предметов и могут быть применены в различных контекстах и ситуациях. Они формируют основу для успешной деятельности учащихся. В отличие от предметных компетенций, которые сосредоточены на конкретных знаниях и умениях в рамках определенной дисциплины, метапредметные компетенции охватывают более широкий спектр навыков.
Метапредметность — это надпредметная сущность полученных знаний и всего образования в целом. Она формируется в процессе всего обучения. Формирование метапредметных компетенций учащихся через работу в ансамбле предполагает использование музыкальной игры как инструмента для развития различных навыков и умений. Метапредметными знаниями, приобретенными на занятиях ансамбля можно пользоваться не только в ансамбле, но и на уроках в общеобразовательной школе, на иных секциях и кружках дополнительного образования, в повседневной жизни.
Значение метапредметных компетенций в образовании
Метапредметные компетенции становятся все более важными в современном образовании, так как они помогают учащимся адаптироваться к быстро меняющемуся миру и справляться с новыми вызовами. В условиях глобализации и информационного общества, где знания и навыки быстро устаревают, способность к самоорганизации, поиску информации, самообразованию и коммуникации приобретает особую значимость. Эти компетенции не только обогащают образовательный процесс, но и формируют у учащихся необходимые качества для успешной жизни и работы в будущем.
Особенности работы над игрой в ансамбле
Работа в ансамбле представляет собой уникальный и многогранный процесс, который требует от участников не только музыкальных навыков, но и развития метапредметных компетенций. В отличие от индивидуального исполнения, ансамблевая игра предполагает взаимодействие между музыкантами, что создает особую атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. Одной из ключевых особенностей работы в ансамбле является необходимость слушать друг друга и реагировать на действия партнеров. Это требует от музыкантов высокой степени внимательности и способности к быстрой адаптации, что способствует развитию навыков коммуникации и совместной работы.
В ансамбле каждый участник играет свою роль, и успех исполнения зависит от согласованности действий всех музыкантов. Это создает ситуацию, в которой необходимо учитывать мнения и предложения других, что развивает навыки критического мышления и аргументации. Учащиеся учатся выражать свои идеи и находить компромиссы, что является важным аспектом формирования метапредметных компетенций. Кроме того, работа в ансамбле способствует развитию эмоционального интеллекта, так как музыканты должны быть чуткими к настроению и эмоциям друг друга, что помогает создать гармоничную атмосферу для совместного творчества.
Еще одной важной особенностью является необходимость совместного принятия решений. Участники ансамбля должны обсуждать и согласовывать различные аспекты исполнения, такие как темп, динамика и интерпретация произведения. Это требует от них навыков анализа и оценки, а также способности к самоанализу и рефлексии. Учащиеся учатся не только принимать критику, но и давать конструктивную обратную связь своим партнерам, что способствует развитию навыков самооценки и взаимной оценки.
Работа в ансамбле также предоставляет уникальные возможности для личностного роста. Каждый музыкант может внести свой вклад в общее звучание, что позволяет развивать уверенность в себе и своих способностях. Учащиеся учатся преодолевать трудности и справляться с неудачами, что формирует устойчивость и настойчивость. Важно отметить, что в процессе работы в ансамбле учащиеся могут открывать для себя новые музыкальные стили и жанры, что расширяет их кругозор и способствует развитию творческого мышления.
В процессе занятий ансамбля гитаристов у учащихся происходит формирование и развитие следующих компетенцией: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.
Рассмотрим формирование и развитие каждого навыка в отдельности на примере процесса работы над игрой в ансамбле гитаристов, а также его метапредметное влияние на различные сферы образования и деятельности.
Информационная компетенция
Информационная компетенция — это умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения поставленных задач и существующих проблем. В процессе работы над произведением учащиеся сталкиваются с большим объемом информации, которою находят самостоятельно.
Формирование и развитие информационной компетенции на занятиях в объединении Гитара проявляется в поиске информации об эпохе, композиторе, произведении, переводе названия произведения, переводе текста песни, исполнении данного произведения в гитарных ансамблях разных форм, поиске возможных вариантов аппликатур, исполнениях данного произведения оркестром и другими музыкальными инструментами, воспроизведения произведения в качестве саундтрека к фильму, музыкальному клипу, художественной выставке. Полученная информация и ее анализ являются обязательной и неотъемлемой частью работы над художественным образом произведения и в целом над произведением.
Информационная компетенция является важным навыком для учащегося. Она помогает развивать логику, критическое мышление, способность анализировать, делать обоснованные выводы. Эффективное освоение методов поиска и анализа данных распространяется и может быть применимо абсолютно ко всем сферам обучения и жизнедеятельности учащихся.
Коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция — способность речью и средствами невербального общения осуществлять деятельность в рамках той или иной сферы деятельности. Данная способность проявляется в процессе занятий над ансамблем, в совместных поездках на конкурсы, во внеурочных мероприятиях, концертных выступлениях — во всех сферах взаимодействия двух или более участников ансамбля.
Коммуникативные компетенции у учащихся в объединении Гитара формируются и развиваются в процессе общения между учащимися на занятиях, между учениками и педагогом, в обсуждении выбора партий, на самостоятельных репетициях, разрешении спорных и конфликтных ситуаций внутри ансамбля, в умении подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои интересы и соотносить их с интересами ансамбля, в умении находить личностные компромиссы для достижения общего результата.
Для развития коммуникативных компетенций из форм речевой коммуникации на занятиях гитарного ансамбля можно выбрать следующие:
Монологические – выступление с неподготовленной или подготовленной речью, например, рассказ о впечатлениях о прослушанном или изученном произведении, мнение по поводу конкурсного выступления, оценка исполнения собственной партии.
Диалогические – учебная беседа педагога и учащегося, учебная беседа в парах, учебная беседа в группах. Например, выбор нового произведения для изучения или предстоящего конкурса. Участие и предложения учащихся в работе над формой, динамикой, сценическими нюансами в музыкальном произведении.
Коммуникативная компетенция влияет на учебную успешность, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации обучающегося в коллективе, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе.
Коммуникативная компетенция учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие эффективности учащегося в ансамбле, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни, так как формирование коммуникативной компетенции является основой профессиональной подготовки специалистов во многих высших учебных заведениях. Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, имеющих особую значимость во всех сферах жизни человека на протяжении всей его жизни, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Самоорганизация
Самоорганизация — умение ставить цели и задачи, составлять план их выполнения, находить способы достижения цели, менять траекторию достижения цели в случае необходимости. При игре в ансамбле данная способность проявляется в умении обозначить большую и главную (общую) цель, а так же представить путь к ней в виде маленьких шагов—достижений, выполнение которых будет постепенно к цели приближать.
Формирование навыков самоорганизации учащихся в объединении Гитара в большей степени происходит во время выполнения домашней работы. Задания, данные педагогом во время занятия, учащийся реализует в рамках выполнения домашней работы и подготовки к следующему занятию.
Для успешного развития навыков самоорганизации важно избегать следующих ошибок в постановке цели и задач:
— Недиагностично поставленная цель. Формулировка цели в таком случае не позволяет объективно определить – достигнута цель или нет и, если достигнута, то в какой степени. В такой формулировке отсутствует описание результата деятельности, например, изучить страницу, сыграть строчку, познакомиться с новым произведением. Диагностично поставленная цель предполагает формулировку, описывающую результаты обучения, выраженные через действие учащегося, которое можно опознать, например, сыграть первые четыре такта без ошибок, ровно ритмически и указанными пальцами.
— Глобализация цели и задачи. Необходимо ставить локальные цели и задачи, достижение которых своей совокупностью будет содействовать эффективному обучению по методу от простого к сложному.
— Сужение спектра целей или занижение уровня цели. Постановка слабой цели, когда есть ресурсы и потенциальные возможности для достижения цели более высокого уровня. Достижение ограниченной цели тоже имеет смысл, но при этом возникает ситуация упущенных возможностей, снижается эффективность образовательного процесса.
— Неточно поставленные цели и задачи. Сформулированная цель не отражает или отражает не точно желаемую ситуацию. Возникает противоречие, нестыковка между задачей и деятельностью. Даже качественно выполненная работа не приводит к достижению желаемой ситуации.
Самообразование
Самообразование представляет собой важный аспект образовательного процесса, особенно в контексте игры в ансамбле. Он включает в себя способность учащегося самостоятельно организовывать и управлять своим обучением, что является необходимым условием для достижения высоких результатов в музыкальной деятельности. Данная компетенция проявляется у учащихся в процессе их самостоятельной, индивидуальной подготовки к занятиям в ансамбле.
Самообразование является единым звеном между программой дополнительного образования и всей жизнью общества. Учащиеся занимаются самообразованием в свободное время, а также по ходу изучения программных дисциплин.
Одним из ключевых аспектов формирования данной компетенции является мотивация. Учащиеся должны понимать значимость получаемых знаний и умений в контексте динамики своего развития и их применения в ансамблевой игре.
Важным элементом компетенции самообразования является способность к рефлексии. В процессе самостоятельной работы участники ансамбля должны уделять большое внимания дисциплине и уметь готовить к занятиям своё рабочее место, организовывать свое рабочее время, регулярно выдерживать тайминг домашних занятий, анализировать свои достижения и неудачи, извлекать уроки из опыта. Это позволяет не только улучшать музыкальные навыки, но и развивать личностные качества, такие как настойчивость, терпение и стремление к самосовершенствованию.
III. Рефлексивный этап.
Оценка успешности достижения цели, решения задач.
В ходе мастер—класса была достигнута основная цель — изучение процесса формирования метапредметных компетенций учащихся через работу в ансамбле. Это направление оказалось особенно актуальным в свете современных требований к образовательному процессу, где акцент делается не только на предметные знания, но и на развитие универсальных навыков, необходимых для успешной жизни и работы в обществе.
Для достижения поставленной цели были выполнены несколько задач. Первая задача заключалась в изучении теоретических основ формирования метапредметных компетенций. В процессе работы были проанализированы различные подходы к пониманию метапредметных компетенций, их структуры и значимости в образовательном процессе. Это позволило создать теоретическую базу и определить ключевые аспекты, на которые следует обратить внимание при формировании этих компетенций у учащихся.
Вторая задача — анализ работы учащихся в ансамбле — позволила зафиксировать динамику взаимодействия учащихся в процессе совместной деятельности, выявить особенности их коммуникации, распределения ролей и совместного принятия решений, восприятии учащимися своей роли в ансамбле, уровне удовлетворенности процессом и результатами работы.
Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и участников мастер-класса.
IV. Итоговый этап.
Педагогические выводы:
Во-первых, работа в ансамбле способствует развитию метапредметных компетенций, таких как информационная компетенция, коммуникация, самоорганизация, самообразование, сотрудничество, критическое мышление и творческий подход к решению задач. Участники ансамбля демонстрируют более высокий уровень взаимодействия и взаимопомощи, что является важным аспектом формирования социальных навыков.
Во-вторых, процесс работы в ансамбле требует от учащихся активного участия и ответственности за общий результат. Это создает условия для развития лидерских качеств и инициативности, что в свою очередь положительно сказывается на их личностном развитии. Учащиеся учатся принимать решения, обсуждать идеи и находить компромиссы, что является важным навыком в современном мире.
Перспективы инновационной деятельности педагога – мастера.
Перспективы сотрудничества педагогов в данной сфере деятельности.
-