Публикации Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Автор: Красько Елена Валерьевна Чудных Людмила Владимировна Бабенко Юлия Владимировна Симченко Наталия Владимировна

Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениямиЧудных Людмила ВладимировнаКрасько Елена ВалерьевнаСимченко Наталия ВладимировнаБабенко Юлия ВладимировнаучителяМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Общеобразовательная школа № 30», город Белгород Аннотация: В статье рассматривается использование нейропсихологических приемов в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения). Особое внимание уделяется роли нейропсихологических методов и кинезиологическим упражнениям  в коррекционной работе. Также рассматриваются различные виды упражнений в рамках нейропсихологической коррекции.  Ключевые слова: Нейропсихологическая коррекция, коррекционно-педагогическая работа, интеллектуальные нарушения, упражнения.  Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), представляет собой сложный и многогранный процесс. В этом контексте нейропсихологические приемы играют ключевую роль в создании эффективных методов обучения и коррекции. Они позволяют глубже понять особенности функционирования мозга ребенка, а также разрабатывать индивидуализированные подходы, которые помогут максимально раскрыть его потенциал. Психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер, охватывая все сферы психики: моторику, восприятие, память, речь, интеллект, эмоции и личность в целом. Важным аспектом является то, что такие дети часто имеют значительные трудности в обучении и развитии, что требует применения специальных методов и техник.Нейропсихология изучает связь между функциями мозга и поведением. В коррекционно-педагогической практике нейропсихологические приемы играют ключевую роль в диагностике и коррекции когнитивных нарушений у детей. Эти методы позволяют глубже понять, какие области мозга могут быть затронуты нарушением и как это влияет на когнитивные процессы. Ниже представлены основные способы, с помощью которых нейропсихологические приемы поддерживают коррекционно-педагогическую работу.      Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Видя и понимая проблемы детей, мне очень хочется помочь, скорректировать, развить всё что можно.     В своей работе на уроках  мы используем  нейропсихологические и кинезиологические игры и упражнения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Нейропсихология – наука о взаимосвязи психических процессов (память, внимание, речь, мышление, и т.д.) с работой головного мозга, его отделов, правого и левого полушария.Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе с детьми является признанным эффективным видом психологической помощи, помогающим детям справиться с трудностями в учебе и общении, которые зачастую связаны с особенностями индивидуального развития психических функций в раннем возрасте.Нейропсихологические упражнения – воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывающее активизацию высших психических функций.Нейропсихологический подход – один из методов помощи детям, помогающий преодолеть: 
  • снижение общей работоспособности;
  • повышенную утомляемость;
  • рассеянность;
  • нарушение мыслительной деятельности;
  • снижение функции внимания и памяти;
  • несформированность пространственных представлений;
  • недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности. 
  • В целом, нейропсихологическая коррекция не только помогает преодолеть трудности в обучении, но позитивно влияет на общее развитие личности ребенка: 
  • стабилизирует эмоциональный фон;
  • нормализует самооценку;
  • помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.
  •      Для более действенной и эффективной коррекционно-развивающей работы я присовокупила к нейропсихологическим упражнениям ещё и кинезиологию.Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно они  позволяют создать новые нейронные связи и улучшить  работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.      Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.     Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают:
  • мозолистое тело;
  • повышают стрессоустойчивость;
  • синхронизируют работу полушарий;
  • улучшают мыслительную деятельность и речь;
  • способствуют улучшению памяти и внимания;
  • развивают пространственные представления;
  • мелкую и крупную моторику;
  • облегчают процесс чтения и письма;
  • позволяют снизить утомляемость и повысить способность к произвольному контролю.
  • Оба эти направления работы имеют свои упражнения, на развитие межполушарного взаимодействия.Методы и приемы кинезиологических упражнений:  Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата;Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;Массаж – воздействует на биологически активные точки;Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.Комплекс кинезиологических упражнений:Растяжка «Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.Дыхательное упражнение «Свеча»Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.Телесные упражнения «Перекрестное марширование»Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать.Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. Глазодвигательные упражнения «Горизонтальная восьмерка»Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.Примеры нейропсихологических игр и упражнений: Зеркальное рисование (двуручное)Межполушарная доскаНейроклассики для пальчиковРазноцветный текстНейроигры: «Круги», «Жесты», «Ручки», «Цепочки», «Ладошки»Нейроковрики: «Моторика и интеллект», «Цифры, буквы, фигуры»      Таким образом, для успешной работы с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, мы используем симбиоз современных научных направлений, позволяющих мне, как учителю, наиболее эффективно заниматься коррекционно-развивающей работой.      В результате системного подхода  и широкого круга разнообразных игр-упражнений, где один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной. У детей развивается межполушарное взаимодействие, что, в свою очередь, является основой интеллектуального роста ребенка, компенсируются различные недостатки развития всех психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь) и когнитивной сферы. И что, очень важно, происходит профилактика нарушения здоровья. Благодаря использованию в работе нейропсихологических методов и приемов могут быть достигнуты следующие результаты: у ребенка повышается общая работоспособность, улучшается качество освоения учебного материала, проявляются необходимые социально-поведенческие навыки взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля, развиваются творческие способности ребенка.Список литературы
  • Семенович А.В. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития – М., 2001.
  • Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения – М., 2003.
  • Рябова И. А. Развитие когнитивных функций у детей с интеллектуальными нарушениями: коррекция и поддержка / И. А. Рябова. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2021. — 280 с.
  • -