Публикации
"Цвет, форма и гармония: развиваем творческий потенциал у школьников"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Цвет, форма и гармония: развиваем творческий потенциал у школьников"
Автор: Зайцева Евгения Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Цвет, форма и гармония: развиваем творческий потенциал у школьников"
Автор: Зайцева Евгения Валерьевна
Цвет, форма и гармония: развиваем творческий потенциал у школьниковВведениеИскусство и мировая художественная культура (ИЗО, МХК) — это предметы, которые помогают детям развивать творческий потенциал, эстетический вкус и умение видеть красоту в окружающем мире. Одним из важных аспектов изучения ИЗО и МХК является понимание цвета, формы и гармонии. В этой статье мы рассмотрим, как можно использовать эти понятия для развития творческих способностей у школьников.Цвет в искусствеЦвет — это одно из основных средств выразительности в искусстве. Он может передавать настроение, эмоции и характер произведения. В процессе изучения цвета дети учатся различать основные и дополнительные цвета, понимать их свойства и особенности.Основные цвета — это цвета, которые нельзя получить путём смешивания других цветов. В традиционной цветовой модели выделяют три основных цвета: красный, жёлтый и синий. Дополнительные цвета получаются путём смешивания основных цветов. Например, зелёный получается путём смешивания жёлтого и синего, оранжевый — красного и жёлтого, а фиолетовый — красного и синего.Для развития творческого потенциала у школьников можно проводить следующие задания:Создание цветовых композиций. Дети могут создавать свои собственные цветовые композиции, используя различные материалы (акварель, гуашь, карандаши и т. д.). Это поможет им научиться сочетать цвета и создавать гармоничные композиции. Например, можно предложить детям создать композицию, используя только основные или только дополнительные цвета. Это поможет им лучше понять свойства цветов и научиться их сочетать. Анализ произведений искусства. Школьники могут анализировать произведения искусства, обращая внимание на использование цвета. Они могут определять, какие цвета используются в произведении, как они сочетаются друг с другом и какое настроение создают. Например, можно попросить детей проанализировать картину известного художника и определить, какие цвета он использовал, как они влияют на настроение картины и какие эмоции они вызывают. Создание ассоциаций. Дети могут создавать ассоциации с цветами, например, связывая их с определёнными эмоциями или явлениями природы. Это поможет им лучше понять свойства цвета и его влияние на восприятие произведения. Например, можно предложить детям создать ассоциации с красным цветом. Они могут связать его с огнём, солнцем, любовью и т. д. Это поможет им лучше понять, какие эмоции и ощущения может вызывать красный цвет. Форма в искусствеФорма — это ещё одно важное средство выразительности в искусстве. Она может передавать движение, динамику и характер произведения. В процессе изучения формы дети учатся различать геометрические и органические формы, понимать их свойства и особенности.Геометрические формы — это формы, которые имеют чёткие границы и могут быть описаны с помощью математических формул. Например, круг, квадрат, треугольник и т. д. Органические формы — это формы, которые не имеют чётких границ и напоминают формы живых организмов. Например, листья, цветы, животные и т. д.Для развития творческого потенциала у школьников можно проводить следующие задания:Создание форм. Дети могут создавать свои собственные формы, используя различные материалы (пластилин, глина, бумага и т. д.). Это поможет им научиться передавать движение и динамику с помощью формы. Например, можно предложить детям создать форму, которая будет передавать движение. Они могут использовать пластилин или глину, чтобы создать форму, которая будет напоминать волну, спираль или вихрь. Анализ произведений искусства. Школьники могут анализировать произведения искусства, обращая внимание на использование формы. Они могут определять, какие формы используются в произведении, как они сочетаются друг с другом и какое настроение создают. Например, можно попросить детей проанализировать скульптуру известного художника и определить, какие формы он использовал, как они влияют на восприятие скульптуры и какие эмоции они вызывают. Создание ассоциаций. Дети могут создавать ассоциации с формами, например, связывая их с определёнными объектами или явлениями. Это поможет им лучше понять свойства формы и её влияние на восприятие произведения. Например, можно предложить детям создать ассоциации с треугольной формой. Они могут связать её с горой, пирамидой, стрелой и т. д. Это поможет им лучше понять, какие эмоции и ощущения может вызывать треугольная форма. Гармония в искусствеГармония — это сочетание цвета, формы и других средств выразительности, которое создаёт единое целое. В процессе изучения гармонии дети учатся понимать, как различные элементы произведения могут сочетаться друг с другом и создавать гармоничное целое.Гармония может быть достигнута путём использования определённых принципов, таких как симметрия, асимметрия, ритм, пропорции и т. д. Симметрия — это равномерное распределение элементов по обеим сторонам центральной оси. Асимметрия — это неравномерное распределение элементов, которое создаёт динамичный и интересный эффект. Ритм — это повторение элементов в определённой последовательности. Пропорции — это соотношение размеров элементов друг к другу.Для развития творческого потенциала у школьников можно проводить следующие задания:Создание гармоничных композиций. Дети могут создавать свои собственные гармоничные композиции, используя различные материалы и средства выразительности. Это поможет им научиться сочетать цвет, форму и другие элементы произведения. Например, можно предложить детям создать гармоничную композицию, используя определённые принципы гармонии, такие как симметрия, асимметрия или ритм. Это поможет им лучше понять, как можно достичь гармонии в произведении. Анализ произведений искусства. Школьники могут анализировать произведения искусства, обращая внимание на использование гармонии. Они могут определять, как различные элементы произведения сочетаются друг с другом и создают единое целое. Например, можно попросить детей проанализировать архитектурный объект и определить, как используются принципы гармонии для создания единого стиля и образа. Создание ассоциаций. Дети могут создавать ассоциации с гармонией, например, связывая её с определёнными эмоциями или явлениями. Это поможет им лучше понять свойства гармонии и её влияние на восприятие произведения. Например, можно предложить детям создать ассоциации с гармонией. Они могут связать её с покоем, умиротворением, красотой и т. д. Это поможет им лучше понять, какие эмоции и ощущения может вызывать гармония. ЗаключениеИзучение цвета, формы и гармонии является важным аспектом развития творческого потенциала у школьников. Проведение различных заданий и упражнений поможет детям научиться видеть красоту в окружающем мире и создавать свои собственные произведения искусства.Список литературыАлехин А. Д. Изобразительное искусство: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2003. Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2020. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: Учебник для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1997.
