Публикации "Цвет, форма и гармония: развиваем творческий потенциал у школьников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Цвет, форма и гармония: развиваем творческий потенциал у школьников"
Автор: Зайцева Евгения Валерьевна

Цвет, форма и гармония: развиваем творческий потенциал у школьниковВведениеИскусство и мировая художественная культура (ИЗО, МХК) — это предметы, которые помогают детям развивать творческий потенциал, эстетический вкус и умение видеть красоту в окружающем мире. Одним из важных аспектов изучения ИЗО и МХК является понимание цвета, формы и гармонии. В этой статье мы рассмотрим, как можно использовать эти понятия для развития творческих способностей у школьников.Цвет в искусствеЦвет — это одно из основных средств выразительности в искусстве. Он может передавать настроение, эмоции и характер произведения. В процессе изучения цвета дети учатся различать основные и дополнительные цвета, понимать их свойства и особенности.Основные цвета — это цвета, которые нельзя получить путём смешивания других цветов. В традиционной цветовой модели выделяют три основных цвета: красный, жёлтый и синий. Дополнительные цвета получаются путём смешивания основных цветов. Например, зелёный получается путём смешивания жёлтого и синего, оранжевый — красного и жёлтого, а фиолетовый — красного и синего.Для развития творческого потенциала у школьников можно проводить следующие задания:
  • Создание цветовых композиций. Дети могут создавать свои собственные цветовые композиции, используя различные материалы (акварель, гуашь, карандаши и т. д.). Это поможет им научиться сочетать цвета и создавать гармоничные композиции.
  • Например, можно предложить детям создать композицию, используя только основные или только дополнительные цвета. Это поможет им лучше понять свойства цветов и научиться их сочетать.
  • Анализ произведений искусства. Школьники могут анализировать произведения искусства, обращая внимание на использование цвета. Они могут определять, какие цвета используются в произведении, как они сочетаются друг с другом и какое настроение создают.
  • Например, можно попросить детей проанализировать картину известного художника и определить, какие цвета он использовал, как они влияют на настроение картины и какие эмоции они вызывают.
  • Создание ассоциаций. Дети могут создавать ассоциации с цветами, например, связывая их с определёнными эмоциями или явлениями природы. Это поможет им лучше понять свойства цвета и его влияние на восприятие произведения.
  • Например, можно предложить детям создать ассоциации с красным цветом. Они могут связать его с огнём, солнцем, любовью и т. д. Это поможет им лучше понять, какие эмоции и ощущения может вызывать красный цвет.
  • Форма в искусствеФорма — это ещё одно важное средство выразительности в искусстве. Она может передавать движение, динамику и характер произведения. В процессе изучения формы дети учатся различать геометрические и органические формы, понимать их свойства и особенности.Геометрические формы — это формы, которые имеют чёткие границы и могут быть описаны с помощью математических формул. Например, круг, квадрат, треугольник и т. д. Органические формы — это формы, которые не имеют чётких границ и напоминают формы живых организмов. Например, листья, цветы, животные и т. д.Для развития творческого потенциала у школьников можно проводить следующие задания:
  • Создание форм. Дети могут создавать свои собственные формы, используя различные материалы (пластилин, глина, бумага и т. д.). Это поможет им научиться передавать движение и динамику с помощью формы.
  • Например, можно предложить детям создать форму, которая будет передавать движение. Они могут использовать пластилин или глину, чтобы создать форму, которая будет напоминать волну, спираль или вихрь.
  • Анализ произведений искусства. Школьники могут анализировать произведения искусства, обращая внимание на использование формы. Они могут определять, какие формы используются в произведении, как они сочетаются друг с другом и какое настроение создают.
  • Например, можно попросить детей проанализировать скульптуру известного художника и определить, какие формы он использовал, как они влияют на восприятие скульптуры и какие эмоции они вызывают.
  • Создание ассоциаций. Дети могут создавать ассоциации с формами, например, связывая их с определёнными объектами или явлениями. Это поможет им лучше понять свойства формы и её влияние на восприятие произведения.
  • Например, можно предложить детям создать ассоциации с треугольной формой. Они могут связать её с горой, пирамидой, стрелой и т. д. Это поможет им лучше понять, какие эмоции и ощущения может вызывать треугольная форма.
  • Гармония в искусствеГармония — это сочетание цвета, формы и других средств выразительности, которое создаёт единое целое. В процессе изучения гармонии дети учатся понимать, как различные элементы произведения могут сочетаться друг с другом и создавать гармоничное целое.Гармония может быть достигнута путём использования определённых принципов, таких как симметрия, асимметрия, ритм, пропорции и т. д. Симметрия — это равномерное распределение элементов по обеим сторонам центральной оси. Асимметрия — это неравномерное распределение элементов, которое создаёт динамичный и интересный эффект. Ритм — это повторение элементов в определённой последовательности. Пропорции — это соотношение размеров элементов друг к другу.Для развития творческого потенциала у школьников можно проводить следующие задания:
  • Создание гармоничных композиций. Дети могут создавать свои собственные гармоничные композиции, используя различные материалы и средства выразительности. Это поможет им научиться сочетать цвет, форму и другие элементы произведения.
  • Например, можно предложить детям создать гармоничную композицию, используя определённые принципы гармонии, такие как симметрия, асимметрия или ритм. Это поможет им лучше понять, как можно достичь гармонии в произведении.
  • Анализ произведений искусства. Школьники могут анализировать произведения искусства, обращая внимание на использование гармонии. Они могут определять, как различные элементы произведения сочетаются друг с другом и создают единое целое.
  • Например, можно попросить детей проанализировать архитектурный объект и определить, как используются принципы гармонии для создания единого стиля и образа.
  • Создание ассоциаций. Дети могут создавать ассоциации с гармонией, например, связывая её с определёнными эмоциями или явлениями. Это поможет им лучше понять свойства гармонии и её влияние на восприятие произведения.
  • Например, можно предложить детям создать ассоциации с гармонией. Они могут связать её с покоем, умиротворением, красотой и т. д. Это поможет им лучше понять, какие эмоции и ощущения может вызывать гармония.
  • ЗаключениеИзучение цвета, формы и гармонии является важным аспектом развития творческого потенциала у школьников. Проведение различных заданий и упражнений поможет детям научиться видеть красоту в окружающем мире и создавать свои собственные произведения искусства.Список литературы
  • Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2003.
  • Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2020.
  • Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: Учебник для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1997.
  • -