Публикации
Малые фольклорные формы.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Малые фольклорные формы.
Автор: Зыбарева Ирина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Малые фольклорные формы.
Автор: Зыбарева Ирина Викторовна
Малые фольклорные формы.Детство — это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Русский народ сопровождал поэтическим словом каждый этап развития ребенка.Существует целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Её основой было и остается устное народное творчество, передаваемое через века из поколения в поколение.Ребенок становится человеком не сам по себе, а общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.Эмоциональное общение одна из ведущих линий развития ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это является одной из составляющих фольклора. Созданный народом язык изобилует разнообразными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью подвижных народных игр.Игра «Огород». Есть у нас огород, В нем морковка растет, Вот такой ширины, вот такой ужины, Вот такой вышины, Вот такой низины. Огород, огород,что еще там растет?Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Реализовать себя как личность, любить свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. Была репа важная, Дивилась бабушка каждая:Одним днемНе обойдешь кругом. Всей деревней ели Целую неделю.Уж и где же это видано,Уж и где же это слыхано,Чтобы курочка бычка принесла,Поросеночек яичко снес,Чтоб по поднебесью медведь летал,Черным хвостиком помахивал.Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию не только мышления и фантазии, но и чувства юмора. Исследователи поэтического фольклора для маленьких отмечают, что в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире.Ай, лады, лады, лады, Поехали на зады.Продали морковку,Купили коровку. А коровка с кошку, Доят понемножку!Играя, ребенок испытывает огромную радость, проявляет свои эмоции, чувства, желания, самостоятельность, творческие способности и фантазию. Малыш должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор. Игры, танцы и хороводы знакомят детей с обычаями и традициями народа. Самым ярким примером хороводной игры является русская народная игра "Каравай". То, что участники берутся за руки, образуя кольцо, многократно усиливает мощь энергетики собравшихся в круг. Это оказывает благотворное эмоциональное воздействие на всех участников танца.Как на Машины именины,Испекли мы каравай!Вот такой ширины, Вот такой ужины, Вот такой вышины, Вот такой низины. Каравай, каравай, Кого хочешь - выбирай!Ребенок в центре:Я люблю, конечно, всех, Но вот этот/эта лучше всех!В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства.
