Публикации Современное художественное образование. Современное исполнительское искусство.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современное художественное образование. Современное исполнительское искусство.
Автор: Федорова Татьяна викторовна

Современное художественное образование. Современное исполнительское искусство.Аннотация: В данной статье затронуты проблемы художественного образования, пути их решения. Отмечается важность сохранения неделимой целостности человека, культуры, общества, и о духовном развитии личности в современном информационном пространстве. Также отмечена важность и значимость исполнительского искусства, как отдельной области. В статье более подробно рассмотрены следующие вопросы: особенности взаимодействия объективного мира искусства и субъективного мира художника-исполнителя; основные принципы и закономерности исполнительского искусства; особенности взаимного дополнения автора и исполнителя; этапы работы исполнителя в осмыслении художественной действительности.Abstract: This article touches upon the problems of art education, ways of their solution. The importance of preserving the indivisible integrity of man, culture, society, and the spiritual development of the individual in the modern information space is noted. The importance and significance of performing arts as a separate field is also noted. In the article the following questions are considered in more detail: peculiarities of interaction between the objective world of art and the subjective world of the artist-performer; basic principles and regularities of performing art; peculiarities of mutual complementation of the author and the performer; stages of the performer's work in comprehension of the artistic reality.Одним из важнейших направлений системы гуманитарного образования молодежи, является художественное образование, которое обеспечивает сохранение общества, его целостность духовного развития, в современной жизни. В наше сложное время это направление требует постоянного развития, поиска средств и способов решений, направленных на духовное воспитание молодежи. Одним из важных направлений в современном мире является эстетическое воспитание и художественное образование, направленное на формирование творческой личности. При этом наблюдается большое количество платных услуг, кадровый голод, слабая материально-техническая база и обеспечение учреждений культуры необходимыми ресурсами. В настоящее время динамическое развитие художественного образования обусловлено целым рядом факторов. Это развитие федеральных государственных образовательных стандартов при внедрении основных образовательных программ на разных уровнях художественного образования, направленных на развитие профессиональных и творческих методов работы преподавателей, педагогов, включая их в конкурсные движения, для повышения профессионального мастерства и продвижение новых методов образования.На сегодняшнем этапе можно выделить несколько методов развития художественного образования: действительная реализация принципа обратной связи при проведении намеченных реформ с учетом краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных перспектив; оптимизация системы внутреннего ( и/или внешнего) контроля и отчетности во избежании профессионального износа педагогических работников; поддержка конструктивных инициатив и опыта лучших педагогов; объективность и независимость при осуществлении контроля качества художественного образования на всех уровнях; реальная опора на имеющиеся достижения ресурсных научно- методических центров в различных регионах и широкая трансляция результатов, в том числе через существующую систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Это поспособствует решению многих проблем развития художественного образования всех уровней, а также позволит сохранить неделимую целостность человека, культуры, общества и обеспечить духовное развитие личности с помощью искусства и художественно-творческой деятельности в современно информационном пространстве.Исполнительское искусство берет свое начало у истоков возникновения человеческой культуры. И в настоящее время исполнительское искусство рассматривается как отдельная область художественно-творческой деятельности.Долгое время исполнительское искусство развивалось в недрах церковной культуры. И, следовательно, наложило особый отпечаток на всю профессиональную традицию исполнительства, в процессе непрерывно усложнялось профессионализмом.Основная задача исполнительского искусства взаимосвязь автора и зрителя (слушателя), то есть проникновение в авторский замысел и воспроизведение его доступными для аудитории средствами.Творчество всегда проявляет себя там, где есть общение между людьми. Одно и тоже произведение, будь то музыкальное или литературное в воспроизведении различных артистов будет звучать по-разному, и сила воздействия на зрителя будет разной. Важную роль здесь играет мастерство исполнения: владение приемами и средствами выражения, которые позволяют воспроизводить любые стили и образы.Искусство исполнения сложно и многогранно. Исполнитель – это своего рода художник, переосмысляющий и воплощающий в жизнь искусство театра, музыки, драмы, танца. Необходимо хорошо владеть каким-либо видом искусства. Также немало важно профессиональному исполнителю обладать комплексов психо-эмоциональных и эстетических качеств: эмоционально-психической устойчивостью, умением сосредоточиться. Так же для исполнителя важен набор профессиональных умений и навыков: владение техникой; чувство стиля и формы; способность мыслить, синтезируя все достижения искусства; внутренняя сосредоточенность. Очень важную роль играет художественное мышление. Главная цель исполнителя – донести художественное содержание произведения, максимально приближенное к замыслу автора. Исполнитель должен быть многосторонне развитым человеком в области литературы, живописи, театра, истории, музыки и т.д.Творческий подход к исполнительству невозможен без художественно-образного мышления, без интуиции, без эмоционального настроя. В процессе работы над произведением главная задача исполнителя заключается не только в «разгадывании» замысла автора, сколько в поиске его достоверности и актуальности в настоящий момент. Для воплощения образа или произведения исполнителю важно хорошо освоить методику исполнительского искусства и особенности исполнительского языка.Метод (от греческого «путь, следование») – это способ достижения поставленной цели, предполагающий совокупность приемов и средств. Метод включает в себя такие понятия как интерпритация, исполнительский язык, интуиция.Исполнительский язык – является языком сердца, языком его души, котором он общается со зрителем. Исполнение авторского текста наполняется оттенками и нюансами личного отношения, восприятия и мироощущения. Эти оттенки у каждого из нас неповторимы и зависят от духовных глубин, в которые способно погружаться наше сердце. Под исполнительским языком понимается совокупность выразительно-изобразительных средств.Выразительные средства исполнения – это тонкие, иногда трудноуловимые для внешнего сознания инструменты, такие как интонация, тембр, жест или мимика, в которые можно вложить свое индивидуальное восприятие.Интуиция – способ художественного исполнения произведения.В свое произведение автор вкладывает свой жизненный и художественный опыт. Таким образом является летописью самых напряженных моментов его жизни. Само произведение, своего рода, информация. Исполнитель, интерпритируя эту информацию, по силе духовного и эстетического воздействия нисколько не уступает автору. Исполнитель является таким же творцом, как и живописец, композитор, писатель или поэт. Исполняя авторское произведение, имеет и свой собственный язык, на котором общается с аудиторией. Спонтанность, стихийность, выражения, непредсказуемость и творческие импульсы исполнителя, часто происходят из подсознания. Таким образом, исполнитель непременно вносит в интерпритацию черты собственной творческой индивидуальности. Однако интерпритация исполнителя, будучи индивидуально – неповторимой, не должна расходиться или противоречить замыслу автора, Любое новое прочтение и осмысление оригинала – это, своего рода, сопереживание чувствам автора.Вступая в общение с авторским произведением, исполнитель расширяет границы своего бытия, включая в свою жизнь чужой жизненный опыт, как собственный. Исполнитель соотносит себя с произведением, анализирует, насколько созвучно его душе то, что он исполняет, таким образом, создавая художественный образ.Таким образом, рассуждая об исполнительском искусстве, важно еще раз подчеркнуть значимость для этого процесса личности исполнителя, а также мастерского владения всем механизмом творческой деятельности и языком своего исполнительского искусства. Важно отметить, что художественно слабое исполнени5 может перечеркнуть достоинства произведения, а яркое исполнение может превзойти его и украсить. Умение «перевоплощаться» должно сопровождаться стремлением пройти с автором весь путь творения. Исполнитель должен одновременно сознавать себя целым и частью другого целого, с которым он вступает во взаимодействие. Главенствующим принципом исполнительского искусства является неукоснительное выполнение авторского текста. Интерпритируя и воссоздавая произведения, исполнитель должен каждый раз, как бы превышать границы своих возможностей, стая перед собой некую сверхзадачу. Исполнителю важно раскрытие произведения не только с технической стороны, но и с духовной, даря публике самые высокие чувства. Важно самоотверженное служение искусству, саморазвитие, расширение своих технических навыков и драматических способностей, доведение формы исполнения до максимального совершенства, исключая все лишнее, чтобы звук, взгляд, жест – все это было слито в свое профессиональное мастерство, горит желанием донести свое творчество до публики, увлекая ее эмоциональностью исполнения.Литература: 1.      Басин Е.Я. Психология художественного творчества. –М.,1985.2.      Басин Е. Творческая личность художника. – М.,1988.3.      Батищев Т. Введение в диалектику творчества.  –Спб., 1997г.4.      Бунге М. интуиция и наука. –М., 1967.5.      Выготский Л. Психология искусства. -Р н-д., 1998.6.      Дорфман Л. Эмоция в искусстве. – М., 1997.7.      Ильин И. Одинокий художник. – М., 1993.8.      Лосев А. Музыка, как предмет логики.  –М., 2001.9.      Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. –М., 1983.10.  Фейенберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке.  –М., 1992.
-