Публикации Приёмы развития математической грамотности младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы развития математической грамотности младших школьников
Автор: Скоробогатова Виктория Александровна

Мастер-класс по теме «Приёмы развития математической грамотности младших школьников»В начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности, закладываются основы функциональной грамотности. И здесь встаёт серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально грамотного человека.Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Ментальная арифметика представляет собой комплекс возможностей для развития математической компетенции школьников:
  • Повышения уровня мотивации учеников. Одной из основных проблем развития математической компетенции является отсутствие мотивации у детей. Занятие ментальной арифметикой могут значительно повысить уровень мотивации школьников и одновременно развить математическую компетентность. На занятиях ментальной арифметики создается учебно-игровая ситуация, которая способствует повышению мотивации учеников и помогает школьнику по новому взглянуть на математику. Задания в программе рассчитаны от простого к сложному, благодаря этому у детей создается позитивный настрой и ситуация успеха, которая поможет поверить в себя и свои силы. Данная методика подходит всем детям. Таким образом, ребенок станет более активным и у него появится интерес к изучению математики. Положительный настрой дает возможность для развития математической компетентности учеников.
  • Развитие логического мышления. Счет на абакусе способствует развитию не только зрительной памяти, но и логического мышления, которое необходимо для развития математической компетентности. Когда школьник учится считать на счетах, ему приходится использовать такие важные приемы логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование. Когда ученик решает примеры с использованием ментальной арифметики эти операции логического мышления задействуются всегда. Следовательно, решая примеры при помощи ментальной арифметики ученик постоянно развивает логическое мышление. Таким образом, ментальная арифметика способствует повышению уровня математической компетентности.
  • Умение решать проблемные ситуации. Когда ученик осваивает счет на абакусе, в начале каждой новой темы он сталкивается с проблемной ситуацией. Далее он ищет пути ее решения. Благодаря несложным темам ребёнок легко находит решение проблемы и перестает бояться трудностей. Создается ситуация успеха. Благодаря ей у ребенка появляется желание все больше и больше преодолевать препятствия. Разрешение проблемной ситуации входит в обязательное умение выпускника общеобразовательной школы. Поэтому одной из возможностей ментальной арифметики является умение решать проблемные ситуации и не бояться трудностей.
  • Углубление знаний о числе и числовых системах. Одним из требований ФГОС к изучению математики является знание о числе и числовых система. Ментальная арифметика помогает ребенку расширить эти знания. Ведь занимаясь на счетах (абакусе) ребенок имеет наглядное представление числа, что помогает легче запомнить и усвоить необходимый материал. Занятия ментальной арифметикой помогают ученику по-другому взглянуть на десятеричную числовую систему, и дают возможность расширить и углубить свои знания о других системах счета.
  • Навык быстрого устного счета. ФГОС предполагает обладание навыком устных и письменных вычислений, которые отражают овладение предметной областью «Математика». Данное умение развивает у детей память, речь, умение воспринимать на слух какую-либо информацию. Формирование умения устного счета закладывается еще в начальной школе. Но, к сожалению не все школьники овладели в достаточном объеме этим умением. Одним из приоритетных направлений занятий ментальной арифметикой это обучение детей устному (ментальному) счету. Ментальная арифметика – специально созданная методика для облегчения обучению устному счету. Она разработана таким образом, чтобы ребенок мог овладеть навыком устного счета быстро и легко. Большому количеству детей сложно считать устно по традиционной системе счета, а ментальная арифметика помогает преодолеть этот барьер. За короткий период занятий ментальной арифметикой большинство детей показывают удивительные результаты. Интересный факт, дети, которые научились считать ментально, улучшили показатели счета и по традиционной системе. Таким обозом, ментальная арифметика дает возможность легко и быстро обучится устному счету, развить математическую компетентность и на высоком уровне выполнить требование ФГОС.
  • Расширение общих знаний об истории становления математической науки. Ментальная арифметика помогает ребенку по новому взглянуть на простейшие математические операции и одновременно открывает новые возможности для изучения истории становления математической науки. Ментальная арифметика способствует полному погружению школьника в атмосферу древнего мира, когда не было калькуляторов, компьютеров, телефонов и людям приходилось считать на счетах. Чаще всего на уроках математики школьники изучают историю становления математики как науки в широком понимании этого слова. А занимаясь ментальной арифметикой дети знакомятся с древне-китайской историей счета. Это содействует расширению представлений о становлении математической культуры в целом и благоприятно влияет на повышение уровня математической грамотности.
  • Выполняя требования ФГОС по развитию математической компетентности, учитель математики сталкивается с множеством трудностей. Ментальная арифметика помогает школьникам и учителю в учебно-игровой форме выполнить часть требований ФГОС к изучению математики и открывает множество возможностей для развития математической компетентности школьников. Пользу ментальной арифметики подтверждают данные международных исследований. В Великобритании в 2007 году провели исследование среди 3185 детей в возрасте от 7 до 11 лет. В результате систематических занятий дети значительно улучшили показатели не только по математике, но и по другим дисциплинам. Исследование влияния ментальной арифметики на память детей, проведенное в Китае, выявило значительное улучшение визуальной памяти у учеников. В исследовании «Оценка памяти учащихся после курсов ментальной арифметики», проходившем в Индии с 2002 по 2004 гг., приняло участие 50 детей в возрасте от 5 до 12 лет. Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшились зрительная и слуховая память, повысилась концентрация внимания.Можно сделать вывод, что ментальная арифметика – это уникальная методика развития умственных способностей детей от 4 до 16 лет, основанная на системе устного счета. Обучаясь по данной методике, ребенок может решать любые арифметические задачи за несколько секунд в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.Но методика обучения навыкам ментальной арифметики полезна не только в области устного счета, она задействует оба полушария головного мозга, заставляя их работать синхронно. Левое полушарие отвечает за обработку цифр и дат, за счет, речь и письмо. Правое – за фантазию, интуицию и творчество. Увеличение числа нейронных связей между полушариями позволяет креативно подходить к решению любых задач в самых разных областях деятельности. Именно поэтому ментальная арифметика является не просто тренировкой ума, но эффективным способом расширения интеллектуальных и творческих возможностей.В основе ментальной арифметики лежит обучение счету на Абакусе (древние счеты: в Японии их называли Соробан, в Китае-абак, а по-латыни - абакус). Изначально расчеты производятся на реальных счетах, потом - на воображаемых (ментально). При подсчете в уме, в голове вместо цифр возникает картинка, а это значит, что включаются оба полушария головного мозга. Постепенно человек привыкает осмысливать любые задачи, подходя к ним не только аналитически, но и творчески, благодаря чему увеличивается скорость мышления, улучшается память, повышается уровень интеллекта. Обучение детей ментальной арифметике включает в себя два этапа, сначала осваивается техника счета непосредственно на абакусе, затем идет переход к счету на воображаемом абакусе. На каждом занятии эти две техники чередуются, постепенно ослабляя привязку к абакусу, чтобы активнее задействовать воображение. В данном процессе за восприятие чисел отвечает левое полушарие, а за визуализацию косточек правое. Визуализируя абакус, ребенок выполняет на нем необходимые действия с косточками, при этом процесс подкрепляется механическими движениями пальцев обеих рук в воздухе, как будто на невидимом абакусе, что позволяет развивать координацию и психомоторикуТакже в процессе занятий ментальной арифметикой развиваются эмоционально-волевые качества: самостоятельность, настойчивость в достижении результата, произвольная регуляция поведения, уверенность в себе. В процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, получая положительное подкрепление своих стараний, в итоге у него развивается мотивация и доверие педагогу и, соответственно, высокая самооценка и смелость познавать новое, не боясь ошибиться.Гармоничное одновременное развитие обоих полушарий мозга позволит более эффективно освоить школьникам такие профессии, как 3D-моделирование, программирование, создание новых материалов, дизайнер виртуальной среды, архитектурный дизайн, и другие.Итак, давайте познакомимся с абакусом. По-другому его называют абак, соробан. Он представляет собой прямоугольную раму с рядами вертикальных спиц, которые справа налево обозначают разряды чисел: единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д. На первой спице, разряд единиц, мы работаем правой рукой, на второй и последующей, левой. На каждой спице абакуса по 5 косточек, разделенных по всей длине перекладиной (расчетной линейкой). Косточки разделяют на «нижние» и «верхние». «Нижние» косточки смотрят вниз и имеют значение единицы. «Верхняя» косточка смотрит вверх и имеет значение пятерки. Ее мы сравниваем с кулачком, т.к. в нем пять пальчиков. При счете на абакусе необходимо правильно держать пальчики. Три пальчика зажаты в кулак, работают только два пальца руки – большой и указательный. Детям говорим, пальчики держим «крабиком». Нижние косточки добавляем большим пальцем, вычитаем указательным. Если нам нужно добавить единицу, то мы поднимаем одну нижнюю косточку к перекладине. Если 2, то две косточки, 3 и 4 аналогично. Если нужно вычесть, то опускаем их. Верхние косточки добавляем и вычитаем только указательным пальцем. Чтобы показать или добавить число пять, то опускаем верхнюю косточку к перекладине. Если вычитаем, то обратно поднимаем вверх. В этом возрасте, как известно, у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Косточки на нем специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Абакус позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок воспринимает его как игрушку. Он учится, играя со счетами.Домики состава чисел 5 и 10. Счет на абакусе опирается на состав чисел 5 и 10, а домики как раз предназначены для изучения состава этих чисел. С помощью такого изображения, формируется представление о математическом понятии «сумма», как объединении двух слагаемых. Домик – это числовая игра. Воображаемый дом с пятью этажами и крышей. На каждом этаже есть две квартиры. В них живут жильцы, а на крыше – хозяин, в данном случае число 5 или 10. На каждом этаже живет столько жильцов – чисел, сколько обозначает число хозяин на крыше. Методы и приемы, используемые для реализации программы, это: беседы, работа с абакусом, ментальными и флэш-картами, наглядный показ, кинезиологические упражнения, рисование двумя руками, работа с клиновидными таблицами, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления.
  • Работа с флэш-картами.
  • Цель: развитие внимания, восприятия, зрительной памяти; запоминание зрительного образа числа.
  • Обязательным элементом занятий является и рисование двумя руками.
  • Рисование одним росчерком, при котором не отрывается карандаш от поверхности листа это не только увлекательная игра, но и невероятно полезное занятие для тренировки фантазии и образного мышления, а также для развития мелкой моторики ребенка. Данные упражнения не только расслабляют, но и синхронизирует работу правого и левого полушарий головного мозга.На занятиях по ментальной арифметике мы используем разные техники для концентрации внимания и улучшения памяти.
  • Клиновидные таблицы.
  • Периферийное зрение помогают развивать клиновидные таблицы (горизонтальные и вертикальные). Это часть видения пространства неподвижным взглядом, которое происходит за пределами самого центра взгляда.Благодаря именно этому зрению мы можем охватывать и анализировать большее количество объектов, лучше ориентироваться в ситуациях, оно позволяет развивать и мышление, т.к. мозг начинает оперировать большей информацией.Посмотрите внимательно в центр первой строки на цифру один, а теперь, не отводя взгляда от единицы, произнесите, какие цифры находятся слева и справа от центра. Смотрите все время прямо на цифру в центре, нельзя переводить взгляд влево и вправо. Перемещайте свой взгляд вниз по цифрам, находящимся в центре, при этом называйте цифры слева и справа от цифры в центре.
  • Таблицы Шульте.
  • Также для расширения поля зрения применяю Таблицу Шульте. Она широко применяется также при освоении методов быстрого чтения. Правила тренировки на таблицах Шульте: находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 2530 см. Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться. При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками.
  • Кинезиологические упражнения.
  • Кинезиологические упражнения иногда называют «умными движениями». Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействий.Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у школьников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю. Детям очень нравятся эти упражнения, поскольку они разбавляют порой монотонную учебную деятельность.
  • Для развития концентрации внимания и переключаемости можно включать задания по выполнению теста Струпа.
  • Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.Почему так происходит? Струп предположил, что мы прочитываем слово быстрее, чем можем распознать, вспомнить и назвать цвет. То есть реакция между прочитыванием и называнием проходит быстрее, чем между распознаванием цветов и называнием. Кроме того для нашего мозга алгоритм «прочитать и назвать» более привычен, так как в жизни он используется явно чаще, и мозг просто идет проторенной дорожкой.
  • Игры на развитие всех познавательных процессов: зрительной памяти, внимания, воображения, координации движений, мышления, произвольности поведения.
  • Ребусы, шарады, анаграммы для расширения кругозора, расширения словарного запаса, развития логического и нестандартного мышления.
  • Игра «Танграм» вызывает у детей (и не только у них) огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.Таким образом, можно сделать вывод, что ментальная арифметика – это инструмент гармоничного развития личности с помощью работы на специальных счетах – абакусе. На занятиях ментальной арифметикой задействуются два полушария головного мозга, что способствует улучшению показателей не только в устном счете, но и по другим дисциплинам.Важно заметить: ментальная арифметика не может стать заменой обычной математике. Она может только дополнить и поддержать прохождение школьной программы.
    -