Публикации
Приёмы развития математической грамотности младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы развития математической грамотности младших школьников
Автор: Скоробогатова Виктория Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы развития математической грамотности младших школьников
Автор: Скоробогатова Виктория Александровна
Мастер-класс по теме «Приёмы развития математической грамотности младших школьников»В начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности, закладываются основы функциональной грамотности. И здесь встаёт серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально грамотного человека.Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Ментальная арифметика представляет собой комплекс возможностей для развития математической компетенции школьников: Повышения уровня мотивации учеников. Одной из основных проблем развития математической компетенции является отсутствие мотивации у детей. Занятие ментальной арифметикой могут значительно повысить уровень мотивации школьников и одновременно развить математическую компетентность. На занятиях ментальной арифметики создается учебно-игровая ситуация, которая способствует повышению мотивации учеников и помогает школьнику по новому взглянуть на математику. Задания в программе рассчитаны от простого к сложному, благодаря этому у детей создается позитивный настрой и ситуация успеха, которая поможет поверить в себя и свои силы. Данная методика подходит всем детям. Таким образом, ребенок станет более активным и у него появится интерес к изучению математики. Положительный настрой дает возможность для развития математической компетентности учеников. Развитие логического мышления. Счет на абакусе способствует развитию не только зрительной памяти, но и логического мышления, которое необходимо для развития математической компетентности. Когда школьник учится считать на счетах, ему приходится использовать такие важные приемы логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование. Когда ученик решает примеры с использованием ментальной арифметики эти операции логического мышления задействуются всегда. Следовательно, решая примеры при помощи ментальной арифметики ученик постоянно развивает логическое мышление. Таким образом, ментальная арифметика способствует повышению уровня математической компетентности. Умение решать проблемные ситуации. Когда ученик осваивает счет на абакусе, в начале каждой новой темы он сталкивается с проблемной ситуацией. Далее он ищет пути ее решения. Благодаря несложным темам ребёнок легко находит решение проблемы и перестает бояться трудностей. Создается ситуация успеха. Благодаря ей у ребенка появляется желание все больше и больше преодолевать препятствия. Разрешение проблемной ситуации входит в обязательное умение выпускника общеобразовательной школы. Поэтому одной из возможностей ментальной арифметики является умение решать проблемные ситуации и не бояться трудностей. Углубление знаний о числе и числовых системах. Одним из требований ФГОС к изучению математики является знание о числе и числовых система. Ментальная арифметика помогает ребенку расширить эти знания. Ведь занимаясь на счетах (абакусе) ребенок имеет наглядное представление числа, что помогает легче запомнить и усвоить необходимый материал. Занятия ментальной арифметикой помогают ученику по-другому взглянуть на десятеричную числовую систему, и дают возможность расширить и углубить свои знания о других системах счета. Навык быстрого устного счета. ФГОС предполагает обладание навыком устных и письменных вычислений, которые отражают овладение предметной областью «Математика». Данное умение развивает у детей память, речь, умение воспринимать на слух какую-либо информацию. Формирование умения устного счета закладывается еще в начальной школе. Но, к сожалению не все школьники овладели в достаточном объеме этим умением. Одним из приоритетных направлений занятий ментальной арифметикой – это обучение детей устному (ментальному) счету. Ментальная арифметика – специально созданная методика для облегчения обучению устному счету. Она разработана таким образом, чтобы ребенок мог овладеть навыком устного счета быстро и легко. Большому количеству детей сложно считать устно по традиционной системе счета, а ментальная арифметика помогает преодолеть этот барьер. За короткий период занятий ментальной арифметикой большинство детей показывают удивительные результаты. Интересный факт, дети, которые научились считать ментально, улучшили показатели счета и по традиционной системе. Таким обозом, ментальная арифметика дает возможность легко и быстро обучится устному счету, развить математическую компетентность и на высоком уровне выполнить требование ФГОС. Расширение общих знаний об истории становления математической науки. Ментальная арифметика помогает ребенку по новому взглянуть на простейшие математические операции и одновременно открывает новые возможности для изучения истории становления математической науки. Ментальная арифметика способствует полному погружению школьника в атмосферу древнего мира, когда не было калькуляторов, компьютеров, телефонов и людям приходилось считать на счетах. Чаще всего на уроках математики школьники изучают историю становления математики как науки в широком понимании этого слова. А занимаясь ментальной арифметикой дети знакомятся с древне-китайской историей счета. Это содействует расширению представлений о становлении математической культуры в целом и благоприятно влияет на повышение уровня математической грамотности. Выполняя требования ФГОС по развитию математической компетентности, учитель математики сталкивается с множеством трудностей. Ментальная арифметика помогает школьникам и учителю в учебно-игровой форме выполнить часть требований ФГОС к изучению математики и открывает множество возможностей для развития математической компетентности школьников. Пользу ментальной арифметики подтверждают данные международных исследований. В Великобритании в 2007 году провели исследование среди 3185 детей в возрасте от 7 до 11 лет. В результате систематических занятий дети значительно улучшили показатели не только по математике, но и по другим дисциплинам. Исследование влияния ментальной арифметики на память детей, проведенное в Китае, выявило значительное улучшение визуальной памяти у учеников. В исследовании «Оценка памяти учащихся после курсов ментальной арифметики», проходившем в Индии с 2002 по 2004 гг., приняло участие 50 детей в возрасте от 5 до 12 лет. Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшились зрительная и слуховая память, повысилась концентрация внимания.Можно сделать вывод, что ментальная арифметика – это уникальная методика развития умственных способностей детей от 4 до 16 лет, основанная на системе устного счета. Обучаясь по данной методике, ребенок может решать любые арифметические задачи за несколько секунд в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.Но методика обучения навыкам ментальной арифметики полезна не только в области устного счета, она задействует оба полушария головного мозга, заставляя их работать синхронно. Левое полушарие отвечает за обработку цифр и дат, за счет, речь и письмо. Правое – за фантазию, интуицию и творчество. Увеличение числа нейронных связей между полушариями позволяет креативно подходить к решению любых задач в самых разных областях деятельности. Именно поэтому ментальная арифметика является не просто тренировкой ума, но эффективным способом расширения интеллектуальных и творческих возможностей.В основе ментальной арифметики лежит обучение счету на Абакусе (древние счеты: в Японии их называли Соробан, в Китае-абак, а по-латыни - абакус). Изначально расчеты производятся на реальных счетах, потом - на воображаемых (ментально). При подсчете в уме, в голове вместо цифр возникает картинка, а это значит, что включаются оба полушария головного мозга. Постепенно человек привыкает осмысливать любые задачи, подходя к ним не только аналитически, но и творчески, благодаря чему увеличивается скорость мышления, улучшается память, повышается уровень интеллекта. Обучение детей ментальной арифметике включает в себя два этапа, сначала осваивается техника счета непосредственно на абакусе, затем идет переход к счету на воображаемом абакусе. На каждом занятии эти две техники чередуются, постепенно ослабляя привязку к абакусу, чтобы активнее задействовать воображение. В данном процессе за восприятие чисел отвечает левое полушарие, а за визуализацию косточек правое. Визуализируя абакус, ребенок выполняет на нем необходимые действия с косточками, при этом процесс подкрепляется механическими движениями пальцев обеих рук в воздухе, как будто на невидимом абакусе, что позволяет развивать координацию и психомоторикуТакже в процессе занятий ментальной арифметикой развиваются эмоционально-волевые качества: самостоятельность, настойчивость в достижении результата, произвольная регуляция поведения, уверенность в себе. В процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, получая положительное подкрепление своих стараний, в итоге у него развивается мотивация и доверие педагогу и, соответственно, высокая самооценка и смелость познавать новое, не боясь ошибиться.Гармоничное одновременное развитие обоих полушарий мозга позволит более эффективно освоить школьникам такие профессии, как 3D-моделирование, программирование, создание новых материалов, дизайнер виртуальной среды, архитектурный дизайн, и другие.Итак, давайте познакомимся с абакусом. По-другому его называют абак, соробан. Он представляет собой прямоугольную раму с рядами вертикальных спиц, которые справа налево обозначают разряды чисел: единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д. На первой спице, разряд единиц, мы работаем правой рукой, на второй и последующей, левой. На каждой спице абакуса по 5 косточек, разделенных по всей длине перекладиной (расчетной линейкой). Косточки разделяют на «нижние» и «верхние». «Нижние» косточки смотрят вниз и имеют значение единицы. «Верхняя» косточка смотрит вверх и имеет значение пятерки. Ее мы сравниваем с кулачком, т.к. в нем пять пальчиков. При счете на абакусе необходимо правильно держать пальчики. Три пальчика зажаты в кулак, работают только два пальца руки – большой и указательный. Детям говорим, пальчики держим «крабиком». Нижние косточки добавляем большим пальцем, вычитаем указательным. Если нам нужно добавить единицу, то мы поднимаем одну нижнюю косточку к перекладине. Если 2, то две косточки, 3 и 4 аналогично. Если нужно вычесть, то опускаем их. Верхние косточки добавляем и вычитаем только указательным пальцем. Чтобы показать или добавить число пять, то опускаем верхнюю косточку к перекладине. Если вычитаем, то обратно поднимаем вверх. В этом возрасте, как известно, у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Косточки на нем специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Абакус позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок воспринимает его как игрушку. Он учится, играя со счетами.Домики состава чисел 5 и 10. Счет на абакусе опирается на состав чисел 5 и 10, а домики как раз предназначены для изучения состава этих чисел. С помощью такого изображения, формируется представление о математическом понятии «сумма», как объединении двух слагаемых. Домик – это числовая игра. Воображаемый дом с пятью этажами и крышей. На каждом этаже есть две квартиры. В них живут жильцы, а на крыше – хозяин, в данном случае число 5 или 10. На каждом этаже живет столько жильцов – чисел, сколько обозначает число хозяин на крыше. Методы и приемы, используемые для реализации программы, это: беседы, работа с абакусом, ментальными и флэш-картами, наглядный показ, кинезиологические упражнения, рисование двумя руками, работа с клиновидными таблицами, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления.Работа с флэш-картами. Цель: развитие внимания, восприятия, зрительной памяти; запоминание зрительного образа числа.Обязательным элементом занятий является и рисование двумя руками. Рисование одним росчерком, при котором не отрывается карандаш от поверхности листа это не только увлекательная игра, но и невероятно полезное занятие для тренировки фантазии и образного мышления, а также для развития мелкой моторики ребенка. Данные упражнения не только расслабляют, но и синхронизирует работу правого и левого полушарий головного мозга.На занятиях по ментальной арифметике мы используем разные техники для концентрации внимания и улучшения памяти.Клиновидные таблицы. Периферийное зрение помогают развивать клиновидные таблицы (горизонтальные и вертикальные). Это часть видения пространства неподвижным взглядом, которое происходит за пределами самого центра взгляда.Благодаря именно этому зрению мы можем охватывать и анализировать большее количество объектов, лучше ориентироваться в ситуациях, оно позволяет развивать и мышление, т.к. мозг начинает оперировать большей информацией.Посмотрите внимательно в центр первой строки на цифру один, а теперь, не отводя взгляда от единицы, произнесите, какие цифры находятся слева и справа от центра. Смотрите все время прямо на цифру в центре, нельзя переводить взгляд влево и вправо. Перемещайте свой взгляд вниз по цифрам, находящимся в центре, при этом называйте цифры слева и справа от цифры в центре.Таблицы Шульте. Также для расширения поля зрения применяю Таблицу Шульте. Она широко применяется также при освоении методов быстрого чтения. Правила тренировки на таблицах Шульте: находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 2530 см. Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться. При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками. Кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения иногда называют «умными движениями». Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействий.Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у школьников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю. Детям очень нравятся эти упражнения, поскольку они разбавляют порой монотонную учебную деятельность. Для развития концентрации внимания и переключаемости можно включать задания по выполнению теста Струпа. Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.Почему так происходит? Струп предположил, что мы прочитываем слово быстрее, чем можем распознать, вспомнить и назвать цвет. То есть реакция между прочитыванием и называнием проходит быстрее, чем между распознаванием цветов и называнием. Кроме того для нашего мозга алгоритм «прочитать и назвать» более привычен, так как в жизни он используется явно чаще, и мозг просто идет проторенной дорожкой.Игры на развитие всех познавательных процессов: зрительной памяти, внимания, воображения, координации движений, мышления, произвольности поведения. Ребусы, шарады, анаграммы для расширения кругозора, расширения словарного запаса, развития логического и нестандартного мышления. Игра «Танграм» вызывает у детей (и не только у них) огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.Таким образом, можно сделать вывод, что ментальная арифметика – это инструмент гармоничного развития личности с помощью работы на специальных счетах – абакусе. На занятиях ментальной арифметикой задействуются два полушария головного мозга, что способствует улучшению показателей не только в устном счете, но и по другим дисциплинам.Важно заметить: ментальная арифметика не может стать заменой обычной математике. Она может только дополнить и поддержать прохождение школьной программы.
