Публикации Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности
Автор: Фадеева Мария Николаевна

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельностиПодготовил воспитатель:Фадеева М.Н. В современных условиях образования наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе к ее образовательной составляющей. Научно-техническое развитие дошкольника — важная составляющая современной системы образования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 «Черемушка» города Белгорода является инновационной площадкой Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, детства семьи и воспитания российской академии образования» по теме «Апробация и внедрение парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота» [5]. Реализация модели технического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДОзадача совершенно новая и сложная, которая требует детального изучения для построения принципиально нового содержания образования в детском саду. Подготовка дошкольников к изучению технических наук позволяет воспитать активных, увлечённых своим делом людей, которые обладают инженерно-конструкторским мышлением. Важно с дошкольного возраста выявить технические способности у детей и способствовать их развитию. Это позволяет построить модель преемственного обучения для всех возрастов от воспитанников детского сада до студентов. Ребёнок, не познакомившийся с основами технической деятельности до семилетнего возраста, в основном не связывает свою будущую профессию с техникой. Основа любого творчества — это детская непосредственность. Важно начинать занятие по конструированию в дошкольном возрасте, так как дети в этом возрасте очень любознательны. Очень важно развивать у дошкольников творческие способности, креативное мышление, чтобы они могли самостоятельно создавать технические формы. А ориентироваться в мире технической оснащенности можно только тогда, когда сформировано инженерное мышление. Техническое творчество дошкольников совершенствует пространственное мышление и помогает в дальнейшем при освоении геометрии, инженерного дела. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир не виртуально, а физически. Детское техническое творчество, одна из форм самостоятельной деятельности дошкольника, в процессе нее он отступает от привычных и знакомых ему способов изучения окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов, механизмов, моделей и других технических объектов [3]. Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития ребенка очень велико: развитие мелкой моторики, развитие логического мышление. Ведь сборка — это четко сформулированный алгоритм действий; развитие творческого мышления; развитие образного мышления, развитие усидчивости; развивает целеустремленность. Если ребенок все-таки дошел до конца и собрал, то он будет гордиться собой. Стремление к поставленной цели — одно из основополагающих качеств успешного человека. А так же развивает потребность в создании своими руками, чего-то нового. Стремление к созиданию заложено от рождения в каждом человеке, его нужно холить, лелеять и поощрять [2]. Деятельность с конструкторами в силу её созидательного характера как ни одна из других форм активности дошкольника создаёт условия формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно — для способности к длительным волевым усилиям, которые направлены на достижение результата, в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле деятельность с конструкторами закладывает у ребенка основы трудолюбия. Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных предметов использовать игровое и учебное оборудование. Кроме того, использование такого оборудования будет способствовать выявлению одарённых детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач. С этой цель в своей педагогической деятельности, мы используем различные виды конструкторов: наборы «Полидрон проектирование», «Кроха», «Простые механизмы», «Дары Фребеля» и другие. Технология образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов и образовательной робототехники. Вначале вводим новые понятия, педагог определяет новые понятия, которые вводятся и обживаются не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в течение дня. Педагогу необходимо донести смысл понятия до детей любыми способами. Необходимо использовать схемы, карты, условные обозначения, предлагая создать ту или иную вещь нужно применять разные формы представления ее ребенку: — образцы продукта (готовая вещь или ее графическое изображение); — частично заданные элементы (незавершенные наброски); — графические схемы создаваемого продукта (чертежи, планы, эскизы); — словесное описание цели. При этом необходимо стимулировать инициативу детей. Нужно организовать пространство для работы детей. Места за детьми жестко не закрепляются, дошкольники свободно выбирают рабочий материал и перемещаются. Взрослый не принуждает детей к занятию, а лишь обращает внимание на подготовленные материалы. Необходимо вести инженерную книгу, это подробный дневник всех занятий с детьми, содержащий рисунки, схемы, чертежи. Характерен «открытый конец» заключительного этапа деятельности: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Взрослая оценка дается косвенная, как сопоставление результата с целью. Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря). После образовательной деятельности планируется игра с созданными моделями, фотографирование готовых объектов, размещение моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде группы. Конечные продукты деятельности могут образовывать коллекцию, выставку, большое панно. Играя с данными видами конструкторов, дошкольник упражняет свой мозг, решает головоломку, которую сам и придумывает. Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь дошкольник имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Таким образом, конструкторская деятельность имеет ряд преимуществ перед другими видами игрушек. Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, дошкольники могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.Библиографический список1. Бахметьев, А. А. Электронный конструктор «Знаток» /А. А. Бахметьев. — Текст, макет, 2003. Текст: непосредственный. 2. Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества В. А. Бухвалов. — М.: Просвещение, 2000. Текст: непосредственный. 3. Горский, В. А. Техническое конструирование: учебно-методическое пособие / В. А. Горский. –Москва: Дрофа, 2010. –109 с. Текст: непосредственный. 4. Куличенко, В. Ф.Будущие инженеры: (Детское техн. творчество) / В. Ф. Куличенко и А. И. Волков. — Москва: Учпедгиз, 1937. — Переплет, 118с. Текст: непосредственный. 5. Капица, М. А. Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / М. А. Капица. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 10–13. — URL: (дата обращения: 26.02.2021).
-