Публикации
Патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально значимая проблема
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально значимая проблема
Автор: Ямалова Ольга Борисовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально значимая проблема
Автор: Ямалова Ольга Борисовна
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
как социально значимая проблема
Ямалова О.Б. учитель истории и обществознания МОБУ Гимназия им. Т. Кусимова с. Аскарово МР Абзелиловский район Республики Башкортостан
Одним из главных направлений деятельности учителя сегодня является патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны.
Реализация принципа воспитывающей направленности обучения способствуют большие возможности отечественной истории при ее системном и комплексном изучении, причем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Каждый период истории России драматичен и напряжен. Задача педагога на уроках отечественной истории — раскрыть и донести до сознания школьника преемственную связь времен и народов, поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим.
Повышению эффективности исторического образования способствует использование разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, театрализованных, семинаров, лекций.
Патриотическая направленность занятий основывается на систематическом осмыслении школьниками патриотических, нравственных идей, представленных в содержании отечественной истории, как победных, так и трагических ее страниц, на выборе мировоззренческой позиции. Важное значение имеет индивидуально-личностное отношение к изучаемым темам, эмоциональное восприятие исторического материала.
В V классах учащиеся изучают историю Древнего мира, где они получают первые знания о государстве, демократии, законах, гражданском обществе. Начальные знания по отечественной истории связываются с экскурсионной работой, посещением музеев.
Особенность исторического образования в том, что огромный объем фактического материала приводит к неравномерному распределению учебного времени по темам. Поэтому имеет смысл выделить основополагающие исторические темы, где наиболее ярко раскрываются идеи и идеалы, которые необходимо более углубленно изучать в целях патриотического воспитания с тем, чтобы при беглом знакомстве с другими темами сохранялось влияние более основательного изучения основных тем.
В предмете отечественной истории имеются несколько типов учебного материала, которые путем углубленного изучения их содержания и применения традиционных или инновационных методов обучения способствуют развитию исторического мышления и патриотическому воспитанию учащихся. Таким учебным материалом являются исторические темы, вобравшие в себя широкий диапазон событий по истории нашей страны и ее культуре, переломных этапов, предопределивших дальнейшую судьбу России. Ими являются XIV, XVII, XIX, XX века, когда решалась судьба государства и нации, когда одним из результатов борьбы за национальную независимость и свободу был мощный подъем национального самосознания, выраженный в укреплении единства государства, нации и народов России, развитии национальной культуры.
Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература, музыка, мхк.
В VII классе особое место занимают уроки, посвященные трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Кризис общества и государства, Россия на краю потери независимости, явление самозванства на Руси — эти проблемы являются довольно сложными для школьников, поэтому важны глубокая проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учеников к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения Минина и Пожарского, изгнания захватчиков.
Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.
Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки Иван Сусанин, обращение к трагедии А.С.Пушкина Борис Годунов.
Учитель помогает учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом встает выбор — либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества; они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро.
Школьники подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества.
Проблема историко-патриотического воспитания подрастающего поколения является сложной, социально-значимой, острой, многомерной, носящей необходимый характер, проблемой. Она обращена в прошлое, настоящее и будущее.
Я считаю, что историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения - это комплекс мер, проводимых государством, образовательными структурами, общественными организациями, родителями, историческим сообществом, трудовыми коллективами, студенческими организациями в интересах формирования у людей любви к Родине, родному краю, семье, уважительного отношения к истории, старшему поколению и готовности защищать их.
HYPER13PAGE HYPER15
