Публикации
Плохой мир звуков: о первичном нарушении фонематического восприятия.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Плохой мир звуков: о первичном нарушении фонематического восприятия.
Автор: Грицанова Олеся Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Плохой мир звуков: о первичном нарушении фонематического восприятия.
Автор: Грицанова Олеся Геннадьевна
Плохой мир звуков: о первичном нарушении фонематического восприятия.Фонематическое восприятие – это способность различать и идентифицировать звуки речи (фонемы), которые составляют слова. Нарушение этой функции может привести к трудностям в обучении чтению и письму, а также к проблемам с пониманием речи. Это способность различать и идентифицировать отдельные звуки (фонемы), из которых состоят слова. Представьте себе, что вы не можете отличить "б" от "п" или "л" от "р". Это может серьезно затруднить понимание речи и, как следствие, обучение чтению и письму.В некоторых случаях нарушение фонематического восприятия является первичным, то есть не связано с другими нарушениями слуха, интеллекта или артикуляции. Это означает, что ребенок слышит звуки физически, но мозг испытывает трудности с их обработкой и дифференциацией.Что такое первичное нарушение фонематического восприятия?Первичное нарушение фонематического восприятия (также известное как фонематическая недостаточность) – это специфическое расстройство, при котором ребенок испытывает трудности с распознаванием и различением звуков речи, несмотря на нормальный слух и отсутствие других явных причин, таких как умственная отсталость или неврологические проблемы.Как проявляется первичное нарушение фонематического восприятия?Признаки первичного нарушения фонематического восприятия могут быть различными и проявляться в разной степени. Вот некоторые из наиболее распространенных:Трудности в различении похожих звуков: Ребенок может путать звуки, отличающиеся всего одним признаком, например, звонкостью/глухостью (б/п, д/т) или твердостью/мягкостью (л/ль). Искажение слов: Ребенок может неправильно произносить слова, заменяя одни звуки другими (например, "корова" вместо "корова"). Трудности в повторении слов и фраз: Ребенку сложно точно повторить слова и фразы, особенно если они содержат сложные звуковые сочетания. Проблемы с анализом и синтезом звуков: Ребенку трудно разделить слово на отдельные звуки (анализ) или соединить отдельные звуки в слово (синтез). Замедленное развитие речи: Ребенок может начать говорить позже, чем его сверстники, и его речь может быть менее четкой и понятной. Трудности в обучении чтению и письму: Ребенку сложно освоить чтение и письмо, так как он не может соотнести звуки с буквами. Он может делать много ошибок при чтении и письме, путать буквы и пропускать их. Почему возникает первичное нарушение фонематического восприятия?Причины первичного нарушения фонематического восприятия до конца не изучены. Однако, предполагается, что в его основе лежат:Генетическая предрасположенность: Наличие родственников с нарушениями речи и языка может увеличить риск развития фонематической недостаточности. Недостаточная стимуляция речи в раннем детстве: Недостаточное общение с ребенком, отсутствие чтения книг и игр со звуками могут замедлить развитие фонематического восприятия. Особенности развития мозга: Некоторые исследования показывают, что у детей с фонематической недостаточностью могут быть небольшие различия в структуре и функционировании определенных областей мозга, отвечающих за обработку звуков речи. Что делать, если вы подозреваете у ребенка первичное нарушение фонематического восприятия?Если вы заметили у своего ребенка признаки, указывающие на возможное нарушение фонематического восприятия, важно обратиться к специалистам:Кто эти специалисты и чем они занимаются?1. Логопед: Это, пожалуй, самый важный специалист в коррекции нарушений фонематического восприятия. Логопед проводит диагностику, определяет степень и характер нарушения, а затем разрабатывает индивидуальную программу коррекции. В рамках этой программы логопед может использовать различные методы и упражнения, направленные на:Развитие слухового внимания и памяти: Упражнения на запоминание и воспроизведение звуков, слогов, слов. Дифференциацию звуков: Упражнения на различение близких по звучанию фонем (например, "б" и "п", "с" и "ш"). Анализ и синтез звукового состава слова: Упражнения на выделение звуков из слова, определение их последовательности, составление слов из отдельных звуков. Автоматизацию правильного произношения: Упражнения на закрепление правильного произношения звуков в речи. 2. Дефектолог (Специальный педагог): Дефектолог работает с детьми, имеющими различные нарушения развития, в том числе и с нарушениями фонематического восприятия. Он помогает адаптировать учебный процесс к потребностям ребенка, разрабатывает индивидуальные образовательные программы и использует специальные методики обучения чтению и письму, учитывающие особенности восприятия ребенка. Дефектолог также может работать в тесном сотрудничестве с логопедом, чтобы обеспечить комплексный подход к коррекции.3. Нейропсихолог: Нейропсихолог занимается диагностикой и коррекцией нарушений высших психических функций, таких как внимание, память, мышление, речь, которые могут быть связаны с нарушениями фонематического восприятия. Он проводит нейропсихологическое обследование, чтобы выявить слабые и сильные стороны в работе мозга, и разрабатывает индивидуальную программу коррекции, направленную на развитие этих функций. Нейропсихологическая коррекция может включать в себя упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, а также на улучшение межполушарного взаимодействия.4. Оториноларинголог (ЛОР-врач): Важно исключить физиологические причины нарушения фонематического восприятия, такие как проблемы со слухом. ЛОР-врач проводит обследование слуха и, при необходимости, назначает лечение. Даже незначительное снижение слуха может затруднить различение звуков речи.5. Психолог: Психолог может помочь ребенку и его семье справиться с эмоциональными трудностями, которые могут возникнуть в связи с нарушениями фонематического восприятия. Проблемы с обучением могут привести к снижению самооценки, тревожности и другим психологическим проблемам. Психолог поможет ребенку адаптироваться к трудностям, развить уверенность в себе и научиться эффективно справляться со стрессом.Как выбрать специалиста?Обратитесь к педиатру или неврологу: Они могут дать направление к нужным специалистам. Узнайте об опыте и квалификации специалиста: Поинтересуйтесь его образованием, опытом работы с детьми с нарушениями фонематического восприятия, используемыми методиками.
