Публикации
Рабочая программа
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа
Автор: Глебова Наталья Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа
Автор: Глебова Наталья Викторовна
Муниципальное бюджетное детское общеобразовательное учреждение«Детский сад № 71 «Кристаллик» ГРУППА «ЛУЧИКИ» Воспитатель: Глебова Н. В.,СмоленскТворчество — особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение.(С. Моэм.)I. Целевой раздел1. Пояснительная запискаРебенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и творчество (рисование, лепка) предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, не смотря на нехватку слов.Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенкаНовизна и отличительная особенность программыПрограмма «Сундучок идей» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.1.1. Цели программы: развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами. Развитие у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материаловЗадачи:развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей; развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников; воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма; вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству; развивать мелкую мускулатуру рук, пальцев; прививать точность и аккуратность в выполнении работ; учить самостоятельному изготовлению поделок из бросового материала, бумаги и картона, ткани; учить использовать при изготовлении поделок разных по фактуре материалов; закреплять умение работать по схеме; развивать сенсорное восприятие; развивать речевую активность; развивать тонкую моторику рук; укреплять мышцы пальцев и кистей; способствовать творчески-осознанному действию пальцев рук; воспитывать желание достигать поставленные цели. 1.2. Мониторинг освоения результатовКритерии качества освоения ребенком ручного труда1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.2. Владеет приемами работы с различными материалами.3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.7. Выполняет работу по замыслу.8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.9. Показывает уровень воображения и фантазии.10.Использует в работе разные способы ручного труда.Ожидаемые результаты:К концу учебного года дети должны уметь:- Использовать нетрадиционный материал (подручный, бросовый), самостоятельно находить новые способы в изготовлении.- Знать различные способы использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги;- уметь работать с любым пластическим материалом.В течение года:- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.- Тематические выставки в ДОУ.II Содержательный раздел2.1. Перспективный план старшая группаОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай2.1. Перспективный план подготовительная группаОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМайПлан перспективный, поэтому темы занятий и время изготовления поделок может меняться.III. Организационный раздел3.1. Организация занятийПрограмма построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира;на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детейПрограмма предполагает проведение одно занятия в неделю в режиме дня, четыре занятия в месяц. Продолжительность занятия 20-25 минут старшие дети, 25-30 минут дети подготовительной группы. Программа разработана на 2 года обучения для детей 5-7 лет. Помощь родителей в подготовке дополнительных материалов для занятий, организация и проведение выставок.3.2. Оборудование, материалы.Краски – гуашь, акварель; тушь. Бумага разных форматов, цвета, фактуры; Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды; ( Свеча, мелки восковые. Палочки или старые стержни для торцевания. Матерчатые салфетки; Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики. Ткань, вата, бинт. Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий, Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеющаяся пленка разных цветов. Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички. Клей ПВА и «Кристалл», клей карандаш, клеевой пистолет. Ножницы, кисточки, линейки, и пр. Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек. 3.3. Список литературы.1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.4. ped-kopilka.ru›blogs…klas…smeshariki…iz…testa.html5. maam.ru›…korzinochka-iz-myla-i-atlasnyh-lent.6. stranamasterov.ru›Источник›Ежики из соленого теста7. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала - Дрофа, 2007 г8. С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.9. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.10. Ю. А. Бугельский. Игрушки самоделки. Изд. М.: Просвещение, 1965.11. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Плетем деревья из бисера. Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.12. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн-Пресс , 2006г.
