Публикации МЕЛИЗМАТИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕЛИЗМАТИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ
Автор: Щетинина Алина Валериевна

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Хабаровский государственный институт культуры»Кафедра дирижирования, народного и эстрадного музыкального искусстваМЕЛИЗМАТИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕКурсовая работа по дисциплине«Методика работы с вокально-джазовым ансамблем»Выполнила:Щетинина Алина Валериевна,студентка 397-у группыНаучный руководитель:Колпакова Наталья Сергеевна, Доцент кафедры ДНиЭМИ Хабаровск2020ОГЛАВЛЕНИЕВведениеВ разные годы вокалисты использовали различные приемы для придания выразительности своему вокалу. Современный вокал не имеет ничего общего с тем вокалом, считавшимся современным в 60-ые и 70-ые годы. Появилось огромное количество разных вокальных стилей. Существующие ранее стили стали звучать на новый лад, европейская музыка претерпела огромное влияние афроамериканской музыки и в результате чего, вокальное исполнение обогатилось различными вокальными приемами, а сама вокальная орнаментика стала раскрываться во всей красоте в стилях «soul» и «ритм энд блюзе». Выдающимися исполнителями использующие мелизмы можно выделить величайших Stevie Wonder, Mariah Carey, Whitney Houston, Christina Aguilera, Beyonce, Mary Jane Blige, Alicia Keys. Именно «soul» -исполнители привнесли в современный вокал очень красивую, тонкую нюансировку и нивелировку звука. Это техническое мастерство имеет и свои недостатки, основной из которых однообразие, т.к. исполнители часто зацикливаются на своих приемах и музыкальных установках. Хотя эти приемы до сих пор является показателем техничности и подвижности голоса. Поэтому многие вокалисты хотят освоить этот вокальный прием. Сегодня любая звезда современной музыки имеет в своем вокальном арсенале неизменный набор таких обязательных приемов, благодаря которым она и отличается от простых исполнителей караоке.Широко используются мелизмы как в инструментальной, так и в вокальной музыке. В силу специфики собственной профессиональной деятельности, считаем наиболее актуальным для себя обратиться, по большей части, к вокальной мелизматике. Хотя мелизмы не являются ни частью мелодии, ни обязательным условием исполнения современной музыки, практически каждый вокалист стремится разнообразить и украсить исполняемые песни различными вокальными приемами (такими, как вибрато, субтон, расщепление), в том числе и мелизмами. Можно даже сказать о том, что умение уместно и стилистически грамотно использовать мелизм это один из показателей техничности и чувства музыкального стиля вокалиста.«Runs» (мелизматика) пришел к нам из афроамериканской музыки и сейчас, практически, ни одна песня, будь то поп или рок, не обходит его стороной. Сюда относятся длинные и короткие пассажи, а также «подтяжки» к звукам, подобные тем, какие выполняются на электрогитаре.Пассажи обычно разбавляют фразу в песне, распевая определенный слог или гласную в середине или в конце слова; или же дополняют фразу, путем прибавления к ней восклицания, типа «O! Yeah! Yes! No!» и т.п.Чтобы научиться петь такие пассажи, нужно, во-первых, много слушать современных исполнителей, поющих в стиле soul, R&B, американский поп. Слушая, пытаться выделить отдельную фразу-пассаж и петь ее много раз, как упражнение, сначала в медленном темпе, потом постепенно его ускоряя, пока гласные и слоги в ней не начнут звучать также четко, как у исполнителя, не сливаясь в одну большую «кашу». В этом вопросе нужна только практика и практика, также не забывать о методе от «простого к сложному» и упорство в достижении своей цели. Постепенно вы освоите этот прием, и научитесь достаточно свободно использовать его в своем исполнении. Только как и другие украшения в музыке, орнаментику нужно использовать правильно и со вкусом, как нельзя переборщать специями в приготовлении блюда так и большое количество мелизмов может затмить всю мелодию песни и превратить в техничный этюд!Так что же такое мелизмы в вокале? Для чего они нужны? Как овладеть техникой пения мелизмов и что вообще такое техника пения мелизмов. Об этом и будет моя работа.Актуальность исследования определяется важностью формирования навыков у певца мелизматики и использованием ее в работе в вокальном ансамбле.Методологической основой исследования стали труды по работе над развитием мелизматики. А также труды по работе над вокальной техникой.Объект исследования данной курсовой работы – формирование навыков мелизматики у солиста и применением ее в вокальном ансамбле.Предмет исследования – методические аспекты формирования навыков мелизматики у солиста и применением ее в эстрадном вокальном ансамбле.Цель исследования. Выявить основные методологические аспекты, связанные с формированием формированием навыков мелизматики у солиста и применением ее в эстрадном вокальном ансамбле Задачи исследования:
  • охарактеризовать основные методические особенности обучения навыкам мелизматики;
  • выявить особенности формирования навыков использования мелизматики в вокальном ансамбле;
  • проанализировать особенности формирования навыков мелизматики в условиях ансамблевого исполнительства;
  • Практическая значимостьДанное исследование поможет структурировать данные из различных теоретических источников и сформулировать методологические подходы к процессу формирования навыков мелизматики в условиях ансамблевого исполнительства.ГипотезаВ процессе исследования данной темы можно будет сформировать основные методологические установки по развитию навыков мелизматики в условиях ансамблевого исполнительства.Структуру данной курсовой работы составляют введение, две главы, заключение, библиографический список, нотное приложение.ГЛАВА i. МЕЛИЗМАТИКАКАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ЕЕ ВИДЫ1.1.Определение понятия мелизмы.Мелизмы (от гр. мелизмос особый способ пения и мелос мелодия, песня) это небольшие мелодические обороты устойчивой формы, которые выписывают как дополнение к основной мелодии мелкими нотами или специальными условными знаками. Применяют их как украшения мелодии или других голосов музыкального произведения.Мелизматическое пение (дав.-гр. μέλισμα песня, напев), также Мелизматический распев способ распевания текста, при котором на один его слог приходится четыре и более звуков мелодии.Мелизмы это общее название группы вокальных украшений. К ним относятся: форшлаг, мордент, группетто, трель.Техника вокальной мелизматики позволяет сделать основной звук сложнее, красивее. Как правило, у состоявшихся певцов техника этих вокальных «бриллиантов» как почерк индивидуальна, так как в процессе обучения и роста вокалиста вырабатывается свой индивидуальный стиль исполнения этих завораживающих нотных переливов. Так, например, ярко выделяется стиль исполнения мелизматики у великой Уитни Хьюстон. При этом ее «почерк» мелизмов менялся со временем (ранняя и зрелая Хьюстон).На стадии обучения вокалу прекрасно будет, если багаж знаний ученика будет пополняться мелизматическим стилем не одного исполнителя, а нескольких. Другими словами, нужно учиться петь у многих великих. И на этой основе будет созревать уже свой собственны стиль и почерк.Идеально, если у обучаемого есть высокопрофессиональный педагог по вокалу, с которым можно заниматься 2-3 раза в неделю. Очень хорошо, если ученик обладает музыкальным образование, нотной грамотой, сольфеджио и имеет дома музыкальный инструмент. Зачем это нужно? Мелизмы представляют за собой зачастую совокупность мелких нот, которые сходу не спеть. Поэтому приходится в медленном темпе играть себе эти ноты, выучивать, а затем переходить к тренажу в более быстром темпе.Что же делать тем, кто не имеет дома инструмента, нет рядом педагога, и человек не знает нот? В этом случае приходится полностью полагаться на отличный музыкальный слух и хорошую память. Самым лучшим способом снять мелизмы является многократное прослушивание данного приема в оригинальном исполнении и многократный их повтор до того момента, пока не удастся спеть совокупность этих нот абсолютно точно как в оригинале.Для ускорения процесса сегодня существуют обучающие вокальные тренажеры с уже готовым набором мелизмов, выстроенным по степени их сложности. Так от ученика требуется лишь регулярный тренаж дома, а именно повтор мелизмов близко к оригиналу, а еще лучше петь абсолютно точно, как в оригинале. Записанные треки можно прослушивать на компьютере, онлайн можно уменьшать темп записи, таким образом уделяя внимание мелким подробностям нотной совокупности.Самое главное в этом деле это, безусловно, желание ученика научиться владеть своим голосом, и, в частности, освоить такой потрясающе красивый прием как мелизмы. Только усердие и напряженный труд является залогом всегда звучащего искрящегося голоса.1.2.Разновидности мелизмов при использовании.Самый первый и, возможно, самый простой вид мелизмов «форшлаг» (нем., от vor прежде, sсhlag удар). «Форшлаг» это маленькая прикрашивающая нота, поставленная на расстоянии тона или полутона от гармонической. На письме изображается в виде маленькой нотки, чаще всего восьмой по длительности, стоящей перед какой-либо основной нотой.(см Приложение 1)Нота, обозначающая «форшлаг», может быть перечеркнутой или не перечеркнутой, и дело здесь не только в различии в традициях нотопечатания.Перечеркнутый и неперечеркнутый форшлаги исполняются по-разному. Неперечеркнутый форшлаг исполняется за счет длительности ноты, перед которой он стоит.(см Приложение 2)Перечеркнутый же форшлаг исполняется за счет предыдущей ноты, а не той, перед которой он стоит.(см Приложение 3) Неперечеркнутый «форшлаг» иначе называют долгим, перечеркнутый – коротким.В нотопечатании перечеркнутый форшлаг всегда пишется в виде восьмой нотки, а длительность ноты, обозначающей неперечеркнутый форшлаг, может варьироваться, в зависимости от длительности последующей основной ноты мелодии. Надо сказать, что неперечеркнутый форшлаг практически не применятся в современной музыке. Форшлаг также может состоять из нескольких звуков, идущих по гамме или аккорду, может отстоять на любой интервал от основного звука. В музыке помпезного, торжественного характера форшлаг может быть даже аккордом, предваряющим самого себя. Еще один вид мелизматики «трель». Трель (от итал. trillo, от trillare дребезжать; франц. trille; нем. triller; англ. shake, trill) мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся звуков, основного и верхнего вспомогательного, находящегося на расстоянии тона или полутона от основного звука. Обозначается трель двумя буквами латинского алфавита, которые ставятся над нотой. Если трель короткая, то ее обозначение ограничивается лишь этими буквами, если же более длинная, то к буквам tr как их продолжение присоединяется волнистая линия.Трель может начинаться с основного звука, а также со вспомогательного (как верхнего, так и нижнего). В этом случае перед трелью указывают маленькую ноту, обозначающую дополнительный звук(см Приложение 4)Что касается применения трелей в вокальной музыке, можно отметить, что этот вид мелизматики присущ академической вокальной школе. Зато следующий мелизм, о котором пойдет речь, очень распространен среди эстрадно-джазовых вокалистов. Это «мордент». Мордент (от итал. mordente острый, кусающий) мелодическое украшение, заключающееся в быстром чередовании основного звука со смежным с ним по высоте верхним или нижним вспомогательным. Существует несколько вариантов мордентов. Первый из них простой мордент. Пожалуй, самый распространенный. Он образуется при помощи основного звука, верхнего вспомогательного и возвращения к основному, то есть, по сути, представляет собой один оборот трели. На письме изображается так:Пример исполнения мордента(см Приложение 5)Второй, довольно часто используемый вид мордента простой перечеркнутый: Состоит из основного звука, вспомогательного нижнего и возвращения к основному.(см Приложение 6)Существуют также двойной и двойной перечеркнутый морденты. Они представляют собой дважды повторяемую фигуру простого и простого перечеркнутого мордентов соответственно. Все виды мордентов исполняются за счет длительности основного звука (над нотой которого стоит знак мордента). В простых и двойных мордентах верхний вспомогательный звук возможен на расстоянии большой и малой секунды в зависимости от ступени лада или тональности. В перечеркнутом и двойном перечеркнутом нижний вспомогательный звук в большинстве случаев находится на расстоянии малой секунды от основного звука. В быстром темпе мордент очень часто звучит как «триоль», поэтому рекомендуется исполнять морденты с акцентом на последнюю основную ноту. Существует еще один вид мелизмов «группетто». Группетто (от итал. gruppetto маленькая группа) называется мелизм, состоящий из четырех или пяти звуков.В состав пятизвучного группетто входят основной звук, верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный звуков и опять основной; в состав четырехзвучного те же звуки, кроме первого или последнего.Пример исполнения группетто(см Приложение 7)В современном же вокальном искусстве (в частности, эстрадном), почти не встречается произведений, которые были бы исполнены без использования хотя бы нескольких простых мелизмов. Можно даже сказать, что в настоящее время вокальная мелизматика находится на самой высокой ступени развития за всю историю своего существования. Поэтому справедливо будет начать более детальный анализ мелизмов на примере современной джазовой и соул музыки, представителями которой являются такие вокалистки, как Марайя Кэри, Кристина Агилера, Уитни Хьюстон. Произведения именно этих исполнительниц мы подробно рассмотрим и проанализируем мелизматику, характерную для исполнителей современной эстрадной музыки.Рассмотрим песню Кэри «Vision Of Love» написанную в тональности «до мажор», знаков при ключе нет. Однако они часто появляются в мелодии, и, в частности, в мелизмах. Например, в 6-м такте вторым звуком в морденте является пониженная седьмая ступень, что подчеркивает малую септиму в гармонии С9.(см Приложение 8)Но есть в мелизматике и альтерированные звуки, которые не повторяются в звуках аккорда в гармонии. Например, во вступлении, когда на аккорд до мажора в мелодии поется пониженные 3 и 7 ступени; (см Приложение 9)или в 21-м такте: на тонический до мажорный аккорд Кэри поет минорную терцию.(см Приложение 10)Почти вся подобная альтерация заимствована из «блюзового лада». А стиль блюз, как мы знаем, является одним из «родителей» «соул-музыки». Теперь рассмотрим и попытаемся сравнить с первым примером песню «Beautiful» в исполнении Кристины Агилеры. Сразу же видно, что, в отличие, от Марайи, Кристина не использует такого количества мелизмов в своем исполнении. Многие достаточно длинные звуки остаются ровными, украшаются же, в основном, целые по длительности ноты в конце фраз. Агилера поет(см Приложение 11)Вместо половинной ноты с точкой(см Приложение 12)Отличается также и ритмическая составляющая мелизматики. Если у Кэри преобладают мелкие, чаще одинаковые по длительности, последовательности, то мелизмы Агилеры ритмически неровные, со смешанными длительностями нот.(см Приложение 13)Некоторые различия в мелизматике двух певиц обусловлены не только их личными предпочтениями, диапазоном и физиологическими данными, но и склонностью к разным музыкальным стилям. Так, стиль исполнения Марайи Кэри можно назвать схожим со стилем музыки «госпел», которую отличает большое эмоциональное начало (отсюда и более сильная насыщенность пения, элементы «свинговой триольности», более частое употребление мелизмов), для Кристины Агилеры же характерны приемы стиля R&B, а именно длительное, постепенное развитие в ходе композиции, не такое частое использование мелизмов (причем, в начале композиции слоги распеваются на более закрытые гласные «и», а даже не согласные «м», и только в кульминации звучат открытые мелизмы на звук «йе»).ГЛАВА II.МЕТОДЫ РАЗУЧИВАНИЯ МЕЛИЗМОВРИМЕНИЕ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ2.1Применение мелизмов на практикеРазберем методику разучивания одного и того же упражнения (мелизма, состоящего из 5 нот).(см Приложение 14)Метод 1 «Сглаживания ритма» Для удобства обучения, сначала мы изменим ритмический рисунок мелизма(см Приложение 15)Мы взяли удобный нам темп и начинаем пропевать в этом темпе данный мелизм такое количество раз, которое понадобиться для достижения автоматизма в данном темпе. При этом обязательно нужно контролировать, чтобы голосовые связки и глотка были абсолютно расслаблены, как и при обычном пении. Звук выводим максимально близко также, как и в привычном нам исполнении любой мелодии.Поем на закрытый рот и на все гласные звуки. Когда мы добились качественного звучания всех нот мелизма в выбранном нами темпе, можно сделать попытку увеличить скорость. Если в более быстром темпе ноты не пропеваются, звучат смазано, или начинают зажиматься мышцы аппарата, следует снова вернуться к медленному темпу.Такими постепенными шагами можно будет достичь необходимого темпа, не потеряв качества звука. Совсем не обязательно, что это произойдет на первых же занятиях; не нужно стараться спеть в быстром темпе на каждом занятии, голосовые связки и гортань должны постепенно привыкать принимать положения для каждого звука мелизма. Первое упражнение является основой для всех последующих упражнений, которые будут описаны ниже. Все эти упражнения необходимо также петь на все гласные звуки и на закрытый рот.Темп необходимо выбрать комфортный для исполнения.Метод 2 «Свинговый» (см Приложение 16)Здесь мы видим, что звуки нашего мелизма остались прежними, но поменялся ритмический рисунок. Мы, по сути, поем шестнадцатые ноты, как бы свингуя. Сначала мы выделяем каждую первую ноту, а затем каждую вторую. Ломанные ритмические рисунки способствуют развитию эластичности связок и делают более подвижной гортань. Метод 3. «Триольный» Еще одна ритмическая вариация(см Приложение 17)Здесь мы снова поем те же звуки, но в триольном биении. Полезным также будет петь это упражнение в трех вариантах: акцентируя сначала первую, потом вторую и, наконец, третью ноту в триоли. Выполнив все три упражнения, мы можем вернуться к исходному мелизму. Гибкость вокального аппарата, приобретенная в ходе этих упражнений, позволит спеть этот мелизм, даже если раньше он не получался совсем. Есть еще один совет для облегчения исполнения мелизмов. Самую первую ноту мелизма можно петь через букву «х». Это поможет вывести звук максимально близко, кроме того именно при произнесении буквы «х» связки смыкаются очень мягко. Этот прием поможет на первых порах обучения и может быть в дальнейшем использован в исполнительской практике как «краска». Можно сказать, что перечисленных упражнений может оказаться вполне достаточно, чтобы овладеть мелкой вокальной техникой, однако есть еще одно упражнение, которое может помочь нам в исполнении коротких мелизмов, таких, как форшлаги или трели.Метод 4. «Раскачивание вибрато» Есть одна очень важная деталь, которая может нам помочь: все мелкие вокальные приемы поются в позиции «вибрато». Поэтому мы можем тренировать мелизматику, исходя именно из «вибрато». Как это сделать? Просто взять ноту и начать «раскачивать» ее, то есть добавить вибрато. Чаще всего, наше вибрато не является очень амплитудным, и различить в нем более, чем одну ноту, невозможно. Однако, если попытаться увеличить амплитуду вибрато, мы услышим полутон, а это уже почти трель. Вибрато, если говорить о природном, естественном вибрато, появляется ближе к концу звучания ноты, когда аппарат уже точно воспроизвел нужный звук, он отразился в резонаторах и продолжает звучать только за счет напряженных мышц живота, которые обеспечивают плотный поток воздуха. Именно в этом положении вокальный аппарат максимально расслаблен это именно то положение, которого мы добиваемся для комфортного и качественного исполнения мелизмов. Поэтому «качать» звук в позиции вибрато, постепенно увеличивая амплитуду, это очень полезное упражнение в ходе обучения исполнению мелизматики для эстрадно-джазовых вокалистов.Также могу отнести к совету по разучиванию мелизмов:1. Наработать подвижность голоса.Для это требуются специальные упражнения.Можете обратиться за помощью к преподавателю вокала или использовать уроки, размещенные на моем канале. Если вы решили заниматься самостоятельно, рекомендую это делать с особой осторожностью и хотя бы периодически обращаться за профессиональной помощью.2. Слушать много музыки.Даже не подпевать. Именно слушать. Это делается для того, чтобы где-то на подсознании у вас отложились различные музыкальные фразы, которые вы сможете в последствии исполнять самостоятельно.3. Разбирать каждый мелизм.Для этого замедляйте темп песни и пытайтесь услышать каждую отдельную ноту, использованную в мелизме. Не повторяйте, если пока не понимаете, что именно спел исполнитель, чтобы не пришлось потом все переучивать.4. Постепенно наращивать темп.Начинайте петь каждый мелизм в медленном темпе. Пусть ваши мышцы постепенно привыкают к нагрузке и новой координации. Здесь все как в спорте. Двигайтесь постепенно и будет вам качество и хороший результат.5. Разбирать мелизмы на удобных звуках.Здесь все индивидуально, но большинству людей легче сначала научиться петь украшение на каком-нибудь слоге с согласной буквой (например, на “ду-ду-ду”). Подберите самый удобный для себя вариант, попойте на нем и уже затем переходите к оригинальному тексту песни.6. Уделять внимание ритму.По-настоящему виртуозный мелизм – это не только интересная мелодия, но и хороший ритм. Обязательно обращайте внимание на то, какой ритмический рисунок стоит за каждым вокальным украшением. Представьте себя барабанщиком и попробуйте поймать и точно повторить этот рисунок.7. Петь на разных гласных.На каких-то звуках вам будет петь более удобно, на каких-то менее удобно. Но в конечном счете никакие гласные не должны вызывать у вас затруднения при исполнении мелизмов. Если вам сложно петь на каком-то определенном звуке, скорее всего вы еще не нашли удобной для вашего голоса позиции.Применение мелизмов в эстрадном ансамбле.«Ансамбль» происходит от французского «ensemble» – совокупность, стройное целое, вместе, множественность. В музыкальном искусстве ансамблем называют несколько исполнителей, являющихся единым художественным коллективом, реализующих общую цель – создание художественного продукта, а также слаженное исполнение музыкального произведения несколькими музыкантами. В значении «совместное творческое дело», слово «ансамбль» употребляется, когда говорят о театральном ансамбле, инструментальном ансамбле, ансамбле вокальном. Также об ансамбле говорят и в изобразительном искусстве: это совокупность, гармоничное единство художественных компонентов, а также сочетание нескольких произведений изобразительного искусства. Понятие «музыкальный ансамбль» определяется исследователями как «совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей», при этом также отмечается специфика этой совместной музыкально-исполнительской деятельности, в которой средствами музыки «обобщаются драматические ситуации; сопоставляются близкие или контрастные образы; выявляются противоречия интересов, столкновения или сближения характеров и страстей»Эстрадный ансамбль привнес в музыкальную культуру ряд «специфических качеств», по которым определяется его принадлежность к эстраде:
  • Он обогатил структурно-жанровый аспект музыкального ансамбля, т.к. появился в ряде новых направлений и стилей современной страдной музыки, а именно: диско, «фанк», «соул», « R&B» и другие.
  • Эстрадный ансамбль кардинально расширил тембрально-акустический аспект существования музыкального ансамбля. Это произошло благодаря появлению электромузыкальных инструментов, синтезаторов, а в настоящее время компьютерных музыкальных технологий. Этот аспект также расширился и благодаря специфически «эстрадным» приемам пения.
  • Он стал «революционным» моментом в развитии эстрадного музыкального исполнительства (социально-исторический аспект). Имеем в виду деятельность вокально-инструментального ансамбля «Битлз», который привнес на эстраду новые формы его функционирования.
  • Он изменил исполнительско-интерпретационный аспект музыкального ансамбля.
  • Нам эстраде появились вокальные ансамбли («женские», «мужские», «смешанные») и инструментальные ансамбли разных составов, смешанные коллективы (вокально-инструментальные ансамбли), рок-группы и поп-группы.
  • В наше время существую эстрадные вокальные коллективы, такие как «пентатоникс», в их аранжировках очень широко используется мелизматика, она украшает произведние, придает оригинальность и является средством выразительности.Обычно мелизматика применяется в голосе солирующей партии, которая исполняет основную мелодию песни, в то время как другие голоса создают гармонию и являются как бы аккомпанементом и поддержкой основной партии песни.Например в песне «I`LL Run», в 12 такте (см Приложение 18) солирующий голос от сопрано временно переходит в Альт, где у альта можно наблюдать элементы мелизматики, но и в остальных голосах она так же присутствует.Я считаю, что в современном времени, для эстрадных коллективов, важно умение профессионально петь и использовать мелизматику, владеть ей.Часто вокалисты сталкиваются с проблемой исполнения мелизмов, так как мелизмы, являются показателем техничности, профессионализма и чувства музыкального стиля. Отсутствие таких навыков приводит к посредственному исполнению мелизмов, они звучат как проходящие второстепенные элементы, и становятся не украшением, а чем-то не определенным и не убедительным, теряя свою художественную выразительность. Во избежание таких ошибок, вокалисту нужно иметь четкое представление о мелизмах, их происхождении, развитии и трансформации.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, в первой главе мы с вами познакомились с такими понятиями как елизмы, мелизматическое пение,а также с разновидностями мелизматики и их применением. Современная популярная музыка очень разнообразна и богата различными художественно-выразительными средствами, благодаря которым формирует внутри себя множество стилей. Одним из таких средств, без которого мы не можем представить себе современную музыку, это мелизматика – учение об украшении мелодии.Вторая глава помогла нам более подробно на практических примерах увидеть как применяются мелизмы в произведениях. Как применение мелизмов значительно украшает звучание, делает его более разнообразным, интересным Человек, ранее не имевший отношения к музыке, вполне поймёт, как спеть простейшие мелизмы, состоящие из двух-трёх нот. Можно даже научиться этому на первом занятии, если посвятить его только мелизматике. В конце концов, важнее поймать ритм и развить подвижность голосового аппарата. Мелизматика занимает очень важное место в современном исполнительском искусстве среди эстрадно-джазовых вокалистов. Ею пользуются практически все современные «соул» и R’n’B-исполнители, и каждый вокалист стремится в совершенстве овладеть мелкой вокальной техникой. Мелизмы — украшение песни. И это не тот случай, когда их не бывает много. Часто вокалист вплетает в песню мелизм за мелизмом, как будто хочет «надеть всё лучшее сразу». Не надо так! Важно учитывать строение песни. Для большинства зарубежных песен в жанре soul стандартная форма такова: куплет, припев, куплет, припев, бридж (кульминация) и ещё один припев. Вокалисту стоит показать свои яркие способности — в бридже и в последнем припеве. А до того в песне всё должно идти постепенно. Не лучший способ начать первый куплет — в формате «Вот что я могу!» В итоге, и вокалист устанет с первых строчек петь мелизмы и выдохнется; и зритель не поймёт, что же конкретно ему оценивать, потому что всё очень витиевато.Однако, несмотря на актуальность вопроса использования мелизмов, практически не существует методических пособий, обучающих мелкой вокальной технике и мелизматике. Именно этот факт послужил основной причиной, по которой я выбрала данную тему для написания курсовой работы.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  • Багрунов, В.А. Азбука владения голосом: учебное пособие / В.А.Багрунов .– Музыка,2008. – 28с.
  • Брокгауз,Ф. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон С.-Пб ,1890-1907. – 126-197с.
  • Гарсия Н. В Новый вокальный курс: Практическое руководство по созданию и совершенствованию техники эстрадно-джазового певческого голоса. / М.Гарсия, 2001. – 124с.
  • Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики: учебное пособие / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1963.– 10-80 с.
  • Егорычева М. И. Упражнения для развития вокальной техники / М. И. Егорычева. – К.: Музична Украина, 1980 – 139с.
  • Козлов А. Рок истоки: / А. Козлов М.:Музыка, 1998. – 135с.
  • Краткий музыкальный словарь Яндекс. Словари URL [Электронный ресурс]. - Режим доступа //https://hor.by/methodus/beginner/slovar-muz-terminov/. Дата обращения 10.10.2021
  • Конен, В. Дж. Рождение джаза / В. Дж. Конен. – М.: Музыка, 1984.– 263с
  • Коллиер, Дж. Л. Становление джаза: популярный исторический очерк / Дж. Л. Коллиер. – М.: Радуга, 1984.– 27-87с.
  • Келдыш Г.В. Музыка: Большой энциклопедический словарь. / Г.В Келдыш – М., 1998. – 54с.
  • Козлов А. С. Рок: истоки и развитие / А. С Козлов. – М.: Мега – Сервис, 1997.– 29с.
  • Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: / Т. Ливатова Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1983. – 384с.
  • Малухин А.В. Современная энциклопедия – М, 2000. Маттезон И. Новейшее исследование зингшпилей (Die neueste Untersuchung der Singspiele) – Гамбург, 1744. – 56с
  • . Осипов Ю.С. Большая Российская Энциклопедия: / Ю. С Осипов М., 1998.– 73с
  • Степурко О. Скэт-импровизация. Орнаментика стиля соул: / О. Степурко М,2007. 29с.
  • .Свободная энциклопедия – Википедия URL [Электронный ресурс]. - Режим доступа //http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница. Дата обращения 10.10.2021.
  • Приложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5Приложение 6Приложение 7Приложение 8Приложение 9Приложение 10Приложение 11Приложение 12Приложение 13Приложение 14Приложение 15Приложение 16Приложение 17 Приложение 18
    -