Публикации
Трансформация урока, как фактор развития творческой личности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Трансформация урока, как фактор развития творческой личности
Автор: Лери Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Трансформация урока, как фактор развития творческой личности
Автор: Лери Ольга Николаевна
Лери О.Н., учитель «Трансформация урока, как фактор развития творческой личности» В методике преподавания предмета «Технология», до недавнего времени, очень мало внимания уделялось раскрытию творческого потенциала обучающихся и проявлению инициативы в подборе будущего изделия и способов его изготовления. Деятельность носила в основном репродуктивный характер: учащиеся копировали действия учителя. Подобный стиль работы не способствовал раскрытию и развитию творческих способностей обучающихся. Изменить сложившуюся ситуацию позволило введение новых стандартов образования. На основании Концепции ФГОС второго поколения основу обучения должна составлять не воспроизводящая деятельность, а творческая, большую часть знаний учащиеся должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.Как показывает практика, задача развития творческих способностей обучающихся, на уроках технологии, наиболее сложна. С одной стороны, необходимо создать условия позволяющие обучающимся творчески подойти к выполнению поставленной задачи, с другой стороны, творческий поиск должен соответствовать программе курса. Именно поэтому, правильно выбранные методы и приёмы обучения помогают добиться желаемого результата и совместить творчество и содержание программы.Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и преодолеть все барьеры нужно создать на уроке определенные условия, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.Достичь поставленные задачи позволяют уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации.Например, интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяется ведущая дисциплина, выступающая интегратором, а также дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.На мой взгляд, уроки технологии по своему содержанию сами по себе интегративны. Темы, изучаемые в этой образовательной области невозможно рассматривать в отрыве от других предметов.Так, например, успешной будет интеграция предметов искусство, ИЗО, технология при изучении темы «Ручная роспись тканей», позволяет дать обучающимся более полное представление о росписи, её месте в контексте развития ремёсел. Так как на данных предметах рассматриваются разные её аспекты. На уроках искусства знакомятся с историей возникновения и развития росписи, на уроках изобразительного искусства изучают с точки зрения построения композиции и подбора цветовых сочетаний, а на уроках технологии учатся изготавливать образцы росписи, соблюдая технологическую последовательность. Поэтому подобное объединение целесообразно и даёт возможность оптимизировать учебный процесс.Урок защиты проектов, например, по теме «Воскресный завтрак для всей семьи» можно провестив нестандартной форме условно назвав -«живая картина» Предлагаю обучающимся окунуться в атмосферу живописного полотна «Новые хозяева», Богданова-Бельского с изображение трапезы и воссоздать его во время практической работы.В ходе такой работы повышается уровень творческой активности, активизируется познавательный потенциал, самостоятельная поисковая деятельность, личностная включенность всех участников в процесс обучения. Кроме того, работа в группе (на уроке работают 2 группы) снижает уровень тревожности учащихся, страха оказаться некомпетентным в решении каких-то задач; даёт возможность ученикам с разным уровнем знаний и подготовки проявить творческие способности.Основой успешного обучения считаю способность учителя постоянно совершенствовать урок и находить такие педагогические приёмы и подходы в обучении, которые способствуют развитию творческого потенциала обучающихся.Например, эффективным приёмами, активизации мыслительной и творческой деятельности являются:Приём «Удивляй!». Начинаю урок с интересного факта привлекающего внимание обучающихся к теме. Тема «Блюда из яиц», факт: по французской традиции, на колпаке повара должно быть сто складок, таково количество способов приготовления блюд из яиц хорошим поваром.Приём «Отсроченная загадка». В начале урока даю загадку, отгадка к которой откроется на уроке во время работы над новым материалом. Либо наоборот, загадкой заканчивается урок, а следующее занятие начинается с вариантов отгадки, которые предлагают обучающиеся.На этапе изучения нового материала можно использовать приёмы, активизирующие внимание учащихся, умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации:Приём “Лови ошибку”. Обучающимся предлагаю текст, содержащий намеренно искажённую информацию. Работа может быть групповой или индивидуальной, в ходе работы дети совещаются, вносят коррективы в текст. Придя к единому мнению, группа выбирает спикера. Он оглашает задание и его решение, аргументируя каждое исправление. Время работы над текстом регламентируется, чтобы обсуждение не затянулось. Приём “Диаграмма Венна”. Для более удобного и быстрого запоминания материала, в ходе урока, чертится таблица, которая заполняется постепенно, самостоятельно каждым обучающимся, в ней записываются сходства и различия изучаемых понятий.Приём “Мозговой штурм”. Строится на основе стимулирования творческой активности. Метод решения проблемы при котором участники обсуждения высказывают все возможные варианты решения, в том числе и фантастичные. Далее из общего числа представленных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть применены на практике. Нужно помнить, метод эффективен в том случае, если обсуждается проблема, о которой у учащихся имеется первоначальное представление.Эффективным методом развития творческих способностей, обучающихся является синтез урочной и внеурочной деятельности. Это способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов.Например, одно из внеурочных занятий проведенное в рамках конкурса с международным участием «Кулинарное путешествие» было посвящено традициям и обычаям родного края. Где предметные знания, полученные на уроках по кулинарии (изготовление изделий из теста, горячие напитки, сервировка) и знания о традициях и обычаях родного края в кулинарии, особенностях трапезы, костюмах успешно дополняли друг друга. В итоге наша работа получила высокую оценку и удостоена диплома 1 степени.Так же была проведена серия внеурочных занятий, развивающих творческие способности, по теме:«Художественная обработка нетканых материалов и вторсырья», что является продолжением изучаемого на уроках раздела материаловедение.Результат данной работы: коллекция костюмов «Метаморфозы», о которой предлагаю вашему вниманию видеосюжетРеализовать такую довольно масштабную работу стало возможным, через трансформацию урочной и внеурочной деятельности. Результат нашей работы был представлен на отчётном концерте школы.Подводя итог, анализируя проведённые занятия, пришла к выводу, что трансформация в разных её проявлениях, является фактором развития творческой личности, средством интенсификации занятий, расширяет их информативную емкость, способствует развитию интереса к предмету.
