Публикации
Методическая разработка интегрированного урока с применением технологии VR "Экономика и экономическая наука"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка интегрированного урока с применением технологии VR "Экономика и экономическая наука"
Автор: Ванюшина Мария Константиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка интегрированного урока с применением технологии VR "Экономика и экономическая наука"
Автор: Ванюшина Мария Константиновна
Правительство Санкт-ПетербургаКомитет по науке и высшей школеСанкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо теме«Экономика и экономическая наука»Санкт-Петербург2023Разработал:преподаватель _________________ / М.К.Ванюшина /Рассмотрено и одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии «Экономики и ДОУ»Протокол № 1 от 30 «августа» 2023 г.Председатель ПЦК _________________ / О.П. Вдовиченко /ПЛАН ЗАНЯТИЯпо теме: «Экономика и экономическая наука»Дисциплина: «Экономика»Преподаватель: Ванюшина Мария КонстантиновнаСпециальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»Группа, курс: 1 курс, группа 9Б-101Дата проведения: 13 сентября 2023Время: 45 минутТип занятия: закрепление знанийВид занятия: практическое занятиеФорма организации учебного занятия: фронтальная, групповая1. Цель занятия:Основная цель занятия: формирование компетенций и системы знаний об экономике как хозяйстве и науке, основ экономического мышления, грамотного и ответственного экономического поведения в повседневной жизни и для профессиональной деятельности по специальности.Задачи:Образовательные результаты: ОК01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и командестудент должен знать: предмет и методология экономики как науки краткую историю экономических учений взаимосвязь экономики и развития общества потребности общества, понятия: экономическое благо, продукт, товар, услуга ресурсы и факторы производства, кривая производственных возможностей понятие экономической системы, модели экономических систем рыночная экономическая система, субъекты и объекты системы понятие и виды конкуренции, характерные черты студент должен уметь:владеть базовым понятийным аппаратом, в т.ч. при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; выявлять причинно-следственные связи, осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач Методическая цель занятия: продемонстрировать методику проведения нетрадиционной формы урока – использование технологий VR (виртуальной реальности) и AR (дополненной реальности). Методы обучения:словесные – беседа, инструктаж, обсуждение, опрос наглядные – визуализация для формирования наглядных копий объектов, процессов и явлений (компьютерная презентация, VR игра и трансляция процесса на экран) практические – контроль пройденных тем раздела в виде игры Межпредметные связи: Обществознание, История, Математика, 2. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:Кабинет, оснащенный посадочными местами по количеству студентов в группе и рабочим местом преподавателя1. Технические средства: ПК, проектор, колонки, интерактивная панель, смартфон /ПК на каждого студента VR приложение - EV Toolbox /Varwin Education; 2. Дидактический материал: компьютерная презентация, VR-игра 3. Список использованных источников: Борисов, Е. Ф. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 383 с. Васильев, В. П. Экономика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 316 с. Липсиц И.В., Савицкая Е.В. Экономика: учебник для 10-11классов (базовый уровень). В 2-х книгах. Книга 1 М.: Вита-Пресс, 2021. — 192 с. Липсиц, И. В., Экономика: учебник / И. В. Липсиц. — Москва: КноРус, 2023. — 277 с. 3. Структура занятия.5. Конспект занятия.Организационный момент. - приветствие;- отметка отсутствующих,Добрый день!Сегодня мы вновь встретились на дисциплине Экономика, надеюсь, мы сегодня продуктивно поработаем.Давайте сверимся, кто присутствует.- постановка цели занятия и плана работы, повторение (Слайд 1)К сегодняшнему занятию у вас на дом было задание подготовиться к опросу по пройденному разделу. Напомню, наш раздел «Экономика и экономика как наука» был посвящен погружению в наш предмет.Мы с вами рассмотрели, что такое экономика и чем занимается наука экономика, какими научными методами пользуется; познакомились, как развивалась экономическая мысль в историческом аспекте, проследили взаимосвязь различных эпох и развитие экономических отношений; изучили ресурсы и факторы производства, принципы построения кривой производственных возможностей, модели экономических систем, понятие и виды конкуренции, характерные черты каждого вида.Для закрепления изученного материала мы с вами погрузимся в виртуальное пространство и немножко поиграем.- инструктаж (Слайд 2)Сейчас я познакомлю вас с последовательностью работы.Включаем компьютеры/смартфоны.Запускаем программу, для этого открываем приложение.Авторизируемся.Нажимаем старт.Погрузившись в VR пространство, вы попадете в комнату, в которой вам нужно будет найти предметы и ответить на вопросы, связанные с нашими пройденными темами по экономике. Обратите внимание на то, что вам нужно найти кликабельные предметы-подсказки, в которых скрыты вопросы.Время для выполнения задания 15-20 минут.Все понятно? Вопросы есть?По ходу выполнения задания комната будет транслироваться на экран для демонстрации происходящего в виртуальном пространстве.После выполнения задания выключаете оборудование.Основная часть- практическое занятие с помощью VR игры (демонстрация комнаты игры на экране)Приступаем, если возникнут вопросы, обращайтесь ко мне. Вход в комнату.*На стене висит рама без картины с текстом на холсте: «Кто сформулировал принцип «невидимой руки»?» Нужно в раму вставить портрет Адама Смита, при нажатии на который появляется информация «Адам Смит (1723-1790) считается родоначальником рыночной экономики и становлением экономики, как науки, в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал теорию о том, что личный, «эгоистический» интерес каждого человека ведет к общему полезному результату. *На столе лежат листы бумаги с медицинским заключением врача, при нажатии появляется вопрос «Основные методы познания экономической науки?», необходимо найти анализы на полке и приложить их к заключению, после этого появляется ответ «Анализ и синтез» *На комоде стоит пирамида, при нажатии на которую появляется вопрос «какая проблема находится в центре внимания науки экономика?» и варианты ответов: 1) ограниченность ресурсов и безграничность человеческих потребностей 2)распределение денежных средств на различных уровнях государства.*На полу стоит коробка с надписью «ресурсы», при нажатии появляется подсказка «сложи сюда основные факторы производства». Нужно сложить предметы, разбросанные по комнате (труд - статуэтка раба, земля - в углу совок с почвой и фотография с лесом и рекой, капитал-пачка денег)*На полу стоит корзина с товарами, при нажатии появляется вопрос: «Какие вопросы решает экономика, распределяя ограниченные ресурсы для производства благ?», варианты ответов:1) что производить? как производить? для кого производить?2)где производить? что производить? чем производить?3)что производить? как производить? с кем производить?*На полке стоит сувенир «вечный двигатель» со сферами и взаимосвязями, при нажатии появляется схема и нужно распределить субъекты и объекты рыночной системы.* На стене висит картина с графиком кривой производственных возможностей, при нажатии на которую появляется вопрос «Что иллюстрирует кривая производственных возможностей?» и варианты ответов: 1) альтернативы выбора вариантов объема производства 2)количество приобретаемых товаров 3)экономический рост*В углу стоит газовая плита и горит голубой огонек, при нажатии появляется вопрос: «К какому виду конкуренции относится предприятие Газпром»? и варианты ответов: 1)совершенная конкуренция 2) монополия 3)олигополия 4) монополистическая конкуренция*На комоде лежит тюбик зубной пасты, при нажатии появляется вопрос: «Какой вид конкуренции характеризует данный товар? и варианты ответов: 1)совершенная конкуренция 2) монополия 3)олигополия 4) монополистическая конкуренцияВыход в другую комнату, после открытия всплывает надпись «а то, что здесь ты узнаешь после изучения следующего раздела Экономики, возвращайся!»Рефлексия (Слайд 3)Все справились?Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.На слайде вам в помощь представлены слова и фразы, которыми вы можете воспользоваться Что вызвало трудности в работе с приложением?Давайте, попробуем вместе пройти игру и ответить на все вопросы.Заходим в комнату. Что мы видим? Различные предметы, которые мы встречаем с вами в нашей повседневной жизни. Первым, что бросается в глаза, это рама без картины, нажимаем. «Кто сформулировал принцип «невидимой руки»?»Так, и кто же это? Молодцы. Для подсказки, вы, наверно, догадались, что нам нужно поместить в раму портрет. Если мы кликнем на портрет, то получим информационную справку.Помните, что и в России есть знаменитые научные деятели экономики.Далее посмотрим на стол, там лежит листок с заголовком медицинское заключение и вопросом про методы научного познания, с помощью которых делаются умозаключения и они присуще любой науке и исследованию.Какие методы вы знаете? Правильно. На полке для подсказки лежат анализы, которые необходимы для мед.заключения, поэтому перенесем их по месту назначения и получим ответ Анализ и синтез.В ходе наших занятий мы разбирались с вами, что же изучает экономика, что является предметом науки и какие проблемы находятся в центре её внимания.Взглянем на комод, там стоит пирамида. Помните, мы с вами говорили, про человеческие потребности и то, что их иерархию представляют пирамидой, а так же, что они безграничны, как их удовлетворяют с помощью экономических благ, т.е. товаров и услуг, которые производят с помощью ресурсов (факторов производства) Кликнем на пирамиду и ответим на вопрос.Да, совершенно верно.Посмотрим, что у нас на полу. Коробка и Корзина.Давайте заглянем в коробку с надписью «ресурсы». Какие нужны ресурсы для производства? Молодцы. Да, есть 3 «базовых» производственных фактора и с развитием экономической науки стали выделять еще 2 – предпринимательские способности и информацию.Собираем коробку. Что олицетворяет труд? Правильно, рабочая сила - вот на полке стоит фигурка раба, положим её в коробку.С капиталом все просто, вот пачка денежных купюр. Но хочу вам напомнить, что в понятие «капитал» входят не только денежные средства, но и имущество, которое будет приносить доход.И ресурс «земля», к которому, как вы правильно сказали, относятся природные ресурсы: почва, земельная территория, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы.Вот в углу стоит совок с почвой и валяется фотография с пейзажем, на котором лес и река.Посмотрим в корзину. В корзине лежат различные товары, нажимаем и выбираем ответ на появившийся вопрос. Мы с вами на первом занятии говорили, что организуя свою хозяйственную деятельность, человечество вынуждено постоянно искать ответы на главные экономические вопросы: что производить? как производить? для кого производить товары и услуги?Выбираем правильный вариант.Осмотримся вокруг, на полке стоит сувенир со сферами, возьмем его.Так, появляется схема модели рыночной экономики, давайте распределим, субъекты и объекты, которые взаимосвязаны и взаимодействуют, образуя систему.Да, все верно, молодцы. Вы еще раз убедились, что мы с вами являемся частью экономической системы и все процессы можем наблюдать в своей жизни, а так же изучая экономическую науку использовать знания в профессиональной деятельности.На стене висит еще одна картина с графиком. Это график кривой производственных возможностей. Отвечаем на вопрос, что она иллюстрирует?Да, верно, график состоит из точек, которые являются альтернативами выбора вариантов объема производства.Нам осталось совсем немного. Вот в углу комнаты стоит включенная газовая плита. Итак, тут вопрос про конкуренцию.Отвечаем. Да, конечно, Газпром относится к монополии, главным было не перепутать с монополистической.А вот еще один вопрос на виды конкуренции. Зубная паста. Какими характерными чертами производство зубной пасты?Совершенно верно. А вот еще дверь в комнате, попробуем открыть. Увы, то, что за этой дверью вы узнаете после изучения следующего раздела, который называется МикроэкономикаНу что, вам понравилось? Молодцы.Спасибо.Подведение итоговНадеюсь, мы сегодня с пользой провели время, и игра вам понравилась, а полученные знания вы сможете использовать в дальнейшем.За выполнение заданий сегодня самые активные будут поощрены высокими оценками за работу на занятии.В следующий раз мы с вами начнем новый большой раздел «Микроэкономика». Дома вам необходимо ознакомиться с предпринимателями, попробуйте найти информацию об одном из известных предпринимателей… возможно, вашего города, региона. Можно ориентироваться на разные эпохи: от древности до современности.Задание понятно? Вопросы есть?Всем спасибо, до свидания!Самоанализ занятияЗанятие было направлено на закрепление и систематизацию учебных знаний, полученных на предыдущих занятиях по экономике. Для этого необходимо вначале занятия обеспечить нормальную обстановку для работы и психологически подготовить студентов к обучению.Занятие проведено в форме игры с помощью новых информационных технологий с использованием виртуальной и дополненной реальности. Данный вид занятия систематизирует информацию и повышает мотивацию студентов к дальнейшему изучению предмета.Для проведения занятия использовалось специализированное оборудование для виртуальной реальности, а также интерактивная панель для демонстрации сопровождающей презентации и Время на этапы занятия было рационально распределено, все этапы логично взаимосвязаны.Спланированы комфортные условия каждому студенту, создана доброжелательная, рабочая атмосфера, располагающая к диалогу и групповой работе, реализована возможность индивидуального подхода. Для достижения образовательных результатов использованы различные методы. Словесный метод реализован в виде инструктажа и беседы, для наглядного метода использована презентация и демонстрация VR-игры на интерактивной панели. Для достижения цели занятия выбран практический метод в виде игры в виртуальном пространстве. Использование новых технологий на занятиях не требует от студентов специальных знаний. Технология VR повышает интерес к теме, стимулирует обучающихся к самостоятельному изучению предмета и упрощает понимание учебного материала.Основной акцент занятия был сосредоточен на правильном выполнении заданий для этого после индивидуального выполнения, было осуществлено совместное прохождение игры с группой. Тем самым студентам была дана возможность самопроверки и самоанализа полученных результатов и еще раз закрепить полученные знания. Для достижения поставленных целей контролировался каждый этап занятия и сопоставлялся с планируемыми результатами. Проверка знаний осуществлялась в игровой форме, а в ходе совместного обсуждения ответов также совершенствовались логические умения и коммуникативные навыки, наряду с усилением закрепления учебного материала.Учебная группа справилась с поставленными задачами. Стоит отметить, что для дисциплины экономика вполне достаточно средств дополненной реальности (AR), т.к. данная технология безопасна для обучающихся, не требует оборудования для каждого студента и удобнее, как для индивидуальной, так и групповой работы, а в виртуальном приложении игры стоит продумать систему оценивания.
