Публикации
Программа просвещения родителей ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по формированию пищевого поведения у ребенка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа просвещения родителей ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по формированию пищевого поведения у ребенка
Автор: Бондарева Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа просвещения родителей ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по формированию пищевого поведения у ребенка
Автор: Бондарева Ирина Николаевна
Программа просвещения родителейПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИРекомендованные действия родителей детей дошкольноговозраста по формированию пищевого поведения у ребенкаПищевое поведение – общий термин, охватывающий такие поведенческиеаспекты как принятие решений о том, что, когда и в каком количествеупотреблять в пищу.Одной из неожиданных проблем сегодняшнего детского сада сталисложности с приемом пищи у значительного количества детей. Эти сложности связаны не только с содержанием меню или предпочтением тех или иных продуктов, но представляют собой новую психологическую проблему.Причины изменения пищевого поведения. При ближайшемрассмотрении оказывается, что причин изменения пищевого поведениядостаточно много. По отношению к этим причинам мы можем выделить ипринципы здорового пищевого поведения.Факторы нарушения. Пища является, прежде всего, базовой,естественной потребностью человека и, одновременно, самой первой ипростой формой удовольствия. Соответственно нарушение пищевогоповедения – это оторванность от своего Я, от своих потребностей, когдаребенок на базовом уровне оказывается не в контакте с собой. Часто родители задают вопрос, надо ли ограничивать ребенка в еде или наоборот заставлять?Первый психологический принцип воспитания здорового отношения кпище – формирование положительного отношения к еде и переживаниеестественного удовольствия от еды.Насильственное кормление, манипулирование едой, негативныйэмоциональный фон питания в период младенчества – все это отрицательноевоздействие приводит не только к нарушениям пищевого поведения, но и кнарушениям развития личности в целом. Известному детскому педиатру ипсихоаналитику Д.Винникоту принадлежат слова, которые могут статьдевизом питания в раннем возрасте: «Кормление без любви деструктивно».Через пищевое поведение, положительное, эмоционально насыщенноевзаимодействие по поводу пищи, ребенок получает подтверждение любви,первые положительные ощущения собственного тела и положительный опытвосстановления эмоционального благополучия с помощью еды. Кстати, этимспособом справляться с переживаниями не пренебрегают и большинствовзрослых.Вторым принципом является создание атмосферы доброжелательностии общения во время еды. Еще одним базовым фактором, негативно влияющим на развитие пищевого поведения, является специфический ранний сенсорный опыт, который формируется у малышей в отношении всех органов чувств, в том числе и вкусовых ощущений. Простейшие кирпичики ощущений ложатся в основу дальнейшего сложного здания восприятия информации, но развитие мозга может идти только с опорой на этот первичный фундамент.Соответственно, если в раннем возрасте малыш питался преимущественно«баночной» едой, то у него и фиксируются в своеобразном базовом каталогевкусов вкус брокколи-с-индейкой и т.д. Именно как единый общий вкуссмешанных между собой продуктов специфической обработки. И когда емупредлагают отдельно брокколи, а отдельно курицу в детском саду, для негоэти вкусы оказываются чужими. Базовый каталог формируется до трех лет.Кроме этого, и структура пищи тоже задает предпочтения. Вот почему, многие «баночные» дети не любят традиционную пищу детского сада и частоотказываются жевать.Третьим принципом формирования психологически здоровогоотношения к еде является наличие в рационе ребенка разных продуктов,предпочтительно не в смешанных вариантах и различающихся по структуре и способам обработки.Весьма важным представляется и негативное влияние культурныхстереотипов, предъявляющих специфические требования к внешнему виду.Конечно, двухлетняя малышка не думает о фигуре и калориях, ноопределенные модели отношения к еде она уже начинает впитывать изсоциального окружения.Пример из практики. К психологу обратилась мама по поводу лицевыхтиков у своей пятилетней дочери, которые начались после выступления нановогоднем празднике, где у девочки была большая и насыщенная роль. Однако причиной нервного расстройства стало не выступление – девочка очень любила праздники и выступления. Представлению предшествовалаподготовка, когда в ходе разучивания роли, воспитатели подсказали маме,что хорошо бы ее дочери немного похудеть, тогда она будет настоящейСнегурочкой. Активному, растущему, очень подвижному ребенку ограничили питание и начали внушать, что внешний вид девочки нуждается в коррекции.На всякий случай откомментируем, что в дошкольном возрасте идетактивное формирование представлений о себе, образа тела, самоотношения,а нормативная самооценка дошкольника – завышенная (Я самый красивый! Ясамый умный! Я самый добрый! и проч.). Причинно-следственная связь –очевидна.Стремительный рост маленького ребенка, в том числе и в дошкольномвозрасте, требует значительного потребления калорий. Почти 80% всехкалорий, потребляемых ребенком дошкольного возраста, расходует мозг. Норазвитие в культурах, одержимых похудением, играет в жизни детейнегативную роль. Ограничения в еде и низкокалорийные диеты опасны как для физического, так и для психического здоровья ребенка, деятельность мозга которого нарушается.Жесткие ограничения, обсуждение питания как проблемы, негативноеотношение к внешнему виду ребенка – все это ведет к формированиюнеадекватного образа тела, особенно у девочек, негативной самооценке инепринятию себя, нарушениям мозговой регуляции пищевого поведения,эмоциональным расстройствам.Четвертый принцип воспитания отношения к еде у детей –поддерживать позитивную самооценку, не ставить в негативную связь еду ивнешность ребенка, не подвергать сомнениям положительные представленияребенка о своей внешности.Критерии оценки нормативности пищевого поведения:– отсутствует дефицит веса и роста;– ребенок физически активен, подвижен;– показатели психического развития, включая познавательное развитие,соответствуют возрастной норме;– ребенок проявляет положительный эмоциональный фон;– ребенок общается со взрослыми и стремиться к совместнойдеятельности с родителями.Профилактика нарушений пищевого поведения. Следующиерекомендации помогут справиться родителям с нарушениями пищевогоповедения:1. Интерес и игровое включение в питание.Необходимо пробуждать интерес к пище, задавать новые акценты,включать ребенка в игру по поводу еды, например, сюжетно-ролевые игры вресторанчик, в обед, торжественный банкет, день рождения и др. А реальныйприем пищи – продолжение игрового взаимодействия.2. Еда как совместная деятельность.Важно подчеркивать во время приема пищи дружественность,взаимодействие всех сидящих за столом. И дома, и в детском саду трапезаможет быть не только режимным моментом, а праздничным взаимодействием, включающим и обсуждение вкусовых качеств еды, и пробование, и угадывание продуктов, из которых приготовлена пища. Воспитатель, включенный в обед и сидящий за столом вместе с детьми, подсказывающий детям как совершать множество маленьких действий, необходимых за едой и поощрительно обсуждающий все те правила, которые регулируют отношения за столом, станет реальным помощником в нормализации пищевого поведения ребенка. Важно превратить прием пищи в творчество, сознательное удовольствие и в искусство.3. Необходимо всегда пробовать.Важно не заставлять ребенка есть, но предлагать пробовать пищу вкачестве интересного познавательного эксперимента. Это можно обставитькак дегустацию, игры во вкусовые загадки, можно пробовать с закрытымиглазами, обсуждать запах. На самом деле большую часть вкуса определяютрецепторы, ответственные за различение запахов. Нейропсихологиобнаружили, что сочетание вкуса и запаха любимых и новых продуктов втечение девяти секунд позволяет формировать сначала интерес к новомублюду, а затем и положительное отношение к нему. Для введения новогоблюда в рацион достаточно несколько раз подержать во рту или понюхатьновый продукт, заедая его вкусным десертом или съев небольшой кусочеклюбимой пищи до экспериментов с новыми блюдами.4. Пища должна быть привлекательной.Поделки самих детей из салфеток, бумаги и других материалов помогутразнообразить сервировку. Как правило, и работники кухни готовы ктворчеству, творчество и кулинария сферы пересекающиеся.5. Регулярно предлагать.Не заставлять, но регулярно предлагать. В идеале ребенок должен самстремиться к пище – это базовая потребность и самая простая формаудовольствия. Возвращаясь с дневной прогулки, можно уже настраивать детей на обед, обсуждать как все проголодались, учить прислушиваться к своим организмам, быть в контакте с самим собой. Можно также уменьшить порции и совсем перестать уговаривать. Цель – съедать, формировать у ребенка ощущение завершенности, способности позитивно справиться с предложенным объемом пищи. Большие объемы не редко пугают, тогда как пример попросить добавку – очень заразителен. В результате можно постепенно выходить на нормативные порции.6. Стимулировать физическую активность.Поддержка физической активности, подвижности детей, созданиеусловий для разнообразных движений обеспечивают здоровый обменэнергией. Приятно двигаться, радостно прыгать, чувствую, как ласковосолнышко пригревает, чувствую, как после пробежки в мышцах сила бурлити т.п. Обсуждение телесных ощущений и впечатлений создает условия дляконтакта с самим собой, осознания своей телесности.7. Убрать обсуждения веса и фигуры.Прекратить все разговоры, обсуждения «проблемы питания», вопросовстройности, веса, похудения и т.д. Полностью ЗАКРЫТЬ эту тему. Убрать тунапряженность и нервозность, которая возникла вокруг темы еды. Еда должна восприниматься позитивно и культурные стереотипы не должны отражаться на физическом и психическом здоровье детей.8. Синхронизировать питание дома и в детском саду.Важно синхронизировать по времени и по содержанию еду в детском садуи дома. То есть дома приемы пищи должны проходить в то же время, что и вобразовательной организации и очень желательно приблизить меню, чтобыеда была привычной, узнаваемой, хорошо известной организму.9. Индивидуальные предпочтения.Помнить, что ребенок имеет право на индивидуальный выбор и безвеских оснований отдавать предпочтения одним продуктам и не любитьдругие. Этот выбор может быть продиктован как интуитивнымипотребностями в определенных веществах, так и своеобразием личности.
