Публикации
Программа просвещения родителей Трудовое воспитание Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по включению ребенка в выполнение домашних дел
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа просвещения родителей Трудовое воспитание Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по включению ребенка в выполнение домашних дел
Автор: Резникова Елена Валентиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа просвещения родителей Трудовое воспитание Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по включению ребенка в выполнение домашних дел
Автор: Резникова Елена Валентиновна
Программа просвещения родителейТрудовое воспитаниеРекомендованные действия родителей детей дошкольноговозраста по включению ребенка в выполнение домашних делВключение дошкольника в выполнение домашних дел, приобщение его кдомашнему труду и выполнению простых поручений (заданий) имеет большое значение для развития ребенка:– он осваивает необходимые умения и навыки для самообслуживания,выполнения посильной хозяйственно-бытовой деятельности;– у него развивается произвольность, самостоятельность,ответственность, отзывчивость, добросовестность, сочувствие исодействие;– он начинает ценить труд других людей и, прежде всего, родителей;– у него появляется «чувство» семьи, ее целостности, ощущение себяполноправным и необходимым, полезным членом семьи.Поручение для ребенка зависит от его возраста. Начинать можно ужепосле 1 года с простых – в одно действие – поручений и просьб. Но важнопросить ребенка о том, что он сможет выполнить сразу (передай папе газету,принеси бабушке очки и т.п.). К 2-м годам можно предлагать поручения в двадействия (возьми полотенце и отнеси на кухню, возьми ложку на кухне ипередай ее папе и т.п.). Как правило, в этом возрасте дети с удовольствиемвыполняют поручения родителей.К концу раннего – началу дошкольного возраста (2-3,5 года) у ребенкамогут быть уже собственные обязанности, которые вполне ему по силам(относить свою тарелку к мойке, аккуратно вешать свою одежду перед сном,убирать после прогулки мокрые варежки и шапочку на батарею и т.п.). В этом возрасте дети очень интересуются теми делами, которые выполняют по дому взрослые и стремятся им помочь. Необходимо дать возможность ребенку попробовать себя в «серьезном» деле. За попытку реализации такого желания обязательно надо похвалить его, например, за то, что он захотел помочь маме или дедушке.Список постоянных поручений или обязанностей ребенка к пяти годамможет расширяться, а действия по их выполнению усложняться (убиратьигрушки перед сном, расчесывать волосы, помогать накрывать на стол иубирать посуду, самостоятельно включать воду и мыть руки и т.п.). Если естьдомашние питомцы, то ребенку можно доверить следить за водой миске и при необходимости доливать воду.Старшие дошкольники могут быть уже серьезными помощникамиродителями в домашних делах. Им можно доверить простые домашниеобязанности мамы (поливать цветы, помогать младшему брату или сестре,пылесосить, стирать свои платочки и трусики т.п.); в большей степенизаботиться о себе (застилать утром постель, следить за чистотой свой одежды, собирать рюкзачок для кружка, налить себе попить и т.п.). При правильном подходе родителей старший дошкольник добросовестно и добровольно выполняет свои обязанности и с готовностью выполняет поручения, значимые для родителей.Что включает в себя правильный подход?Взрослым важно и необходимо:✓ самим добросовестно и качественно выполнять свои домашниеобязанности и поручения✓ быть уверенными в том, что помощь ребенка действительно нужна✓ знать, что порученное дело по силам ребенка и его возможностям(тогда результат выполнения ему принесет еще и удовольствие)✓ убедиться в том, что ребенок понимает, какой результат от него ждут,знает, как его добиться (в противном случае его надо научить, показать, что икак делать).✓ хвалить ребенка за то, что он не забывает о регулярном выполнениисвоей обязанности, что хорошо выполняет поручение, конкретно отметитькачество действия и его результат✓ не выполнять поручение или «детскую» обязанность за ребенка.✓ добиваться выполнения задания можно с помощью просьбы, если выуверены, что ребенок с удовольствием ее выполнит или можно использоватьв качестве обращения такую форму как поручение – спокойно, уверенно, по-деловому.✓ помнить, что санкции и наказание за невыполнение домашнихобязанностей должны быть общими для всех членов семьи.✓ нельзя наказывать ребенка домашними заданиями и поручениями.✓ быть терпеливыми и доброжелательными
