Публикации «Проектная деятельность -как эффективный прием для реализации системно деятельностного подхода в обучении»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проектная деятельность -как эффективный прием для реализации системно деятельностного подхода в обучении»
Автор: Димиева Зимфира Тимерхановна


Проектная деятельность
-как эффективный прием для
реализации системно деятельностного подхода в обучении
Скажи мне - и я забуду,
учи меня - и я могу запомнить,
вовлекай меня - и я научусь
Бенджамин Франклин
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром , мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Поэтому, одним из эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность
Метод проектов не является новым в педагогике, но среди различных способов познавательной деятельности он, несомненно, занимает особое место.
Что такое проект?
Это слово заимствовано из латыни, оно означает выступающий, бросающийся в глаза, то, что предшествует действию, в словарях трактуется как замысел, план. В современной трактовке проект – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Учебный Проект (УП) – это относительно новый вид школьной работы, который позволяет развивать специфические проектные умения: распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы определить перспективу и спланировать необходимые шаги (в том числе замотивировать других людей на участие в своем проекте) найти и привлечь нужные ресурсы точно реализовать имеющийся план, а, при необходимости, оперативно внести в него обоснованные изменения, оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки, чтобы избежать их в будущем ,осуществить презентацию результата своей работы и само презентацию своей компетентности
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Для чего нужен метод проектов?
- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Типы проектов:
а) исследовательские
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.Пример:проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.
б) творческие
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта.Пример:газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
в) игровые
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.Пример:сценарий праздника, фрагмент урока, кроссворды.
г) информационные
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.Пример:различные сообщения, доклады.
д) практико-ориентированные
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.Пример:проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.
Монопредметный проект– проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект– проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Непредметный проект– внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования
Проекты бывают (по продолжительности подготовки)
- краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);
- долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.
По количеству участников
-индивидуальные
-парные
-групповые (4-6)
Проект – это пять П.
1.Наличие проблемы.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, элективные курсы). Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
2.Обязательное планирование действий.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
3.Поиск информации
Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4.Результат работы – продукт.
Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов - представление готового продукта.
Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которая проводится в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.
Как начинается этот увлекательный процесс? Откуда берутся идеи для проекта? Темы проектных работ учащимся были предложены мною, но некоторые были подсказаны ситуациями на уроках.
Тема Нахождение скорости течения реки Тойма в 5 классе- тоже зародилась на уроке, когда разбирали задачи на нахождение скорости по течению и против течения. В конце учебного года, у нас проходит урок у реки Тойма, класс делится на группы, вычисляет скорость течения своего плавучего средства(бумажные кораблики).Затем, уже в классе, учащиеся подводят итоги, по всем результатам вычисляется среднее значение скорости течения.
Тема Формулы сокращенного умножения в 7 классе-довольно сложно запомнить все виды формул. На последних уроках перед контрольной работой учащиеся приготовили групповые проекты: разные виды доказательства, применение при устном счете, кроссворды и буклеты.
При прохождении темы Окружность,5 класс, учащиеся приготовили мини проекты по рисункам, состоящих только из окружностей, либо выполненные при помощи одного инструмента- циркуля. В шестом же классе, когда учащиеся знакомятся формулами длины окружности и площади круга, мы провели итоговый урок тоже представлением по группам мини проекта по данной теме. День числа Пи — это своего рода праздник для всех математиков. Урок в 6 классе провели очень интересно и познавательно. Множество мини проектов были представлены: история возникновения числа Пи, Интересные факты и секреты Пи, Памятники числу Пи, Где используют число Пи? Работа над проектом побудила к творчеству и тех ребят, которые не полностью осваивают учебный материал. Получился очень интересный проект с элементами исследования, творчества.
Например, при прохождении темы Натуральные числа (5 класс) мы готовили групповой проект: учащиеся сочиняли сказки о числах, нарисовали раскраски для младших школьников, составили кроссворды, которые мы объединили в одну проектную работу Натуральные числа (игровой вид проекта). Каждый выбирал занятие по душе: кто-то проводил исследование истории возникновения чисел, подбирал материал, кто-то готовил материал о значении числа в жизни, творческие дети сочиняли сказки, рисовали раскраски, картинки к сказкам.
Изучение темы Параллелепипед в 5 классе подтолкнуло нас создать проект практико-ориентированного типа. Данная тема относится к разряду краткосрочных проектов. Задание на проект заключалось в разработке развертки и создания макета фигуры. Вместе с параллелепипедом учащиеся заинтересовались правильными многогранниками. Сначала они собирали готовые развертки, потом уже сами дошли до таких сложных макетов, как и тетраэдр, икосаэдр, додекаэдр.
Тема Обыкновенные дроби тоже не осталась без внимания. Проекты Дроби в нашей жизни и История возникновения дробей добавились в нашу копилку (информационный и практико-ориентированный тип). Цели проекта: способствовать качественному росту математических компетенций учащихся при изучении тем Действия с обыкновенными дробями, Три вида задач на дроби формированию умения применять полученные на уроках математические знания при решении нестандартных практических задач.
Тема Пифагоровы тройки чисел для 8 класса возникла в процессе решения задач на использование теоремы Пифагора, когда я удивила учащихся быстрым нахождением третьей стороны прямоугольного треугольника, не прибегая к самой теореме. Конечно же, найдутся в классе 2-3 ученика, которые захотят расширить свои запасы знаний по данной теме.
Также предлагаю учащимся творческие мини– проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, буклеты др.Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.Однако, в последнее время, учащиеся заинтересованы использовать компьютерные технологии, так как они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным
В заключении хочу сказать, что новые технологии, как проектная деятельность, нужно применять на уроках математики, что, выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию.
-