Публикации Статья "Тест как форма контроля на уроках русского языка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Тест как форма контроля на уроках русского языка"
Автор: Платонова Оксана Владимировна

Тест как форма контроля на уроках русского языка
Сегодня существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результата с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, терминов. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера.
Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам русского языка. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностных качеств учителя. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено.
Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся.
Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с вариантами выбора, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.
1. Валидность (или адекватность целям проверки).
При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности.
2. Определённость.
После прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определённым, но когда на вопросы задания отвечает менее 70 % учащихся, то его необходимо проверить на определённость.
3. Простота.
Формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
4. Однозначность.
Задание должно иметь единственно правильный ответ-эталон.
5. Равнотрудность.
При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания. При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или изменённой ситуации.
На уроках русского языка при составлении тестов я использую следующие типы вопросов: единичный выбор ответа, множественный выбор ответов, ввод текстового ответа, ввод числового ответа, сопоставление.
Пример теста с единичным выбором ответа:
1. Выберите правильное определение:
а) Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
б) Текст – это предложения, объединенные общей темой.
в) Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
2. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции?
а) разговорный;
б) научный;
в) официально-деловой.
Пример теста с множественным выбором ответов:
1. Однокоренными являются слова в ряду
1) звать, созыв
2) всемирный, смирный
3) подоконник, подосиновик
4) проводить, вожатый
5) белый (офицер), белить
Пример вопросов на сопоставление:
Мал язык,
не сколотишь и сапога.
Язык мал:
2.с умом не в родстве
Без русского языка
3.враг наш
Мельница мелет – мука будет;
4.держи язык за зубами
Язык наш -
5.от своего языка погибает
С болтунами
6.не много навоюет
Всякая сорока
7.да всем телом владеет
Длинный язык
8.великим человеком шатает
Кто языком штурмует,
9.язык мелет – беда будет.
Пример вопросов с вводом текстового ответа:
Вставить пропущенные слова в пословицы:
а) Все за одного, ... за всех.
б) ...раз отмерь, ... отрежь.
в) Не имей ... рублей, а имей ... рублей
г) Ум хорошо, а ... лучше.
д) За ... зайцами погонишься, ни ... не поймаешь.
Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. От того, как организован текущий контроль, обеспечивающий обратную связь учитель – ученик – учитель, зависит результат учебной деятельности учащихся, воспитание у них правильной самооценки и чувства ответственности. Тестовые задания вызывают интерес у абсолютного большинства детей, следовательно, оказывают стимулирующее действие. Этот метод контроля результатов обучения требует от детей различного поворота мысли, быстрого переключения с одной задачи на другую, обдумывания, самостоятельности, а это значительно повышает умственную деятельность и активизирует познавательный интерес, вырабатывает внимательность, заставляет систематически готовиться к учебным занятиям.
Кроме того, адаптация школьников к процедуре тестирования – необходимое условие успешной сдачи ими единого государственного экзамена в 11 классе, ОГЭ в 9 классе.
-