Публикации ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Автор: Еланцев Дмитрий Анатольевич

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССАЕланцев Дмитрий АнатольевичТренер- преподавательМБУДО «Спортивная школа Засвияжского района»Спортивная тренировка может иметь две основные организационные формы: самостоятельные занятия (индивидуальные или групповые) и организованные, которые проходят в рамках спортивной секции, клуба или группы.И те и другие достаточно широко распространены в практике спортивно-оздоровительной работы. Однако самостоятельные занятия могут принести желаемый эффект только при достаточной предварительной подготовке обучающихся и последующем следовании методическим рекомендациям, изложенным в доступной специальной литературе. Исключительно важен здесь и систематический врачебный контроль.В организованных занятиях ведущая роль принадлежит преподавателю, имеющему соответствующую профессиональную подготовку. В своей работе тренер-преподаватель руководствуется программными документами, регламентирующими цели и задачи, содержание и методику учебно-тренировочных занятий в соответствии с возрастно-половыми особенностями занимающихся.В процессе спортивной тренировки используют следующие организационные формы занятий: тренировочный урок, соревнования, самостоятельные занятия.Тренировочный урок. Продолжительность его 90—120 мин, структура — трехчастная.Вводная часть урока служит для организации занимающихся и подготовки их к последующей работе. В этой части проводят разминку, которая состоит из двух частей — общей и специальной. В первой части проводят упражнения, повышающие общую работоспособность, во второй осуществляется специальная физическая подготовка, помогающая решению основных задач урока.Основная часть урока предназначена для специальной подготовки занимающихся. В нее включают упражнения для развития двигательных качеств и освоения и совершенствования технико-тактических приемов.Заключительная часть способствует постепенному снижению нагрузки, частичному восстановлению и подготовке к последующей деятельности.Эта типовая структура урока может меняться в зависимости от решаемых задач, контингента занимающихся и условий проведения.Соревнования относятся к числу важнейших и наиболее сложных организационных форм спортивной тренировки. Они должны быть составной частью учебно-тренировочного процесса и проводиться по определенному плану: установка на игру, разминка (самостоятельная или общая); соревнование, разбор выступления, устранение ошибок и слабых мест в подготовке.Самостоятельные занятия в виде зарядки и самостоятельной тренировки составляют обязательную часть учебно-тренировочного процесса. Они используются для устранения слабых мест в физической подготовке и недостатков в технике. Комплекс упражнений спортсмен подбирает вместе с тренером. О результатах выполнения таких индивидуальных заданий судят по данным контрольных упражнений.В настоящее время ведется интенсивный поиск новых направлений, форм и методов физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям и способных решить комплекс важных задач, стоящих перед системой образования и физкультурно-спортивным движением. В первую очередь речь идет о таких формах и методах, которые позволяют существенно повысить для студентов привлекательность физкультурно-спортивной деятельности и обеспечить более полную и эффективную социокультурную значимость занятий физкультурой и спортом. К таким формам и методам относятся спортивные игры.Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях.Спортивные игры оказывают благоприятное действие на организм не только потому, что во время игры напрягаются различные группы мышц, развивается ловкость, умение сохранять равновесие, быстро бегать, прыгать, ловить мяч и т.п. Большое значение имеет и то, что игра всегда сопровождается эмоциональным подъемом, а он вызывает возбуждение симпатического отдела нервной системы; в результате увеличивается количество находящейся в движении крови, повышается содержание гемоглобина и сахара в крови, учащается ритм сокращений сердца и дыхания, выделяется много пота и т.д. В спортивных играх совершенствуется зрение и умение ориентироваться в пространстве, укрепляется воля. Эти игры отлично помогают переключаться с умственной деятельности на разнообразные и, в целом, не утомляющие организм физические упражнения; удовольствие, получаемое от занимательного и веселого процесса игры, способствует лучшему отдыху. Поэтому особенно полезны спортивные игры студентам.Несмотря на всё богатство содержания, одними играми невозможно решить весь круг воспитательных и образовательных задач. Поэтому необходимо применять игры в сочетании с другими видами физических упражнений.Список использованных источников и литературы
  • Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых
  • способностей 12-14-летних футболистов в период полового созревания: Автореф. дис. + канд. пед. наук. - М., 2002. - 22 с.
  • Голомазов С, Шинкаренко И. Футбол: Тренировка специальной
  • работоспособности футболистов. - М., 1994. - 87 с.
  • Голомазов С, Чирва Б. Футбол. Аналитические закономерности взятия
  • ворот. Научно-методическое издание. Выпуск 14. - М.: РГАФК, 2000. - 31 с.
  • Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника
  • игры. - М.: "СпортакАдемПресс", 2002. - 472 с.
  • Петухов А.В. Методика формирования индивидуальнойтехнико
  • тактической подготовки юных футболистов: Дис. + канд. пед. наук. - М., 1990. - 162 с.
  • Подготовка футболистов / Под общ.ред. В.И. Козловского. - М.: ФиС,
  • 1977. - 173 с.
  • Плон Б.И. Новая школа в футбольной тренировке. - М.: Терра-Спорт,
  • 2002. - 240 с.
  • Функциональная подготовленность футболистов и методы ее
  • повышения. Учебно-методическое пособие. - Волгоград: ВГАФК, 1999. - 100 с.
  • Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и
  • групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / Под ред. СП. Андреева и др. - М., 1986. - 262 с.
  • Хьюс Ч. Футбол. Тактические действия команды: Пер. с англ. - М.:
  • ФиС, 1979. - 144 с.
  • Цубан Ю.В. Моделирование игровых упражнений в системе
  • подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования: Дис+. канд. пед. наук. - М., 2003. -112 с.
  • Шамардин A.M., Солопов ИМ., Исмаилов AM. Функциональная
  • подготовка футболистов: Учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК. - 2000. - 152 с.
  • Швыков И.А., Сучилин А.А., Андреев СМ., Буйлин Ю.Ф., Исмоилов A.
  • M., Лапшин О.Б. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 124 с.
    -