Публикации Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Педагогическая деятельность по реализации основных образовательных программ начального общего образования»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Педагогическая деятельность по реализации основных образовательных программ начального общего образования»
Автор: Завгородняя Галина Викторовна


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогическая деятельность по реализации основных образовательных программ начального общего образования
Разработчик программы:
Завгородняя Г.В., доцент кафедры дошкольного и начального образования
САРАТОВ
2025
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогическая деятельность по реализации основных образовательных программ начального общего образования
Кафедра: дошкольного и начального образования
Специальность слушателей: учителя начальных классов всех квалификационных категорий и не имеющие категории
Категория слушателей: лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование
Общая трудоемкость (в часах): 72 часа
Форма обучения: очная с использованием ДОТ
Вид занятий
Количество часов
Лекции (очно), онлайн-лекции (очно с использованием ДОТ)
18
Практические занятия (очно), онлайн-практика (очные практические занятия с использованием ДОТ)
48
Формы контроля
Промежуточный контроль:
проведение зачета (письменный) в часах
4
Итоговая аттестация:
проведение зачета (письменный) в часах
2
ИТОГО:
72
1. Общая характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций учителей начальных классов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО.
1.2. Планируемые результаты обучения определены в соответствии спрофессиональным стандартом Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель):
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
Общепедагогическая
функция. Обучение
Осуществление профессиональной деятельности всоответствии стребованиями:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- федеральной образовательной программы начального общего образования
Планирование и проведение учебных занятий. Формирование универсальных учебных действий. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность вРоссийской Федерации; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей;
отличительные особенности обновленного ФГОС НОО, содержание ФОП НОО в части учебных предметов, курсов, дисциплин
Применять обновленный ФГОС НОО и ФОП НОО для выбора УМК, проектирования учебного занятия, разработки учебных заданий
Рационально выбирать формы, методы, средства обучения и воспитания детей младшего
школьного возраста
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями
Цифровые инструменты и сервисы для повышения эффективности образовательного процесса
Применять цифровые инструменты и сервисы для повышения эффективности образовательного процесса
Формирование функциональной грамотности
Понятия: Функциональная грамотность, Финансовая грамотность
Методические приемы формирования функциональной, финансовой грамотности. Специфику заданий, направленных на формирование функциональной, финансовой грамотности
Разрабатывать и подбирать и задания, направленные на формирование функциональной и финансовой грамотности
Воспитательная
деятельность
Проектирование и реализация воспитательных программ
Методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе
Выстраивать воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, индивидуальных особенностей
2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план:
№ п/п
Наименование разделов (модулей)
Всего часов
Виды учебных занятий
Формы контроля
Аудиторная работа, втом числе с ДОТ
Лекции, онлайн-лекции
Практические занятия, онлайн-практика
I.
Профессиональный цикл (ПЦ)
1.1.
Профессиональный модуль 1 (ПМ 1) Профессиональная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО
16
8
8
Зачет (письменный)
1.1.1.
Тема Обновленный ФГОС НОО: особенности содержания
2
2
Тест
1.1.2
Тема Федеральная образовательная программа начального общего образования: структура и содержание
4
2
2
Практическая работа
1.1.3
Тема Планирование и осуществление воспитательной деятельности в рамках внеурочной деятельности и рабочей программы воспитания
6
2
4
Практическая работа
1.1.4
Тема Цифровая образовательная среда - как фактор повышения качества образования
4
2
2
Практическая работа
1.2.
Профессиональный модуль 2 (ПМ 2) Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО
50
10
40
1.2.1.
Тема Основная образовательная программа начального общего образования и система оценки планируемых результатов
10
2
8
Практическая работа
1.2.2.
Тема Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные и интегративные компоненты
16
4
12
Практическая работа
1.2.3.
Тема Планирование и осуществление учебной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО
12
4
8
Практическая работа
1.2.4.
Тема Современный урок – конструируем, проводим и анализируем (педагогический практикум)
12
12
Практическая работа
II.
Диагностика, промежуточная аттестация и итоговый контроль уровня освоения программы
6
0
6
2.1.
Промежуточная аттестация по ПМ 1: зачёт письменный
2
0
2
Зачет (письменный)
2.2..
Промежуточная аттестация по ПМ 2: зачёт письменный
2
0
2
Зачет (письменный)
2.3.
Итоговая аттестация: зачёт письменный
2
0
2
Зачет (письменный)
Итого по программе:
72
18
54
2.2. Календарный учебный график
№ п/п
Наименование разделов (модулей)
Месяц 1
Месяц 2
1
2
3
4
1
2
3
4
I.
Профессиональный цикл (ПЦ)
1.1.
Профессиональный модуль 1 (ПМ 1) Профессиональная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО
16О
(16ОО)
1.1.1.
Тема Обновленный ФГОС НОО: особенности содержания
2О (2ОО)
1.1.2.
Тема Федеральная образовательная программа начального общего образования: структура и содержание
4О (4ОО)
1.1.3.
Тема Планирование и осуществление воспитательной деятельности в рамках внеурочной деятельности и рабочей программы воспитания
6О (6ОО)
1.1.4.
Тема Цифровая образовательная среда - как фактор повышения качества образования
4О (4ОО)
1.2.
Профессиональный модуль 2 (ПМ 2) Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО
10О (10ОО)
16О (16ОО)
12О (12ОО)
12О (12ОО)
1.2.1.
Тема Основная образовательная программа начального общего образования и система оценки планируемых результатов
10О (10ОО)
1.2.2.
Тема Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные и интегративные компоненты
16О (16ОО)
1.2.3.
Тема Планирование и осуществление учебной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО
12О (12ОО)
1.2.4.
Тема Современный урок – конструируем, проводим и анализируем (педагогический практикум)
12О (12ОО)
II.
Диагностика, промежуточная аттестация и итоговый контроль уровня освоения программы



2.1.
Промежуточная аттестация по ПМ 1: зачёт письменный

2.2.
Промежуточная аттестация по ПМ2: зачёт письменный

2.3.
Итоговая аттестация: зачёт письменный

Итого по программе:
16
12
16
14
14
2.3. Рабочая программа
Профессиональный модуль 1 (ПМ 1) Профессиональная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО (8 ч. – лекции, 8 ч. – практические занятия)
Тема 1.1.1. Обновленный ФГОС НОО: особенности содержания (2 ч. – лекция)
Лекция. Общая характеристика и методологическая основа обновленного ФГОС НОО. Требования к структуре образовательной программы НОО, условиям реализации, результатам освоения.
Тема 1.1.2.Федеральная образовательная программа начального общего образования: структура и содержание (2ч. – лекция, 2ч. – практическое занятие)
Лекция. Общая характеристика Федеральной образовательной программы: структура и содержание, планируемые результаты. Федеральные рабочие программы учебных предметов. Федеральный учебный план.
Практическое занятие. Анализ федеральных рабочих программ начального общего образования по предметам Русский язык, Литературное чтение, Окружающий мир, Математика и разработанных рабочих программ по предметам на соответствие требованиям ФОП НОО и ФГОС НОО. Внесение изменений в рабочую программу, необходимых для работы по ФОП НОО.
Тема 1.1.3.Планирование и осуществление воспитательной деятельности в рамках внеурочной деятельности и рабочей программы воспитания (2ч. – лекция, 4ч. – практическое занятие)
Лекция. Федеральный план внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность: основные задачи, формы, направления. Организация внеурочной деятельности. Федеральная рабочая программа воспитания. Ключевые ориентиры воспитательной работы и новый взгляд на систему образования. Цели и задачи воспитания. Программа Орлята России во внеурочной деятельности в начальной школе. Системная работа по формированию культуры здорового питания в школе.
Практические занятия. Обмен опытом по реализации треков программы Орлята России. Разработка мини-проекта Способы поддержки и развития активности и инициативы детей младшего школьного возраста, с обсуждением проектов.
Реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания. Презентация опыта просветительской работы с родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования культуры здорового питания в семье.
Тема 1.1.4. Цифровая образовательная среда - как фактор повышения качества образования (2ч. – лекция, 2ч. – практическое занятие)
Лекция. Цифровая образовательная среда: структура, требования к содержанию и информационной безопасности. Цифровые образовательные платформы. Анализ методического обеспечения, оценочного инструментария образовательных платформ. Возможности использования современных образовательных технологий и цифровых ресурсов в учебном процессе.
Практическое занятие. Разработка и создание образовательного продукта сиспользованием онлайн ресурсов (интерактивных презентаций, опросов и т.д.).
Профессиональный модуль 2 (ПМ 2) Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО (10 ч. – лекции, 40 ч. – практические занятия)
Тема 1.2.1. Основная образовательная программа начального общего образования и система оценки планируемых результатов (2 ч. – лекция; 8ч. – практическое занятие)
Лекция. Образовательная программа: структура, содержание, планируемые результаты. Практическое использование федерального сервиса Конструктор рабочих программ для разработки рабочих программ по учебным предметам. Система оценки достижения планируемых результатов обучения. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. Объективность оценивания. Оценивание предметных результатов по учебным предметам начальной школы: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.
Практические занятия. Анализ содержательных изменений в программе по учебному предмету Математика, Окружающий мир, Русский язык и Литературное чтение. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения федеральных рабочих программ по предметам. Разработка методических рекомендаций по реализации требований федеральных рабочих программ по предметам Математика, Окружающий мир, Русский язык и Литературное чтение.
Рассмотрение примеров заданий по основным разделам курсов математики, окружающего мира, русский языка и литературного чтения с указанием объекта оценивания, уровня трудности, представлением критериев оценивания их методического обоснования.
Тема 1.2.2. Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные и интегративные компоненты (4 ч. – лекция; 12ч. – практическое занятие)
Лекция. Функциональная грамотность в рамках ФГОС НОО. Актуальность формирования. Языковая, литературная, математическая, естественно-научная, читательская грамотность. Функциональная грамотность: отражение в основной образовательной программе и рабочих программах по учебным предметам. Методическое сопровождение практики формирования и оценки функциональной грамотности. Особенности заданий, направленных на оценку и развитие функциональной грамотности.
Нормативная база формирования финансовой грамотности в начальной школе. Образовательные и методические ресурсы по формированию финансовой грамотности для начальной школы. Методика формирования финансовой грамотности на уроках математики и окружающего мира.
Практические занятия. Анализ программ учебных предметов начальной школы (русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру) и программ внеурочной деятельности с точки зрения формирования функциональной грамотности
Разработка и оценка заданий на формирование различных компонентов функциональной грамотности.
Отбор, составление практических задач и заданий по финансовой грамотности для уроков математики и окружающего мира.
Тема 1.2.3. Планирование и осуществление учебной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО (4 ч. – лекция; 8ч. – практическое занятие)
Лекция. Учебная деятельность: структура и особенности ее формирования в младшем школьном возрасте. Деятельностная парадигма образования – основа реализации ФГОС НОО и ФОП НОО. Проектирование учебного занятия. Урок, дидактические требования к уроку. Особенности проектирования урока в соответствии с ФГОС НОО. Типы и виды уроков. Использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения. Подходы к разработке конспекта (технологической карты) урока. Анализ и самоанализ урока.
Практические занятия. Моделирование и анализ уроков различных типов в соответствии с системно-деятельностным подходом. Проектирование проблемных ситуаций на уроке: подводящий и побуждающий диалоги. Обмен опытом.
Моделирование и анализ форм, методов, средств и приемов обучения для выбранной темы урока.
Тема 1.2.4. Современный урок – конструируем, проводим и анализируем (педагогический практикум) (12 ч. – практические занятия).
Практические занятия. Составление плана конспекта (технологической карты) урока по учебным предметам: математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение. Анализ составленного плана конспекта (технологической карты) урока.
Анализ видео-уроков математики, окружающего мира, русского языка и литературного чтения.
2.4. Сетевая форма обучения
№ п/п
Наименование организации
Участие в реализации раздела
Форма участия
1.
Образовательные организации муниципальных районов (городских округов) Саратовской области (наосновании договора осетевой форме реализации образовательных программ)
Профессиональный модуль 1 (ПМ 1) Профессиональная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО
Профессиональный модуль 2 (ПМ 2) Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО
Использование базы образовательной организации для проведения очных занятий.
3. Формы аттестации, оценочные материалы
3.1. Входной контроль
Входной контроль программой не предусмотрен.
3.2. Текущий контроль
Форма: текущий контроль в форме анализа практических заданий.
Описание, требования к выполнению: задания выполняются слушателями самостоятельно.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, который анализирует выполнение работы, дает рекомендации и советы по ее доработке, определяет проблемные зоны в области профессиональных компетенций педагога.
Критерии оценивания:
Текущий контроль осуществляется в ходе обсуждения основных положений лекционно-практического материала, вопросов преподавателя группе, обсуждения ответов, организации диалога, решения практических и творческих задач, выполнения учебных заданий. Основная цель – получить обратную связь, провести анализ хода формирования знаний и умений у педагогов. Текущий контроль дает преподавателю возможность своевременно выявить недостатки, установить их причины и/или скорректировать знания и умения слушателей. Текущий контроль не формализуется в оценочных материалах, результаты не оцениваются.
Профессиональный модуль 1 (ПМ 1) Профессиональная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО
Тема 1.1.2.Федеральная образовательная программа начального общего образования: структура и содержание
Форма: практическая работа
Время выполнения – 2 часа. Обучающиеся работают индивидуально.
Описание, требования к выполнению:
Практическая работа включает 3 задания. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов 3.
Критерии оценивания:
3 балла – высокий уровень владения педагогом нормативно-правовой основы реализации требований нового ФГОС НОО, ФОП НОО;
2 балла – средний уровень владения педагогом нормативно-правовой основы реализации требований нового ФГОС НОО, ФОП НОО;
1 балл – низкий уровень владения педагогом нормативно-правовой основы реализации требований нового ФГОС НОО, ФОП НОО.
Примеры заданий:
1.Проанализируйте и внесите изменения в целевой раздел ООП НОО на основе ФОП НОО. Определите разделы/подразделы и информацию в них, которая подлежит дополнению или изменению в соответствии ФОП НОО. Составьте план-конспект корректировки ООП НОО.
2.Проанализируйте и внесите изменения в организационный раздел ООП НОО на основе ФОП НОО. Определите разделы/подразделы и информацию в них, которая подлежит дополнению или изменению в соответствии ФОП НОО. Составьте план-конспект корректировки ООП НОО.
Тема 1.1.3. Планирование и осуществление воспитательной деятельности в рамках внеурочной деятельности и рабочей программы воспитания
Задание 1.
Форма: практическая работа (обсуждение).
Время выполнения – 2 часа.
Описание, требование к выполнению:
Текущий контроль направлен на выявление и устранение профессиональных дефицитов по теме. Обучающиеся работают в подгруппах. Слушателям необходимо разработать мини-проект Способы поддержки и развития активности и инициативы детей младшего школьного возраста.
Задание выполнено при соблюдении следующих условий:
разработан мини-проект;
определена цель мероприятия;
приведены этапы проведения мероприятия;
приведены планируемые результаты.
Оценка по работе: зачтено/не зачтено.
Задание 2.
Форма: практическая работа.
Время выполнения – 2 часа.
Описание, требование к выполнению:
Текущий контроль направлен на выявление и устранение профессиональных дефицитов по теме. Обучающиеся работают в подгруппах. Слушатели изучают ианализируют дидактические средства, которые используются педагогом дляформирования культуры здорового питания обучающихся.
Тема 1.1.4 Цифровая образовательная среда - как фактор повышения качества образования
Форма: практическая работа (обсуждение).
Время выполнения – 2 часа.
Описание, требование к выполнению:
Текущий контроль направлен на выявление и устранение профессиональных дефицитов по теме. Обучающиеся работают индивидуально. Слушателям необходимо создать образовательный продукт с использованием онлайн ресурсов (интерактивная презентация, опрос и т.д.).
Задание выполнено при соблюдении следующих условий:
разработан образовательный продукт с помощью онлайн ресурсов.
Оценка по работе: зачтено/не зачтено.
Количество попыток: 1.
Профессиональный модуль 2 (ПМ 2) Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО.
Тема 1.2.1. Основная образовательная программа начального общего образования и система оценки планируемых результатов.
Текущий контроль направлен на выявление и устранение профессиональных дефицитов учителей начальных классов по теме ДПП. Время выполнения – 8 часов. Обучающиеся работают индивидуально.
Описание, требования к выполнению:
Слушатели анализируют 7 учебных заданий по каждому учебному предмету на предмет критериального оценивания (определение объекта оценивания, критериев оценивания, уровня сложности). Критерии оценивания: зачтено – ответы изложены грамотным научным языком, верно указаны объект оценивания, критерии оценивания, уровень сложности.
Задание: Рассмотрите предложенные примеры заданий по основным разделам курса математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения. Для каждого задания определите объект оценивания, критерии оценивания, уровень сложности. Заполните таблицу.
№ зада-ния
Проверяемые элементы содержания (раздел, тема)
Проверяемые требования к результатам обучения
Класс
Уро-вень сложности
Критерии оценивания
Метапредметные
Предметные
Примеры заданий (математика):
А) Задание. Выбери равенства, в которых число 3 является вычитаемым.
1) 12 – 3 = 9
2) 5 – 2 = 3
3) 6 + 3 = 9
4) 3 – 1 = 2
5) 7 – 3 = 4
В) Задание: В теплице на первую грядку посадили 40 кустов помидоров. На первую грядку посадили на 20 кустов меньше, чем на вторую. Сколько всего кустов посадили на обе грядки? Запиши решение и ответ.
Примеры заданий (окружающий мир):
А) Задание: Заполни схему. Подпиши схему.
В) Задание. Сережа привел примеры различных животных. Проверь, все ли его примеры правильные.
Звери: собака, лев, мышь, дельфин, обезьяна.
Насекомые: жук, пчела, паук, муха, муравей.
Рыбы: карась, щука, кит, акула, треска.
Примеры заданий (русский язык):
А) Задание: Найди слово, в котором буква я обозначает два звука. Обведи номер этого слова.
маяк;
порядок;
плясать;
тяжесть.
В) Задание: Найди слово, в котором букв больше, чем звуков. Обведи номер этого слова.
объезд;
устный;
ладья;
каюта.
Примеры заданий (литературное чтение):
А) Задание. Прочитай. Как звали героя? Запиши. Подчеркни в тексте его описание.
___________________________________________________________
Так вот и перебрали приказчик с Прокопьичем много ребятишек. Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. Только у этого сиротки дарованья к такому делу не оказалось. Другие парнишки на таких-то местах вьюнами вьются. Чуть что – на вытяжку: что прикажете? А этот Данилко забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Его кричат, а он и ухом не ведет…
В) Задание. Определи жанр произведения, запиши в таблицу.
Иван-царевич и серый волк, Н.Н. Носов Заплатка, К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками, Л.Н. Толстой Акула, В.М. Гаршин Лягушка-путешественница, В.Ф. Одоевский Мороз Иванович, Е.А. Пермяк Торопливый ножик.
Дополни таблицу, запиши по 1 своему примеру в каждый столбец.
Сказка
Рассказ
Тема 1.2.2. Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные и интегративные компоненты
Задание 1.
Форма: практическая работа (обсуждение)
Описание, требование к выполнению:
Текущий контроль направлен на выявление и устранение профессиональных дефицитов учителей начальных классов по теме ДПП. Время выполнения – 8 часов. Обучающиеся работают индивидуально.
Критерии оценивания:
Оценка по работе: зачтено/не зачтено.
Задание выполнено при соблюдении следующих условий:
подобрано установленное количество заданий;
задания соответствуют направлению работы и целевой возрастной группе;
задания способствуют формированию различных компонентов функциональной грамотности.
Пример задания:
Разработайте и подберите задания на формирование различных компонентов функциональной грамотности.
Количество попыток: 1.
Задание 2.
Форма: практическая работа (обсуждение)
Описание, требование к выполнению:
Текущий контроль направлен на выявление и устранение профессиональных дефицитов учителей начальных классов по теме ДПП. Время выполнения – 4 часа. Обучающиеся работают индивидуально.
Критерии оценивания:
Оценка по работе: зачтено/не зачтено.
Задание выполнено при соблюдении следующих условий:
подобрано установленное количество заданий;
задания соответствуют направлению работы и целевой возрастной группе;
задания способствуют формированию финансовой грамотности.
Пример задания:
Составьте и подберите практические задачи и задания по финансовой грамотности для уроков математики и окружающего мира.
Тема 1.2.3. Планирование и осуществление учебной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО
Задание 1.
Форма: практическая работа (обсуждение).
Описание, требование к выполнению:
Текущий контроль направлен на выявление и устранение профессиональных дефицитов учителей начальных классов по теме ДПП. Время выполнения – 4 часа. Обучающиеся работают индивидуально.
Слушателям предлагается:
смоделировать и проанализировать уроки различных типов в соответствии с системно-деятельностным подходом;
спроектировать проблемные ситуации на уроке.
Критерии оценивания:
Задание выполнено при соблюдении следующих условий:
смоделированы уроки различных типов в соответствии с системно-деятельностным подходом;
спроектированы проблемные ситуации на уроке;
слушатель участвовал в обсуждении результатов с коллегами.
Оценка по работе: зачтено/не зачтено.
Задание 2.
Форма: практическая работа (обсуждение).
Описание, требование к выполнению:
Текущий контроль направлен на выявление и устранение профессиональных дефицитов учителей начальных классов по теме ДПП. Время выполнения – 4 часа. Обучающиеся работают индивидуально.
Слушателям предлагается:
выбрать тему урока и заполнить таблицу
Тема урока
Этапы урока
Формы обучения
Методы обучения
Средства обучения
Приемы обучения
Примечание
Критерии оценивания:
Задание выполнено при соблюдении следующих условий:
правильно смоделированы этапы урока, грамотно подобраны формы, методы, средства и приемы обучения;
слушатель участвовал в обсуждении результатов с коллегами.
Оценка по работе: зачтено/не зачтено.
Тема 1.2.4. Современный урок – конструируем, проводим и анализируем (педагогический практикум)
Задание 1.
Форма: практическая работа (обсуждение).
Описание, требование к выполнению:
Текущий контроль направлен на выявление и устранение профессиональных дефицитов учителей начальных классов по теме ДПП. Время выполнения – 8 часов. Обучающиеся работают индивидуально.
Слушателям предлагается разработать:
План конспект урока по учебным предметам: математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
Технологическую карту урока по учебным предметам: математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
Анализ составленного плана конспекта (технологической карты) урока.
Критерии оценивания:
Задание выполнено при соблюдении следующих условий:
разработаны:
планы конспекты уроков;
технологические карты уроков;
проведен анализ представленных планов конспектов и технологических карт уроков.
Оценка по работе: зачтено/не зачтено.
Количество попыток: 1.
Задание 2.
Форма: практическая работа (обсуждение).
Описание, требование к выполнению:
Текущий контроль направлен на выявление и устранение профессиональных дефицитов учителей начальных классов по теме ДПП. Время выполнения – 4 часа. Обучающиеся работают индивидуально.
Слушателям предлагается провести анализ видео уроков математики, окружающего мира, русского языка и литературного чтения.
Критерии оценивания:
Задание выполнено при соблюдении следующих условий:
проведен анализ видео уроков;
слушатель участвовал в обсуждении анализа уроков с коллегами.
Оценка по работе: зачтено/не зачтено.
3.3. Промежуточная аттестация.
Оценка по всем формам промежуточной аттестации: зачтено/не зачтено.
Отметка не зачтено выставляется слушателю, не показавшему освоение планируемых результатов (знаний, умений), предусмотренных ДПП:
обучающийся допустил принципиальные ошибки при выполнении заданий промежуточной аттестации или не справился с заданием(ями) промежуточной аттестации; в случае выполнения промежуточной аттестации в форме тестирования – количество правильных ответов составило менее 50% от общего количества заданий;
Отметка зачтено выставляется слушателю, показавшему частичное или полное освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных ДПП, и/или продемонстрировавшему сформированность компетенций и профессиональных умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности:
при выполнении заданий промежуточной аттестации обучающийся проявил самостоятельность, способность к пополнению и обновлению знаний в ходе профессиональной деятельности; продемонстрировал умение выполнять задания спривнесением собственного видения проблемы, проявил творческие способности в понимании и применении на практике содержания обучения;
обучающийся допустил незначительные погрешности при выполнении заданий промежуточной аттестации;
в случае выполнения промежуточной аттестации в форме тестирования – количество правильных ответов составило более 50% от общего количества заданий.
Промежуточная аттестация по ПМ 1: зачёт письменный
Форма: зачет (письменный).
Описание, требование к выполнению:
Промежуточная аттестация направленна на оценку освоения планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных ДПП по Профессиональному модулю 1 (ПМ 1) Профессиональная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО. Промежуточная аттестация слушателей проводится в письменной форме в течение 2 академических часов в форме письменного зачета. Работа содержит 16 заданий различного типа: задания закрытой формы (с единичным и множественным выбором ответа) и задания открытой формы, выполняется слушателем самостоятельно.
Критерии оценивания:
Оценка за промежуточную аттестацию: зачтено/не зачтено. Отметка зачтено выставляется, если слушатель набрал не менее 50% от максимально возможного количества баллов. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Примеры заданий:
Укажите количество вариантов федеральных учебных планов в ФОП НОО.
Выберите правильный ответ:
В соответствии требованиями обновленного ФГОС НОО, ФОП НОО предметом итоговой оценки освоения обучающимися программы начального общего образования должно быть:
достижение предметных результатов;
достижение предметных и метапредметных результатов;
достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Промежуточная аттестация по ПМ 2: зачёт письменный
Форма: зачет (письменный).
Описание, требование к выполнению:
Промежуточная аттестация направленна на оценку освоения планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных ДПП по Профессиональному модулю 2 (ПМ 2) Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ФОП НОО. Промежуточная аттестация слушателей проводится в письменной форме в течение 2 академических часов в форме письменного зачета. Работа содержит 16 заданий различного типа: задания закрытой формы (с единичным и множественным выбором ответа) и задания открытой формы, выполняется слушателем самостоятельно.
Критерии оценивания:
Оценка за промежуточную аттестацию: зачтено/не зачтено. Оценка зачтено выставляется, если слушатель набрал не менее 50% от максимально возможного количества баллов. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Примеры заданий:
Выберите правильный ответ.
Согласно ФГОС НОО способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, владение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию это:
предметные результаты освоения программы начального общего образования;
коммуникативные универсальные учебные действия;
функциональная грамотность;
ключевые компетенции.
Перечислите сходства и отличия технологической карты и плана конспекта урока.
Количество попыток:1.
3.3. Итоговая аттестация (письменный зачет).
Форма: Зачет (письменный).
Описание, требование к выполнению:
Итоговая аттестация организуется в форме разработки технологической карты урока с учетом опыта педагогов и рекомендаций, полученных в ходе подготовки. Критерии оценивания:
Форма оценивания итоговой аттестации – дифференцированный зачет (зачтено/ не зачтено).
Оценивание технологической карты урока осуществляется в соответствии с чек-листом.
Чек-лист
Учитель -

Показатели
Критерии оценки
Баллы
(0-2)
1
Целеполагание
Совместное с учащимися, учащиеся формулируют цели своей деятельности
Цель формулирует учитель
Отсутствует
Составлено диагностично, измеряемо
Составлено недиагностично, не измеряемо
2
Мотивация
Используется на всех этапах урока
Используется на некоторых этапах урока
Отсутствует
3
Актуализация знаний
Присутствует как этап урока
Отсутствует
4
Использование методов, приемов обучения
Методы, приемы обеспечивают деятельностный характер обучения, позволяют полностью достичь планируемых результатов,
Методы, приемы обеспечивают деятельностный характер обучения, позволяют частично достичь планируемых результатов
Методы, приемы не обеспечивают деятельностный характер обучения и (или) не позволяют достигать планируемых результатов
5
Использование современных педагогических технологий
Современные образовательные технологии используются обоснованно и эффективно
Современные образовательные технологии не используютсяили используются необоснованно, неэффективно
6
Формы организации деятельности учащихся
Преобладание продуктивной деятельности обучающихся (проектная, исследовательская, решение заданий развивающего, проблемного характера, др.)
Преобладание репродуктивной деятельности
7
Формы учебного сотрудничества
Представлены (групповые, парные)
Не представлены
8
Реализация дифференцированного (индивидуального) обучения
Реализуется
Не реализуется
9
Содержание учебного материала
оптимальный объем материала для достижения планируемых результатов, соответствует программным требованиям, принципам научности, возрастным особенностям учащихся
учебный материал соответствует части запланированных результатов, присутствует избыточность или недостаточность материала, не полностью соответствует принципам научности, возрастным особенностям учащихся
не соответствует
10
Характер учебных заданий
Репродуктивный
Поисковый, творческий
11
Рефлексивность
проводится в течение всего урока
присутствует только как этап урока
Отсутствует
12
Оценивание
средства контроля подобраны эффективно и определяются результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций (критериальное оценивание - самооценка, взаимооценка, балльная оценка, другое)
только традиционное, по 5-бальной шкале, с комментарием или без
отсутствует
13
Домашнее задание
вариативно, сопровождается инструктажом
невариативно, инструктаж отсутствуют
ИТОГО:
По каждому критерию выставляется от 0-2 баллов. Необходимо сложить все выставленные баллы. Максимальное количество баллов – 26. Если количество баллов 15-26 – слушатель получает зачтено; 0-14 - слушатель получает не зачтено.
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы:
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации. URL: .
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений вФедеральный закон Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся. URL: .
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи URL: .
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания URL: .
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования URL: .
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования URL: .
Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования URL: .
Приказ Министерства просвещения РФ от 5 ноября 2024 г. № 769 Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников URL: .
Приказ Министерства просвещения РФ от 18 июля 2024 г. № 499 Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования URL: .
Основная литература
Система оценки предметных результатов обучения в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир: методические рекомендации для учителя / Н. Ф. Виноградова, М. И. Кузнецова, М. В. Рожкова, О. А. Рыдзе ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования, 2023. – 278 с.
Марченко А.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета Окружающий мир/ А.А. Марченко// Педагогика и психология образования, 2019. – С.70-76. URL: mladshihshkolnikov-pri-izuchenii-predmeta-okruzhayuschiy-mir/viewer.
Содержание учебного предмета Литературное чтение: линии изменений : методические рекомендации / сост. Н.В. Лабутина. – Саратов : ГАУ ДПО СОИРО, 2023. – 40 с. URL: .
Содержание учебного предмета Окружающий мир: линии изменений : методические рекомендации / сост. С.В. Марчук. – Саратов : ГАУ ДПО СОИРО, 2023. – 24 с. URL: .
Содержание учебного предмета Русский язык: линии изменений. 1–4 классы : методические рекомендации / сост. Н.В. Лабутина. – Саратов : ГАУ ДПО СОИРО, 2023. – 24с. URL: .
Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/ [Н.Ф.Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2022. – 288 с.
Чарнецкая Ж. Приемы, чтобы сформировать регулятивные УУД// Управление начальной школы. – 2019. – № 7. – С. 68-75.
Дополнительная литература
Львова, А.С. Становление у младших школьников познавательных поисковых универсальных учебных действий / А.С. Львова // Начальное образование. 2020. №4. С.15-20.
Павлинова, И.А. Современные принципы обучения младших школьников русскому языку / И.А. Павлинова //Начальная школа. 2020. №3. С. 28 - 30.
Методические рекомендации по реализации программ учебных предметов начального общего образования в общеобразовательных организациях в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / Н.В. Лабутина, С.В. Марчук, Е.Н. Текучева, под ред. Н.Н. Ценарёвой. – Саратов: ГАУ ДПО СОИРО, 2020. – 55 с. URL: .
Интернет-ресурсы
Контрольно-оценочная деятельность в начальной школе_ тип мет док.pdf
Методические рекомендации и видеоуроки на портале Единое содержание общего образования
Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 О направлении методических рекомендаций (вместе с Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования)
4.2. Материально-технические условия реализации программы: технические средства обучения
Для реализации программы необходимо компьютерное и мультимедийное оборудование для использования видео- и аудиовизуальных средств обучения сподключением к сети Интернет, пакет презентаций (по всем темам ДПП).
Наименование
специализированных
аудиторий,
кабинетов, лабораторий
Вид
занятий
Наименование оборудования,
программного обеспечения
Аудитория
лекции
компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, колонки, микрофон
Аудитория, компьютерный класс
практические занятия
компьютеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки, микрофон, флипчарт, листы для флипчарта, маркеры
Основными формами проведения аудиторных занятий являются лекционные и практические занятия. При проведении занятий применяются аудиовизуальные, компьютерные и мультимедийные средства обучения.
Во время очных занятий преподаватели используют активные методики обучения.
Проблемные лекции – преподаватель в начале и по ходу изложения лекционного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, педагоги самостоятельно могут прийти к тем выводам (новым знаниям, умениям). При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, подталкивает их к поиску правильного решения проблемы.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) – методов организации активной познавательной деятельности слушателей, направленный на развитие способности к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, слушатели определяют: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний, приобретения определенных навыков. Главным содержанием данного вида учебных занятий является практическая работа каждого слушателя.
Консультационная помощь обучающимся по ДПП осуществляется по индивидуальным запросам педагогов в режиме реального времени очно или дистанционно.
5. Кадровые условия
Реализация данной программы осуществляется педагогическими кадрами с ученой степенью, ученым званием. Привлекаются опытные старшие преподаватели, не имеющие учёной степени или учёного звания, имеющие высшее образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования Образование и педагогические науки или в области, начального общего образования, а также опыт работы учителем начальных классов.
К реализации программы могут также привлекаться высококвалифицированные специалисты-практики, получившие признание в профессиональном сообществе.
-