Публикации
Актуальные компетенции педагога дополнительного образования
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные компетенции педагога дополнительного образования
Автор: Плахова Оксана Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные компетенции педагога дополнительного образования
Автор: Плахова Оксана Владимировна
Плахова О.В.,педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детства и юношества»г. Златоуст, Челябинская областьАктуальные компетенциипедагога дополнительного образования.Аннотация: Статья посвящена раскрытию форм повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования условиях инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования. Ключевые слова: «профессиональная компетенция», «повышение квалификации» Учитель – это человек, который учится всю жизнь,только в этом случае он обретает право учить.Лизинский В. М. Ничто не стоит на месте. Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Учёные утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Поэтому и педагогу, в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка важна, постоянная работа над совершенствованием своего развития. Сегодня, когда деятельность педагога дополнительного образования происходит в условиях инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования педагога должны характеризовать: широкая общая культура, основательная педагогическая и профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, постоянная работа над собой, нравственность, авторитет и педагогический такт, творческий характер педагогической профессии. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования. Существует три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:- "выживание"(первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);- "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);- "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования). Одной из важнейших составляющих профессиональной компетенции компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт:«Образование для всех, образование через всю жизнь» Первая форма повышения профессиональной компетентности - конкурсы педагогического мастерства. Они создают благоприятную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.педагога. Участие в дистанционных и не только конкурсах даёт многое для повышения профессионального уровня педагога. Во-первых, конкурсы учат грамотно использовать учебные ресурсы Интернета, во-вторых, те, кто прошел школу дистанционного конкурса, мыслят и действуют по-другому. Они осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства педагогов всей страны. Педагоги могут использовать опыт других преподавателей. Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал". Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога. Профессиональные конкурсы – это не только профессиональный рост, это и интеллектуальный рост наших обучающихся. Чтобы подготовиться к любому конкурсу, необходимо самому узнать как можно больше, а как только находишь интересные вещи, хочется поделиться находками не только с коллегами, но и с ребятами, а значит для них появляется возможность обогатить свои знания. Победить в конкурсе — не значит останавливаться на достигнутом, а значит - развивать достоинства, находиться в постоянном поиске, совершенствоваться. Вторая форма - курсы повышения квалификации (дистанционные и очные), конференции, семинары, вебинары. Использование этих дистанционных и очных форм дает слушателям возможность заниматься самостоятельно в удобное им время, получать дополнительную информацию и общаться с преподавателями и с другими слушателями через электронную почту и через Интернет, так и в живую, участвовать в сетевых дискуссиях, в работе над групповыми проектами. Весьма полезным для педагогов является и то, что в процессе дистанционного обучения они знакомятся с особенностями использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, выступая в качестве обучаемых. Главные достоинства такой формы саморазвития: возможность пройти их в удобное для педагогов время, возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным вопросам. Третья форма - аттестация педагогических работников. Эта форма определяет квалификацию педагога, уровень знаний работника, становится проверкой их личностного роста, является экзаменом на компетентность. Подготовка к этой форме повышения квалификации является трудоёмким и творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность как педагога, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, даёт открытые занятия, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство. Профессиональное развитие педагога - длительный процесс, целью которого является развитие человека как личности, как специалиста и мастера. Без сбора материалов, иллюстрирующих практику, без осмысления собственных действий, анализа их результативности в отношении детей и их успехов, готовности к самокритике и самосовершенствованию работник не может стать настоящим мастером своего дела. Во время аттестации происходит осмысление своего педагогического опыта и вырабатывается своя собственная педагогическая концепция. Четвертая форма – ведение своего сайтаДля успешного прохождения аттестации важную роль играют информационные технологии и умение грамотно использовать Интернет-ресурсы. В современных условиях преподаватель обязательно должен применять информационные технологии на своих занятиях. Кроме этого, одним из критериев аттестации является наличие персонального сайта педагога, который является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт. Пятая форма – участие и работа в сетевых профессиональных сообществах. Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повысились возможности его самообразования. Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов. На сегодняшний день существует достаточно много Интернет-ресурсов, созданных непосредственно для обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания. Шестая форма Индивидуальная работа по самообразованиюСегодня актуальной является включение в индивидуальную работу по самообразования интеграцию различных направлений. Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Например, хореографы – создание и шитьё костюмов (изучение истории костюма, умение снятие мерок, расчёт материала для костюмов), художники – применение музыкального оформления на занятиях (изучение истории и видов музыки для определённого этапа занятия) и др. Таким образом, можно сделать вывод, что в любых условиях развития системы дополнительного образования , самой главной компетенцией педагога является желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом. Использованная литература:1.2.3.1. Доработай еще раз сама. Что-то можно убрать! ЧТО-то добавить!2.Напиши аннотацию. О чем статья? 3. Ключевые слова из доклада.
