Публикации
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
Автор: Бориславская Наталья Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
Автор: Бориславская Наталья Ивановна
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙВ настоящее время весьма актуальным является вопрос рационального использования средств и методов для формирования физических качеств у юных спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта, в частности бегом на короткие дистанции. Изменение условий жизни приводит к снижению двигательной активности подростков. Это связанно с рядом объективных причин: большой учебной нагрузкой в образовательных учреждениях, практическим отсутствием занятий физической культурой и спортом. Уровень физического здоровья постоянно снижается, они имеют различную степень нарушения осанки, близорукость, нарушения органов пищеварения и др. Причины перечисленных заболеваний кроются в несоблюдении режима питания, в увлечении гаджетами, а также в низкой двигательной активности. Уроки физической культуры в основном носят стереотипный характер и не вызывают интереса у подростков. Занятия спортом у современных подростков также не пользуются, к сожалению, популярностью. Поэтому специалистам в области физической культуры и спорта необходимо использовать технологии, которые позволят повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом. Легкая атлетика, в частности бег на короткие дистанции, не только позволяет развивать физические качества, но и повышает уровень здоровья подростков, благотворно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формирует такие физические качества, как общая выносливость, быстрота, координационные способности. Развитие физических качеств улучшает нервно-мышечную координацию. Бег на короткие дистанции воспитывает такие личностные качества, как сила воли, трудолюбие, настойчивость. Легкоатлетические упражнения характеризуются проявлением относительной силы — эта сила, проявляемая спортсменом относительно его собственного веса. Такая сила способствует выполнению упражнений без лишнего напряжения. Не нужно «накачивать» мышцы, так как это неэффективно для юных спортсменов [2; 4]. В работах В. П. Филина отмечается, что наиболее интенсивный рост некоторых силовых возможностей приходится на возрастной диапазон от 13 до 15 лет. Причем прирост абсолютной мышечной силы в большей степени зависит от возрастных изменений, чем от повышения спортивной квалификации. Используемые комплексы упражнений для развития силы лучше всего применять во второй половине основной части занятия, так как в это время наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма [1; 3]. Для того чтобы мышцы могли быстро переключаться на разные режимы работы, необходимо создать условия, которые в 1988 г. предложили Хартманн и Тюннеманн. По их мнению, при движении, которое начинается с большим отягощением (процесс вовлечения большого количества двигательных единиц), увеличенное сопротивление резко снижается и благодаря этому увеличивается скорость бега (использование резиновых ремней различной жесткости). Оптимальное возбуждение нервной системы при скоростно-силовой работе определяется эффективной деятельностью спортсмена, появляющееся утомление по мере выполнения большого количества повторений неизбежно приводит к снижению темпа двигательной активности. Опыт показывает, что эффективность силовых упражнений повышается, если через 1,5 — 2 месяца упражнения чередовать. Как известно, большое количество силовых упражнений обязательно должно сопровождаться стретчингом и процессом расслабления мышц. Несоблюдение данных правил может привести к снижению ожидаемого эффекта или травмам. При освоении двигательных действий занимающимися может быть затруднено восприятие параметров движения, поэтому можно использовать цифровые технологии. Даже современный телефон может показать нарушение параметров движения занимающегося, этот прием можно использовать как метод срочной информации. Фото- и видеофиксация двигательных действий помогут получить такие параметры, как скорость бега, длительность движения, положение частей тела при беге и многое другое. Анализ и интерпретация данных двигательного действия занимающегося с помощью фото- и видеофиксации позволяет: сопоставить телесный опыт самого спортсмена с объективными параметрами его движений; реализовать общепедагогические принципы сознательности и активности и наглядности. Наглядность дает возможность оценить производимые двигательные акты, а реализовать принцип сознательности и активности возможно способом анализа, самооценки, самоконтроля действий. В совокупности с комментариями тренера это позволит более точно осваивать двигательные действия и затем их закреплять в собственном сознании. Таким образом, использование современных методов развития скоростно-силовых способностей должно быть основано на применении комплекса средств физической культуры, педагогики, психологии и спорта. В свою очередь, применение этих средств будет эффективным, если юный спортсмен будет выполнять упражнения осознанно и проявлять интерес к избранному виду спорта. Список источников Алабин В. Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов: На примере скоростно-силовых видов. Минск, 1981. 2. Гойхман П. Н., Трофимов О. Н. Легкая атлетика в школе, М., 1972. 3. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте, общая теория и ее практические применения. Киев, 2004. 4. Учебник тренера по легкой атлетике / под ред. Л. С. Хоменкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1982.
