Публикации
Алгоритм работы над музыкальным диктантом
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Алгоритм работы над музыкальным диктантом
Автор: Замиховская Виктория Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Алгоритм работы над музыкальным диктантом
Автор: Замиховская Виктория Александровна
Алгоритм работы над музыкальным диктантом.В системе занятий по сольфеджио запись музыки является очень важной суммирующей и практически полезной формой работы.Основные задачи, которые ставятся в работе над диктантом, должны способствовать развитию слуха, то есть:1. Создавать и закреплять связи видимого и слышимого, то есть научить слышимое сделать видимым.2. Развивать память и внутренний слух.3. Служить средством для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных в курсах теории, гармонии, анализа, а также в занятиях по специальности.На занятиях в работе над диктантом преподаватели уделяют внимание трем основным направлением: развитие чувства ритма, ведение мелодической линии и гармонии. Рекомендуется научится анализировать форму диктанта и жанр.Анализ формы А) Разобрать диктант на предложения, фразы и мотивы.Б) Проанализировать диктант зрительно. Каденция в конце каждого периода или возможно дополнение, расширение, секвенция.Пример 1Упражнения:1)Можно начать писать диктант выписывая ритмический рисунок, отдельные мотивы или обороты.2)Проанализировать мелодию на слух. Определить из сколько предложений состоит период (часто- 8 т, редко -12 т, 16т). Повторного строения или нет, есть ли модуляция, секвенция, ритмическое повторение.Пример 2.3) Проанализировать любую мелодию по нотам. Отметить предложения, фразы, мотивы, секвенции.Пример 3.4)Досочинить предложенную мелодию (4 такта) 5)Закончить на D в 7 такте, T в 8 такте.6) Возможно написать период повторного строения, дополнить секвенцией.Важно! Использовать ритмический рисунок из данных 4 тактов2.Музыкальный размерА) Определить размер: 2/4 – короткие фразы 3/4, 3/8, 6/8 – танцевальный ритм 4/4 – длинные фразы Как определить размер? Продирижировать весь диктант и поймать ритм Вспомнить мотив из диктанта и уложить его в доли Определить жанр Б) Определить, есть ли в диктанте затакт? Если есть, то с какой доли он начинается? Спокойный ритм- четвертныеБыстрый темп и ритм – восьмая.Важно! Если затакт был в диктанте, состоящий из периода повторного строения, то повтор начнется с конца 4 такта.В) Музыкальный размер и жанр (Таблица 1)Упражнения:1) Написать диктант2) Определить жанр мелодии по нотам3) Определить только размер на слух (Пример 1)3.РитмА) Ритмическая таблица 4/4, 6/8 (3/8) Б) Сольмизация (проговаривание нот в ритме)Упражнения:Простучите со счетом ритмические упражнения. Сочините мелодию на любой ритм из таблиц. Напишите ритмически диктанты в размере 4/4, 6/8 (по 3 мелодии) Напишите ритмические диктанты. Начните с ритма, потом можно записать нотами. 4.МелодияЛадовый слух – каждый звук, как ступень лада. Петь интонационные упражнения для развития ладового слуха.Мелодический интервал -интонационные упражнения. Петь попевки, слушать интервалы.Найти элементы: трезвучия, поступенного движения ( тетрахорды), повторение одного звука и т.д Подбирать знакомые мелодии на слух (представить ноты, потом подбирать). Развитие музыкальной памяти – повторить мысленно любые мелодии и звуки. II. Написание диктантаПри первом исполнении отметить первую ноту и последующее мелодическое движение. Сразу зафиксировать конец мелодии, подход к тонике. Упражнение:Написать диктант Написать короткие мелодические диктанты Прослушать 1 раз и спеть как обычную мелодию. После того, как запомнил мелодию, выбрать, какие ступени и интервалы использовались, какой ритм.рисунок ГаммаРазобрать по тетрахордам, распеть по полутонам (III-IV,VII- I) Спеть Т53 в ломанных вариантах Устойчивые ступени и прилегающие неустойчивые Попевки из учебника (А.Агажанова, Л.Масленковой) Исправление ошибокКак бы я мог эту ноту услышать или услышать ритм, что могла бы мне помочь?Упражнения:Петь интонационные упражнения.Мелодия и гармонияГлавные трезвучия лада Т, S, DКаденции Автентический оботот T-D, D-T, T-D-T или Плагальный T-S, S-T, T-S-TУпражнения: Сочинить мелодию на заданную гармониюПриложениеТаблица 1Пример 2Пример 3Пример 4
