Публикации Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной школы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной школы
Автор: Секачева Аделина Владимировна

Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной школы Автор:Секачева Аделина Владимировнастудент/магистрант/ 1 курсаФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»e-mail: adelina.sekacheva@yandex.ruНаучный руководитель:Сигитова Людмила ИвановнаКандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»: Звание: доцентe-mail: sigitova_li@altspu.ruАннотация. В статье рассматриваются вопросы воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях современной школы. Подчеркивается важность создания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, а также роль воспитания в их духовно-нравственном становлении, социальном и профессиональном самоопределении В статье приводятся статистические данные о количестве детей с ОВЗ в России и в городе Барнауле, а также анализируется опыт внедрения инклюзивного образования. Анализируются особенности воспитательного процесса для детей с ОВЗ, акцентируется внимание на необходимости коррекционной работы, включении детей в образовательный процесс на ранних этапах, формировании толерантности в обществе и изменении подходов к оценке учащихся. Также же автор подчёркивает, что главная задача педагогов помочь детям с ограниченными возможностями здоровья. Учителя должны организовать им социализацию и адаптированность в обществе. Особое внимание уделяется работе с родителями детей с ОВЗ, их включению в образовательный процесс и созданию партнерских отношений. Обосновывается значимость использования разнообразных форм деятельности для социализации детей с ОВЗ и их адаптации в обществе.Ключевые слова: педагог, воспитательная работа, дети с ОВЗ, инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, социальная адаптация.Современной школе необходимо прогрессивно совершенствовать содержание, формы и методы воспитания личности, которая является создателем и конструктором своей жизни, умеет определять стратегию на будущее, стремиться быть компетентной, ответственной, социально активной и мобильной личностью, способной к социальным действиям. С целью формирования такой личности в воспитательный процесс осуществляется комплексный подход, одним из принципов которого является принцип проектирования и конструирования воспитательного процесса.Для эффективного формирования и развития личности важно привлекать специалистов различного профиля. Именно здесь на помощь приходят психологи, дефектологи, медицинские специалисты и социальные педагоги, каждый из которых вносит свой вклад в создание благоприятных условий для роста и становления ребенка как полноценной личности.Психологи помогают выявлять эмоциональные и поведенческие проблемы, а также разрабатывать стратегии их преодоления. Дефектологи занимаются коррекционной работой, направленной на улучшение познавательных процессов и развитие речи. Медицинские специалисты следят за состоянием здоровья ребенка и дают рекомендации по физической активности и режиму дня. Социальные педагоги помогают интегрировать ребенка в общество и решать возникающие социальные проблемы.Успешная работа с детьми с ОВЗ требует комплексного подхода и взаимодействия специалистов разного профиля. Только совместными усилиями можно создать оптимальные условия для развития и обучения каждого ребенка.В связи с этим рассмотрим более подробно категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в таком подходе.К категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К данной категории относятся обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу основного общего образования с нарушениями слуха и зрения, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, а также нарушениями интеллекта, осваивающие специальную программу (согласно пункту 5 статьи 79 закона «Об образовании в Российской Федерации») [1].Категория обучающихся с ОВЗ требует особого внимания и создания специальных условий для получения образования. В связи с этим важнейшую роль играет система воспитания, которая, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», нацелена на создание условий для всестороннего развития личности.В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении [1].Последние доступные данные 2019–2020 гг. свидетельствуют, что количество школьников с ОВЗ составляло около 600 тысяч человек. Эта цифра варьируется в зависимости от региона и типа учреждения (общеобразовательные школы, специальные учебные заведения). В последние годы наблюдается рост числа детей с ОВЗ, обучающихся в обычных общеобразовательных школах благодаря политике инклюзивного образования. Согласно статистике, в 2020 году примерно 40% детей с ОВЗ учились в инклюзивных классах вместе с обычными учениками. Доля детей с ОВЗ составляет около 710% от общего количества школьников в России.В школах города Барнаула обучается более 1500 детей с ОВЗ. Из них:дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 28%;дети с нарушениями речи 25%;дети с задержкой психического развития 22%;дети с нарушениями слуха 10%;дети с нарушениями зрения 7%;другие категории 8%.78% детей обучаются в инклюзивных классах, 22% в специализированных учреждениях, 65% школ города оборудованы для безбарьерной среды.Е.А. Ямбург подчёркивает, что воспитание детей с особыми образовательными потребностями принципиально отличается от традиционного, поскольку органично переплетается с коррекционным образованием и наполняет каждый аспект детской жизни смыслом и поддержкой. Такое воспитание охватывает не только традиционные воспитательные мероприятия, характерные для обычной образовательной системы, но и специальные коррекционные занятия, способствующие компенсации дефицита навыков и формированию функциональной независимости ребёнка [8].Т.Д. Николаева указывает, что инклюзивное образование представляет собой инновационный подход, открывающий широкие перспективы для развития современного общества. Оно предоставляет уникальную возможность детям с ограниченными возможностями здоровья получить высококачественное образование, адаптированное к индивидуальным характеристикам каждого ребёнка, позволяя ему занять достойное место в жизни и раскрыть собственный потенциал в полной мере [5].В.А. Сластёнин отмечает, что развитие личности в специально организованном образовательном пространстве — это сложная комплексная задача педагогики. Особую актуальность приобретает изучение инклюзивной педагогики, разработка и внедрение условий, снижающих барьеры в развитии детей с особыми потребностями. Необходимо как можно раньше подключать таких детей к образовательному процессу, обеспечивая их успешную социализацию и развитие [6].Общество XXI века обязано прилагать серьёзные усилия для укрепления культуры инклюзивности и освоения правильной этической терминологии при общении с особыми категориями граждан. Эту задачу можно решить не только через специализированные образовательные мероприятия, но и посредством глубоких изменений в самой школьной среде и межличностных отношениях.Е.А. Калимов акцентирует внимание, что миссия педагогов заключается в обеспечении полноценной социализации и адаптации детей с особыми потребностями. Обычные дети усваивают социальный опыт, общаясь со сверстниками как в школе, так и за её пределами. Между тем, дети с особыми потребностями, нередко находясь дома, лишены подобного опыта. Несмотря на высокий интеллект, такие дети часто испытывают дефицит социализации, слабо понимают окружающий мир и утрачивают мотивацию к обучению и развитию [3].Рассмотрение главных аспектов деятельности педагогов основано на трудах признанных специалистов в области специального образования, таких как Н.Н. Малофеев, Е.А. Ямбург, Т.В. Зозуля, Н.Д. Шматко. Каждый из выделяемых ими аспектов образует прочный фундамент инклюзивного образования, основанный на многолетних исследованиях и профессиональном опыте.Первым важнейшим аспектом является индивидуальный подход. Поскольку каждый ребёнок с особыми потребностями уникален, педагог обязан учитывать его персональные нужды и особенности здоровья. Это выражается в создании персонализированных образовательных программ, применении специальных методов и техник обучения, способствующих комфортному пребыванию ребёнка в образовательной среде.Второй аспект — создание инклюзивной среды. Задача педагога — гарантировать равенство всех детей в образовательном процессе, создав такую среду, где дети с особыми потребностями станут полноправными членами коллектива. Этого можно добиться через активное взаимодействие со сверстниками, участие в совместных мероприятиях и проекте, а также формируя у остальных учащихся понимание и уважение к особым нуждам товарищей.Третий аспект — психолого-педагогическая поддержка. Часто дети с особыми потребностями сталкиваются с эмоциональными и поведенческими проблемами, требующими вмешательства специалистов. Педагоги обязаны своевременно выявлять подобные трудности и предлагать адекватную помощь, сотрудничая с психологами, дефектологами и другими специалистами.Четвёртым аспектом выделяется развитие социальных навыков. Одна из центральных задач педагогов — развитие социальных компетенций у детей с особыми потребностями. Сюда входят навыки общения, развитие способности к принятию самостоятельных решений и ответственности за свои поступки. Вся воспитательная деятельность должна ориентироваться на подготовку ребёнка к независимой жизни в обществе.Наконец, пятый аспект — это сотрудничество с родителями. Успех воспитательной работы тесно связан с активным взаимодействием педагогов и родителей. Необходимо создать атмосферу доверия, регулярно обсуждать успехи и трудности ребёнка, вырабатывать эффективные стратегии поддержки и коррекционные меры. Родители играют значительную роль в поддержании мотивации и интереса ребёнка к учёбе и активной жизненной позиции.В.А. Сухомлинский справедливо отмечал: «Без тесного союза с родителями невозможна настоящая педагогика, ибо истинное счастье ребенка формируется общим усилием учителей и близких ему людей». Иначе говоря, роль наставника для детей с особыми потребностями заключается главным образом в установлении партнёрского взаимодействия с их семьёй. Такие термины, как «включённость», «участие», «обучение», «партнерство», часто употребляются специалистами для обозначения сути взаимоотношений школы и родителей [6].Исследовательница Л.И. Жарикова выделяет особую задачу учителя начальных классов — формирование позитивного отношения к идее инклюзивного образования не только у самих детей, но и у их семей [2]. Одной из перспективных задач представляется создание полноценного воспитательного пространства в условиях интегрированного обучения. Действующие планы и программы воспитания, сценарии воспитательных мероприятий, творческие дела и проектная деятельность начальной ступени не соответствуют особенностям детей с ограниченными возможностями и требуют существенной доработки.Решить указанную проблему можно путём широкого привлечения всех заинтересованных сторон, включая общественность, к открытым обсуждениям темы инклюзии в медиа-пространстве, правового информирования родителей и учащихся.Т.Д. Николаева полагает, что социализация детей с особенностями здоровья не исчерпывается участием в совместных уроках. Подобные ребята способны демонстрировать свои таланты и уникальные способности, принимая участие в различных состязаниях и фестивалях, как дистанционных, так и офлайновых [5].Одним из действенных способов работы с родителями является проведение консультаций и бесед. Чтобы выстроить мост взаимопонимания между родителями обычных детей и родителей особых детей, необходимо устраивать регулярные встречи с родителями всего класса, нацеленные на культивирование терпимости и чуткости к ребятам с инвалидностью. Консультации помогают развеять страхи и тревоги родителей, укрепить доверительные отношения между ними и педагогическим составом. С одной стороны, это помогает педагогам ближе узнать внутрисемейную обстановку и эффективнее оказывать поддержку, а с другой — стимулирует родителей внимательнее наблюдать за развитием своих детей, изучать их индивидуальные особенности и задумываться о лучших формах воспитания [5].Кроме того, педагоги могут инициировать экспозиции рисунков и творческих работ детей с особыми нуждами на праздничных мероприятиях, акциях и ярмарках, разместив лучшие произведения на сайте школы либо в специальных галереях и выставках.Современный прогресс в цифровых технологиях существенно расширяет возможности интеграции таких детей в общество: благодаря соцсетям и специальным платформам, ребята с физическими ограничениями могут свободно общаться со сверстниками, сохраняя эмоциональную близость с друзьями и знакомыми. Родители тоже активно пользуются этими технологиями, собираясь на тематических форумах, созданных специализированными образовательными учреждениями, и участвуют в онлайн-дискуссиях на страницах профильных интернет-сайтов.Итак, социализация является важной стороной жизни каждого человека, и особенно остро стоит вопрос социализации детей с особыми потребностями. Ведь их интеграция в общество требует особого подхода и бережного внимания со стороны взрослых [3].Работа педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует высокой квалификации, терпения и творческого подхода. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и задача педагога создать условия, в которых этот ребенок сможет раскрыть свой потенциал и стать полноценным членом общества. Совместные усилия педагогов, родителей и специалистов помогут обеспечить успешное воспитание и образование детей с ОВЗ, способствуя их гармоничному развитию и интеграции в социум.Список используемой литературы:
  • Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. – URL : (дата обращения 20.02.25).
  • Жарикова, Л. И. Проблемы организации инклюзивного образования в начальной школе и пути их решения / Л. И. Жарикова // Современные образовательные технологии в начальной школе [Электронный ресурс] : материалы заочной всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул, 20 апреля 2017 г. / под ред. Л. А. Никитиной. – Барнаул : АлтГПУ, 2017. – Режим доступа : .
  • Калимов, Е. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья : теоретические основы / Е. А. Калимов // Коррекционная педагогика. 2005. № 1. С. 5–12.
  • Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. Москва : Просвещение, 1970. 670 с.
  • Николаева, Т. Д. Интегративное образование : от теории к практике / Т. Д. Николаева // Педагогика. 2000. № 2. С. 15–21.
  • Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. Москва : Магистр, 1997. 398 с.
  • Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : В 3-х т. / В.А. Сухомлинский. Москва : Педагогика, 1979-1980. Т. 1–3.
  • Ямбург, Е. А. Школа для всех : Педагогика целостности / Е. А. Ямбург. Москва : Новая школа, 1997. 376 с.
  • -