Публикации
Программа по финансовой грамотности для старших дошкольников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по финансовой грамотности для старших дошкольников
Автор: Абрашина Светлана Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по финансовой грамотности для старших дошкольников
Автор: Абрашина Светлана Александровна
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛКраткое обоснование инновационности программыСовременные ориентиры модернизации российского образования – доступность, качество и эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольным образовательным учреждениям, к содержанию образования, результатам их деятельности. В настоящее время неотъемлемой составляющей деятельности современного дошкольного учреждения, которое работает в режиме развития, является внедрение инноваций. Именно инновации способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Инновации – это одновременно и идея, и процесс её внедрения.Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 20) экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.Инновационная деятельность может быть ориентирована на совершенствование научно- педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, реализующие инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования.Вместе с тем, одним из приоритетов государственной политики является развитие финансовой грамотности населения. Основной целью Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) является развитие человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан России. Задачи Концепции:создание учебных, методических и образовательных материалов по основам финансово- экономической грамотности; подготовка компетентных специалистов и преподавательского состава по вопросам финансовой грамотности; включение вопросов финансовой грамотности в учебные планы образовательных учреждений; создание общедоступной системы доведения до населения образовательных материалов по финансовой грамотности. Концепция направлена в том числе на развитие финансового образования на всех уровнях российского образования, в том числе дошкольного.Основная идеяИтак, финансовая грамотность в детском саду – запрос времени. Коллективом нашего дошкольного образовательного учреждения было принято решение разработать и утвердить инновационную программу по основам финансовой грамотности «PRO финансы». Основная идея программы – освоение, обновление и распространение технологий, направленных на развитие финансовой грамотности всех участников образовательных отношений в соответствии с ФОП, ФАОП ДО.АктуальностьАктуальность формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста обусловлена рядом факторов:1. Раннее развитие самостоятельности: В современном мире дети сталкиваются с финансовыми вопросами уже в раннем возрасте. Например, они видят, как родители совершают покупки, расплачиваются за услуги, используют банковские карты. Важно, чтобы ребенок понимал основы финансовых отношений и умел принимать простые решения относительно денег.2. Формирование основ экономической культуры: Финансовая грамотность является частью общей экономической культуры, которая помогает ребенку ориентироваться в мире товаров и услуг, понимать ценность труда и ресурсов. Это способствует развитию таких качеств, как ответственность, бережливость и умение планировать свои расходы.3. Подготовка к школе и дальнейшей жизни: Развитие финансовой грамотности в дошкольном возрасте закладывает основу для успешного обучения в школе и дальнейшего жизненного пути. Дети, обладающие базовыми знаниями о деньгах, легче адаптируются к школьной программе, связанной с математикой и экономическими дисциплинами.4. Социальная адаптация: В условиях рыночной экономики финансовая грамотность становится важным элементом социальной адаптации. Умение правильно распоряжаться деньгами, планировать бюджет и избегать ненужных расходов помогает детям лучше интегрироваться в общество и успешно решать повседневные задачи.Таким образом, формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является важной задачей, соответствующей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральных основных общеобразовательных программ (ФОП), а также федеральным адаптированным основным образовательным программам (ФАОП). Разработка и внедрение программ по основам финансовой грамотности приобретают в настоящее время большую актуальность.Нами был проведён SWOT-анализ положительных и негативных факторов внутренней и внешней среды дошкольного учреждения, которые могут оказать влияние на эффективность реализации программы.SWOT-анализ положительных и негативных факторов внутренней и внешней средыПроблемный анализ выявил ряд проблем и противоречий.Достаточно высокий уровень инновационного потенциала педагогического состава, положительное отношение родителей к экономическому обучению детей и, при этом, низкий уровень финансовой грамотности педагогов и родителей. Наличие в ДОУ программы по финансово-экономическому воспитанию дошкольников и, в то же время, отсутствие в предметно-развивающей среде ДОУ специальных интерактивных технических средств обучения и наглядно-дидактических пособий экономической направленности. В центрах детской активности достаточно игр и пособий, способствующих экономическому воспитанию дошкольников, однако у некоторых педагогов отсутствует опыт работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста. На основании выявленных противоречий было принято решение разработать инновационную программу по основам финансовой грамотности.Цели и задачи программыЦельпрограммы:содействиеповышениюуровняфинансовойграмотностииразвитию финансового образования всех участников образовательных отношений.Задачи:Изучить нормативно–правовую базу по вопросам повышения финансовой грамотности Обеспечить повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров по направлению «Финансовая грамотность» Создать условия для раннего развития финансовой грамотности дошкольников Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ специальными интерактивными техническими средствами обучения и наглядно-дидактическими пособиями экономической направленности Способствовать повышению финансовой грамотности педагогов и родителей Разработать медиатеку электронных образовательных ресурсов по теме инновационной практики Создать условия для внедрения инновационной программы по развитию финансовой грамотности Привлечь к сотрудничеству социальных партнёров с целью сетевого взаимодействия в рамках основных направлений деятельности Способствовать повышению качества образования в ДОУ Ожидаемые продукты- Пакет нормативно-правовых и информационно-методических документов, регулирующих работу по теме инновацииРазработанный кейс методических материалов по направлению «Финансовая грамотность», включающий электронные образовательные ресурсы, методические пособия и прочие материалы. Методические рекомендации по внедрению курса «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях Разработанные проекты финансово-экономической направленности Методический сборник инновационного опыта педагогов МБДОУ Ожидаемые результатыПрисвоение дошкольному учреждению (МБДОУ «Детский сад №4 «Светлячок») статуса муниципальной инновационной площадки Наличие в ДОУ пакета нормативно–правовой документации по вопросам повышения финансовой грамотности Заключение договоров с социальными партнёрами Вовлечённость в инновационную деятельность всех участников образовательных отношений Повышение доли педагогов, являющихся субъектами инновационной деятельности Ожидаемые внешние эффектыСформированность финансово грамотного поведения всех участников инновационной программы как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан Успешное представление опыта работы инновационной площадки на муниципальном уровне. Повышение имиджа ДОУ Диссеминация опыта работы в СМИ Социально-культурный эффект инновации - это, прежде всего, изменение психологических установок педагогов МБДОУ, переключение их внимания на развивающий эффект педагогической деятельности, переосмысление взаимодействия с воспитанниками (ребёнок не объект, а субъект воспитательно-образовательного процесса).Главный экономический эффект инновации косвенен. Это различные личностные результаты воспитанников ДОУ, возрастание их способностей быть любознательными, креативными участниками новых отношений, участвовать в модернизации и обновлении жизни нашей страны.Ожидаемые результаты реализации программыДействующая на базе ДОУ инновационная площадка по развитию финансовой грамотности Достаточный уровень профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров по направлению «Финансовая грамотность» Положительная динамика в развитии детей по освоению основ финансовой грамотности Насыщенная интерактивная предметно-пространственная среда по теме инновационной практики Наличие медиатеки электронных образовательных ресурсов Достаточный уровень финансовой грамотности педагогов и родителей Высокий уровень качества образования в ДОУ по направлению «Финансовая грамотность» Тесное сотрудничество с социальными партнёрами Нормативно-правовое обеспечение программыПрограмма муниципальной инновационной площадки по основам финансовой грамотности «PRO финансы» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛСроки реализации (этапы)1 этап. Теоретико-проектировочный(октябрь 2024г.- январь 2025г.Разработка пакета нормативно-правовых документов, регулирующих работу по теме инновации Мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов Изучение рынка образовательных организаций, осуществляющих курсовое обучение педагогов по направлению «Финансовая грамотность» Организация сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными организациями города по теме инновации Этап. Практический (январь 2025г. - январь 2026г.)Педагоги Организация профильной курсовой подготовки руководящих и педагогических кадров по направлению «Финансовая грамотность» ДетиОрганизация для воспитанников мероприятий (развлечения, викторины, экскурсии, встречи с «интересными» людьми) и конкурсов экономической направленностиРодителиПроведение консультаций для педагогов и родителей с привлечением социальных партнёров (сотрудников банков) РППСПриобретение дополнительного ИКТ-оборудования, специальных интерактивных технических средств обучения и наглядно-дидактических пособий экономической направленности Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (приобретение игр и пособий, способствующих экономическому воспитанию дошкольников) Для всех участников образовательных отношенийПроведение организационно-методических, образовательных событий для всех участников образовательных отношений Проведение общегородских мероприятий, направленных на обмен опытом работы по экономическому воспитанию (семинары, конференции, деловые игры и т.д.) Ежегодный мониторинг результативности экспериментальной деятельности Разработка кейса методических материалов по направлению «Финансовая грамотность», включающего в себя электронные образовательные ресурсы, методические пособия и прочие материалы Разработка проектов финансово-экономической направленности Разработка методических рекомендаций по внедрению курса «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях 3 этап Обобщающий. (январь 2025г. - январь 2026г.)-Ежегодный мониторинг результативности экспериментальной деятельности Мониторинг по финансово-экономическому образованию воспитанников-Создание газеты ДОУ с постоянно действующей рубрикой «Феечка Копеечка представляет…»- Проведениеобщегородскихмероприятий, направленных на обмен опытом работыпо экономическомувоспитанию– Деловая игра «Финансовый ринг» - Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность» (повторно)этап Внедренческий (январь2027г.- сентябрь 2028г.)-Работа скейсомметодических материаловпонаправлению «Финансовая грамотность», включающего в себя ЭОР, методические пособия и прочие материалы -Организациямероприятий с воспитанниками ДО–Детско - родительские финансовые соревнования «Монополия»-Проведение организационно-методических, образовательных событий на уровне ДОУ – Круглый стол на тему «Портрет финансово грамотного выпускника ДОУ»-Проведениеобщегородскихмероприятий, направленных на обмен опытом работы по экономическому воспитанию – Аукцион бизнес-идей»-Проведение общегородских мероприятий, направленных на обмен опытом работы по экономическому воспитанию - Выставка-ярмарка интерактивных игр для дошкольников «Изучаем финансовуюграмотность в детском саду»-Представление опыта работы инновационной площадки на конкурсах разных уровней-Трансляция опыта работы инновационной площадки в СМИ, сообществах ДОУ-Итоговый анализ результатов инновационной деятельности-Отражение результатов инновационной работы в публичном докладе на сайте МБДОУМеханизмы реализации инновационной программыПринципами реализации программы являются:гласность (информационная открытость); системность (целостный подход к достижению результата); непрерывность (постоянный процесс планирования и проектирования); целенаправленность (поэтапная реализация как путь достижения общей цели); адаптивность (целостность взаимодействия на основе сотрудничества); эффективность (соотношение ожидаемого и конечного результатов); интеграция ресурсов (проектные линии программы связаны общим смыслом и подходами); социальное партнёрство (сотрудничество с семьями воспитанников и учреждениями города). Процесс реализации программы осуществляется через нормативно-правовое, информационное, организационное, кадровое и методическое обеспечение. Механизмы реализации инновационной программы представлены в виде кластера.Готовые методические продукты, используемые при реализации программы (Перечень и краткая характеристика)Среда, окружающая детей в детском саду, оказывает большое влияние на формирование образа мира и образа жизни дошкольников, обеспечивает становление субкультуры детей, способствует формированию кругозора. Развивающая предметно-пространственная среда нашего ДОУ - это естественная комфортная, уютная обстановка, рационально организованная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.Также для развития финансовой грамотности воспитанников и построения образовательного пространства с позиций комплексного развития личности ребенка (познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности) педагоги нашего дошкольного учреждения применяют в работе с детьми, представленные выше программы и пособия.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛКалендарный план реализации инновационной деятельностиПредложения по продвижению и тиражированию инновацииЕжегодное проведение в ДОУ «Дней открытых дверей» Организация различных методических мероприятий в рамках сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города и области (круглые столы, тематические конференции, мастер-классы и др.) с целью распространения инновационных продуктов и технологий. Ежегодное отражение результатов инновационной работы в отчете по самообследованию на сайте МБДОУ Распространение опыта работы инновационной площадки на муниципальном уровне Трансляция опыта работы инновационной площадки в СМИ и в сети Интернет Перспективы развития инновационной программыУспешная реализация программы даст возможность воспользоваться полученными результатами, рекомендациями, методическими материалами для организации и трансляции в другие муниципальные образования. Кроме того, создаст прецедент для развития новых программ для всех участников образовательных отношений. А также привлечёт внимание партнёрских организаций для совместного сотрудничества.При положительных результатах реализации программы планируется создание сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений города по теме «Финансовая грамотность».Необходимые ресурсы, требуемое финансирование и предполагаемые источники финансированияСпособы апробации и диссеминации результатовПроведение конференции для родителей с целью ознакомления с результатами деятельности инновационной площадки Отражение результатов инновационной работы в отчете самообследования и на сайте МБДОУ Выпуск методического сборника инновационного опыта педагогов МБДОУ Представление результатов работы инновационной площадки на муниципальном уровне Размещение в сети Интернет и освещение в СМИ итогов работы инновационной площадки с целью донесения до целевой аудитории результатов опыта инновационной деятельности. Риски и пути преодоленияОЦЕНОЧНЫЙ РАЗДЕЛМеханизм самооценки эффективности реализации инновационной программыС целью эффективного управления внедрением инновационной программы для оценки результативности деятельности в рамках реализации программы создаётся мониторинговая группа из числа педагогов и специалистов ДОУ, а также представителей семей воспитанников ДОУ и социальных партнёров.Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, отслеживающих как процесс, так и результативность сформированности финансовой грамотности всех участников образовательных отношений.Итоговые справки и заключительный итоговый отчёт составляет руководитель мониторинговой группы. Оценка результативности деятельности в рамках реализации программы будет производиться один раз в год (май), итого 5 раз в ходе эксперимента, и оформляться в форме информационной справки.Заключительная итоговая оценка будет оформляться отчётом и отражать промежуточные результаты, особенности продвижения, достижения, проблемы, возникшие в ходе деятельности и пути их преодоления. Самооценка будет производиться на основе показателей мониторинговых исследований.Критерии результативности реализации программы Критерий №1. Нормативно-правовая база по теме инновационной деятельности. Показатели:Наличие нормативно-правовых документов по тематике инновационной деятельности: приказы, положения, договоры и другие локальные акты Соответствие нормативно-правовых документов организации требованиям законодательных актов Возможностьиспользованияразработанныхнормативно-правовыхдокументов другими организациями города (унифицированность) Критерий №2. Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения инновационной деятельности в образовательной организации.Показатели:Наличие учебно-методических материалов, разработанных и/или апробированных в ходе инновационной деятельности: образовательные программы, учебные планы, банк методов обучения, образовательные технологии и т. д. Соответствие учебно-методических материалов государственным образовательным стандартам, действующим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям Наличие научно-методических материалов, разработанных в результате инновационной деятельности: методические пособия, методические рекомендации, практические пособия и т. д. Наличиесистемымониторинга,оценивающегоразличныеаспектыобразовательно- воспитательного процесса в условиях инновационной деятельности Критерий №3. Качество образования воспитанников.Показатели:Повышение уровня финансовой грамотности воспитанников Выявление детей с ярко выраженными способностями в области экономических отношений Увеличение доли воспитанников, ставших призерами и победителями в конкурсах финансово- экономической направленности Повышение мотивации воспитанников к проектной и исследовательской деятельности социально-экономического характера Количество проведенных на базе образовательного учреждения мероприятий для детей по теме инновационной деятельности Критерий №4. Профессиональные компетенции педагогических и руководящих кадров.Показатели:Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров образовательной организации в инновационную деятельность Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате инновационной деятельности Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников Повышение профессиональной активности педагогического состава образовательной организации Количество проведенных мероприятий на базе образовательного учреждения по теме инновационной деятельности Увеличение доли педагогов, ставших призерами и победителями в конкурсах методических разработок, регионального и всероссийского уровня по теме инновационной деятельности Критерий №5. Информационное сопровождение инновационной деятельности.Показатели:Наличие публикаций по теме инновационной деятельности в научно-методических журналах Наличие публикаций по теме инновационной деятельности в СМИ Отражение результатов инновационной деятельности на сайте образовательной организации Наличиеаналитическихматериаловпорезультатамисследований,выявляющих результативность (эффективность) инновационной деятельности Информирование всех участников образовательных отношений о результатах мониторинга Критерий №6. Социальная значимость инновационной деятельности.Показатели:Удовлетворенность детей и их родителей качеством образования в условиях инновационной деятельности Достигнутые соглашения с социальными партнерами Критерий №7. Наличие потенциала для получения статусов инновационной площадки.Наличиесобственногопакетаматериалов,полученноговрезультатеинновационной деятельностиНаличие условий для повышения квалификации педагогических и руководящих работников через деятельностное освоение отдельных направлений образовательной политики Участие в сетевом взаимодействии с образовательными организациями по направлению деятельности инновационной площадки Словарь терминовАпробация – это испытание (одобрение, утверждение) разработанных материалов в условиях, наиболее приближенных к реальности, и принятие решения об их внедрении в массовую практику.Апробация результатов научных исследований – вид научной деятельности, состоящий в проведении проверки результатов научных исследований в целях установления их пригодности для достижения конкретных целей.Диссеминация опыта работы - это процесс, направленный на то, чтобы донести до целевой аудитории идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности.Инновация, нововведе́ние — внедрённое или внедряемое новшество, обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества.Инновационная площадка – это форма организации совместной деятельности педагогической науки и практики по освоению/внедрению какого-либо новшества (новации).Инновационная практика – это специальная работа по разработке новых систем, процессов, проектов, программ, характеризующих их направленность на развитие и включающих реально осуществляемые нововведения.Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).Медиатека – это специально организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях, состоящее их разных типов информации (текст, анимация, изображения, музыка и так далее).Основы финансово грамотного поведения - сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.РППС – развивающая предметно-развивающая среда.Специальные интерактивные технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).Творческая инициативная группа - это временное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, коллективном сотрудничестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы.Тиражирование инновации – возможность адаптирования (неоднократного применения) иннвационной практики в другой ситуации и условиях, в других организациях и коллективах.Продвижение инновации – процесс распространения освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях.Финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния;Финансовое образование - процесс, посредством которого потребители финансовых услуг (инвесторы) улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения.Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, которые воспроизводятся с помощью электронных устройств.
