Публикации « Музыкальный театр и его влияние на хоровое пение»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Музыкальный театр и его влияние на хоровое пение»
Автор: Жаркова Екатерина Илларионовна

МБУДО «Детская школа искусств №4» г. ВладивостокаМетодическая работа по теме:« Музыкальный театр и еговлияние на хоровое пение»Составитель: Жаркова Екатерина Илларионовна,преподаватель хоровых дисциплин.г. Владивосток2025г.Содержание:
  • Пояснительная записка
  • Основные задачи работы
  • Основные этапы подготовки детей к постановке музыкального спектакля
  • Методы ведения музыкальных постановочных репетиций с детьми
  • Основные навыки и умения
  • Вокально-хоровое воспитание в детском музыкальном театре
  • Пение как процесс актерского перевоплощения
  • Перечень музыкальных сказок, которые поставили с детьми за время работы
  • Заключение
  • Список литературы
  • Пояснительная записка: Детский музыкальный театр, как определенный вид искусства является средством художественно-эстетического развития школьников и непосредственно положительно влияет на занятия хорового пения.Педагог-музыкант, решивший ставить детскую музыкальную сказку или оперу, прежде всего сталкивается с проблемой выразительности, «театрального» исполнения вокальных партий, музыкально-сценической интерпретации музыки детьми. В этом заключается суть музыкально-постановочной деятельности преподавателя.Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль проходит через игровой образ, а в театре – через сценический. Единым являются и формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности возрастов, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется музыкальный язык мыслей и чувств.Хор, как и театр, искусство коллективное, где ансамбль, то есть осмысленное согласованное действие, есть одно из важнейших условий исполнения. Коллективность подразумевает активное включение во внутреннее действие всех слушателей.Хор – это удивительное и превосходное изобретение человечества. Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Оно развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. Пение – один из основных и доступных видов музыкальной деятельности детей.Сравнение хора с театром не имеет в виду установить прямую аналогию двух жанров. Как целостные художественные системы они разные. Но театр и хор сходны во многих коренных своих свойствах. Использовать эту общность – значит увеличить, расширить художественно-выразительные возможности хора.Как спектакль в театре, так и концертная программа по-настоящему расцветает и развивается в публичном исполнении. В связи с этим обнаруживается еще одна важнейшая общность, уподобляющая хор театру. Чтобы изобразить определенный персонаж, актер не имеет другого материала и инструмента, кроме самого себя. Актер изображает собой, своим телом, организмом, голосом. Таким образом, хор есть театр коллективного музыкального выражения, где действие происходит в самой музыке, где оно угадывается слушателями и от этого становится еще интереснее. Приобщение учащихся к музыкально-театральному творчеству в нашей ДШИ №4 прививают уже с подготовительного Эстетического отделения у младших (с 4,5 лет) и старших групп. А также занятия музыкального театра проходят у отделения Хорового пения у группы 2-4 классов.2. Основные задачи работы:
  • Пробуждение у детей интереса к музыкально-театральному искусству.
  • Формирование у них личностного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности.
  • Развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, а также музыкальных и творческих способностей.
  • Формирование у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности.
  • 3. Основные этапы подготовки детей к постановке музыкального спектакля
  • Подбор репертуара, знакомство детей с сюжетом выбранной сказки.
  • Вокальная работа. Разучивание хоровых сцен.
  • Распределение ролей. Разучивание сольных номеров.
  • Театрализация ролей, работа над образом героя.
  • Подготовка декораций, костюмов, атрибутов.
  • Показ музыкального представления.
  • Беседа о выступлении и проделанной работе. Работа над ошибками.
  • 4. Методы ведения музыкальных постановочных репетиций с детьми:
  • Игровой принцип. Освоение партитуры роли и сценического действия через игру.
  • Метод креативности. Обеспечение творческой атмосферы в коллективе, возможность поиска различных способов решений задач и новых художественных средств воплощения сценического образа.
  • Смыслообразующий метод. Помощь в понимании идейно-художественного смысла и гуманистической направленности данного сочинения.
  • Создание ситуаций успеха. Эмоциональное стимулирование, которое ведёт к возникновению у детей чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
  • Метод «игры в сказку». Погружение ребёнка в характер образа посредством введения проблемных ситуаций, а также широкого использования условных материалов (реквизита).
  • «Музыкальный театр» представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке музыкального спектакля, как творческого продукта большого коллектива маленьких актёров. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля. 5. Основные навыки и умения:
  • развиваются вокально-хоровых навыки и навыки музыкально-ритмических движений
  • В процессе занятий у детей формируются навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей и общее взаимодействие)
  • развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые ощущения.
  • формируются первоначальные представления о понятиях «художественный образ», «средства создания художественного образа», а также формируются конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами
  • закладываются основы сценической речи
  • формируются навыки словесных действий (эмоциональное погружение в произносимые слова)
  • формируется устойчивый интерес к театральному искусству вообще и к музыкальному театру в частности
  • 6. Вокально-хоровое воспитание в детском музыкальном театре.Хоровое пение как вид музыкальной деятельности, имеющий ряд особенностей, благоприятствует массовому охвату детей. Эти особенности состоят в том, что в качестве музыкального «инструмента» выступает голосовой аппарат, орган речи и пения. В процессе занятий активно развивается детский голос и одновременно решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности ребенка и его общего развития.Занятия этим предметом наряду с хором решают задачи развития слуха и голоса учащихся и определённого объёма вокально-хоровых умений и навыков, необходимых для развития музыкального слуха, установления координации слуха и голоса, а также для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.На занятиях создается атмосфера творчества, взаимопомощи и ответственности каждого за общий результат. Важный стимул для детей – это участие в спектаклях, итоговых праздниках-концертах. Подготовка к выступлениям за собой несёт решение множества творческих задач: вокальные навыки, сценическое движение и актерское мастерство.7. Пение как процесс актерского перевоплощения.Певческое интонирование – цель и средство создания вокально-сценического образа. Для детей младшего школьного возраста важен принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения.Обучая пению детей младшего школьного возраста надо шире использовать привычные для детей формы деятельности, в первую очередь элементы игры. Для начинающих певцов на начальном этапе именно игру-драматизацию и следует использовать как метод преодоления трудностей и тех проблем, которые возникают в процессе обучения.Работа над вокальными партиями включает в себя работу над чистотой интонирования, мягкостью звучания, над высокой певческой позицией, четкой дикцией, над верностью ритмического рисунка, выразительностью исполнения. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля.Таким образом, обучение пению детей является важным средством их воспитания и развития. Осуществляя эстетическое воспитание, хормейстер решает свою основную задачу - научить ребёнка петь, максимально развить его вокальные особенности. А выбираемый репертуар позволяет расширять культурный кругозор современного ребенка, прививать ему уважительное отношение к школе классического пения и поспособствует развитию интереса к музыкальной культуре в целом.8. Перечень музыкальных сказок, которые поставили с детьми за время работы:
  • «Муха-Цокотуха». Музыкальная сказка - опера по мотивам сказки К.Чуковского, музыка М. Красева.
  • «В сказочном лесу» музыкальные картинки. Стихи и сценарий В. Викторова, музыка Д. Кабалевского.
  • «Холодный нос и короткий хвост, рыжая шубка и серый волк» Музыкальная сказка Текст В. Викторова и Ф. Олина, музыка М. Парцхаладзе.
  • «Снегурочка» Опера по мотивам народной сказки, музыка Н. Гильченок.
  • «Стрекоза и Муравей» Опера - сказка по мотивам басни И. Крылова, музыка С. Соснина.
  • Постановки детских музыкальных сказок дает ребенку возможность проявить себя в различных видах художественной деятельности, а это одно из важнейших условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития творческих качеств личности.Каждый ученик, принимая участие в постановке спектакля и занимаясь любимым делом, вместе с тем приобщается к музыкальному искусству.Заключение.Результаты освоения программы в области музыкального искусства обучающимися по учебному предмету «Хоровой класс» должны отражать сформированный комплекс знаний о музыкальном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к хоровому пению и деятельности в сфере хорового искусства, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения, приобретению детьми опыта творческой деятельности. Для более успешного достижения этих результатов помимо основной программы, внедрены элементы музыкального театра: постановка не больших музыкальных спектаклей, детских опер.Значение детского музыкального театра в развитии музыкальных способностей школьников заключается в том, что в нем дети вовлечены в различные виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах и другое.При активном участии в постановке спектакля у детей развивается ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности.Развитие музыкальных способностей в детском музыкальном театре дает возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это в свою очередь является основой для формирования музыкального вкуса и интересов.Практика работы с детьми показала качественные изменения в их личностном развитии. Занятия способствуют развитию воображения детей, в процессе музыкально-театральной деятельности у детей развивается музыкальность как комплекс музыкальных способностей, складывающийся в результате систематических занятий по восприятию музыки, занятий пением и движением под музыку. Заметно обогащается речь, она становится более аргументированной и выразительной. Повышается эмоциональная отзывчивость, развивается ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актёрскими проявлениями.Позитивное воздействие оказывается и на коммуникативную сферу. Приобретаемые детьми знания являются результатом поисково-исследовательских действий и обеспечиваются механизмами произвольной памяти, которая получает в создаваемых условиях импульс для своего развития.Таким образом, анализ теоретического материала позволил нам определить, что хоровой жанр является близким к театральному и использование их общности способствует эффективному формированию творческой личности.На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
  • театр и хор делают объект своего воздействия одновременно и объектом творчества – сотворцом, без активного участия которого сам творческий процесс невозможен.
  • результаты этих видов творчества всегда динамичны, изменчивы, постоянно развиваются, то есть представляют собой творческий процесс.
  • тщательно подобранный вокально-хоровой репертуар способствует обогащению духовной культуры, выработке навыков перевоплощения.
  • театральная и хоровая деятельность носит коллективный характер, совершенствует организаторские способности, коммуникативную культуру, приемы управления педагогическим общением.
  • Детский музыкальный театр создает большие возможности для проявления творческого начала, развития музыкальных, творческих способностей учащихся. Музыкальный театр имеет важное значение для воспитания интересов и вкусов школьников.Список литературы:
  • Ершова А.П. «О всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности школьников» //Режиссер работает в школе. М., 1991
  • Маркидонов С.А. «Постановка детского музыкального спектакля в школе» Учебное пособие. − Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998
  • Михеева Л. «Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания» Сб. ст. / Сост.– Л.: Музыка, 1970
  • Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» - М.: Просвещение, 1991
  • Прасолов Е. Г., Пусол И.М. «Приобщение к прекрасному». Тула,1985
  • Уланова В. «На уроке театра»//Искусство в школе. - 1994
  • Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Программа и репертуар. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
  • Чухман Е.К., Ершова А.П. «Современные проблемы театрально-творческого развития школьников Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ худож. Воспитания — М.: 1989
  • -