Публикации Обобщение опыта работы на тему: «Использование LEGO- технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста с ТНР»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение опыта работы на тему: «Использование LEGO- технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста с ТНР»
Автор: Зиновьева Инна Рашидовна

Обобщение опыта работына тему:«Использование LEGO- технологиив речевом развитии детей дошкольного возраста с ТНл настоящее время возросло количество детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных учреждениях.Перед педагогами дошкольного образования стал вопрос, как построить работу с данной категорией детей.В педагогической практике активно используются, преобразуются и разрабатываются современные коррекционно-развивающие технологии, комплексное применение которых позволяет получить положительные результаты. Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.Данные задачи позволяют решить игровые технологии, которые направленны на оптимизацию образовательного процесса.Я думаю среди нас нет тех кто бы не знал и не играл с лего – конструктором. Слайд 2. LEGO (Лего) (с лат. «я учился», «я собирал»). Первый конструктор появился в 30-х годах прошлого века. Как же можно развить словарь с использованием Лего-конструктора?В процессе работы с детьми используем разные детали ЛЕГО конструктора, в ходе которого они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.Используя Лего – конструктор можно выстроить систему работы, которая будет направлена на развитие и коррекцию всех уровней речевого развития, начиная со слухового внимания и до процесса развития связной речи. Вот в чём проявляется уникальность данных кирпичиков: благодаря игре с ними, мы можем работать с ребёнком любого уровня речевого развития, и даже с неречевыми детьми.Слайд 3. Лего-технология способствует:
  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • формированию пространственной ориентации
  • Формированию графического образа букв, развитию тактильных ощущений
  • Развитию сенсорных представлений
  • Постановке и автоматизации звуков в ходе игры
  • Таким образом, использование Лего-конструирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР, позволяет поднять на более высокий уровень не только развитие познавательной активности, но и обогащении активного словаря, развитию грамматически правильной речи, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.Я в своей практике использую конструктор ЛЕГО в разных видах деятельности: на занятиях по конструированию, математике, развитии речи, в совместной с детьми, и для организации их самостоятельной деятельности.Слайд 4. Новизна моего педагогического опыта заключается:В создании условий для развития речевой, познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии лего-конструирования.Опыт направлен на обновление форм и методов речевого развития дошкольников по обогащению и активизации словаря по лексическим темам, совершенствования монологической речи (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования) и диалогового общения.Слайд 5. Практическая значимость: конструктор ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.Одно из направлений применения лего-конструирования – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.Например, такие игры использую для развития мелкой моторики:Слайд 6. Игра «Найди на ощупь» (для детей 3- 5 лет)Задачи: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.Материал: емкость с фасолью, детали лего.Ход игры:Педагог читает стихотворение:Сюда насыпали фасольИ пальцы запустили,Устроив там переполох,Чтоб пальцы не грустили.Ведь тут не соль, совсем не соль,А разноцветная фасоль.На дне игрушки для детей,Мы их достанем без затей.Ребенок достает детали лего из емкости с фасолью и строит из собранных деталей постройку.Игра «Чудесный мешочек» (для детей 3-5 лет)Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.Материал: мешочек, детали лего (5-10 штук).Ход игры: Педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек, сосчитать, сколько деталей лего в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он посчитал. Если сосчитано верно, то из деталей лего ребенок строит постройку.Игра «Разноцветные вагончики» (для детей 4-7 лет)Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.Материал: листы бумаги с контурными цветными изображениями деталей лего в виде вагончиков, мелкие животные.Ход игры:Педагог предлагает детям собрать поезд из вагончиков для зверюшек, чтобы они могли покататься. Дает детям схемы, по которым они собирают поезд. Если поезд собран правильно, то педагог предлагает детям посадить по вагончикам зверюшек и покатать их (передвигая лист бумаги с «вагончиками»).Большинство практикующих дошкольных педагогов считают, что не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструирования, выполнения любой деятельности, поскольку дошкольникам очень трудно выполнять работу молча. Я уверена, что речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для речевого и психического развития ребенка.Деятельность по лего-конструированию способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников. Организация образовательной деятельности в игровой форме способствует развитию познавательного интереса у детей, позволяет уберечь их от утомления за счет частой смены позиций — сидя, стоя, на ковре, за столом и пр.При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике).ЛЕГО - технологию используют также при подготовке детей к школе. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы. Для определения звуков по твердости и мягкости конструируем роботов синего и зеленого цвета. Вот несколько упражнений:«Выложи схему»Цель: совершенствовать навыки звукового анализа слов; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.Материал: конструктор ЛЕГО, предметные картинки.Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку и предлагает выполнить звуковой анализ слова. Ребенок поочередно называет звуки слова и выкладывает из кирпичиков пирамидку.«Заведи мотор»Цель: закрепить правильное изолированное произношение звука «Р»; развивать мышление, воображение, фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук.Материал: конструктор ЛЕГО.Ход игры. Ребенок конструирует ЛЕГО-машину. После того, как ребенок сконструировал машину, взрослый рассказывает небольшую сказку, чтобы заинтриговать ребенка. Например: «У Королевы красивой Речи сломалась ее любимая машина, а ей обязательно нужно вернуться в свое королевство. Помоги ей! Чтобы завести ее машину, нужно завести моторчик. Машина сказочная. Ты ее собрал из ЛЕГО, поэтому нужно завести каждый кирпичик». Ребенок, нажимая на каждый кирпичик, произносит изолированно звук «Р».  Впоследствии дети делают самые разнообразные постройки и придумывают свои сказочные истории на автоматизируемый звук. «Звуковые пирамидки»Цель: развитие фонематического слуха при различении гласных, согласных твердых и согласных мягких звуков; развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.Материал: конструктор ЛЕГО красного, синего и зеленого цвета.Ход игры. Взрослый называет ряд разных звуков. Ребенок строит башню из кирпичиков в соответствии с названным звуком. Красный кирпичик- гласный звук, синий- согласный твердый, зеленый-согласный мягкий звук.«Найди половинку»Цель: закрепление правильного произношения звука «Р» в словах; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.Материал: наклеенные на конструкторе ЛЕГО разрезанные пополам предметные картинки на автоматизируемый звук.Ход игры. Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки с изображением названного слова, соединить их между собой и получить картинку на автоматизируемый звук, назвать слово.Порой детям очень трудно начать свой рассказ, передать словами то, что нарисовало их воображение. Для того, чтобы сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным занятием мы используем набор LEGO Education «Построй свою историю». Данный набор позволяет детям создавать оригинальных персонажей и использовать свое творческое мышление в полную силу, учит правильно формулировать и выражать свои мысли и идеи.При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы (д, л, п; а, л; р и я;, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры.Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего?- без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», в которой соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).Играя с ЛЕГО, можно развивать разговорную речь ребенка. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.Игра «Изучаем предлоги»Я не знаю более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучиваяапример, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т. д.Если за время игры некоторые действия повторить неоднократно и с разными героями - ребенок усвоит предлоги на раз-два-три.Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть.Работа по развитию речи с применением лего-коструирования сделала образовательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.Таким образом, работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.
    -