Публикации
Методическая разработка: «Игра - драматизация на уроках музыки интегрированного типа».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: «Игра - драматизация на уроках музыки интегрированного типа».
Автор: Чернега Ангелина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: «Игра - драматизация на уроках музыки интегрированного типа».
Автор: Чернега Ангелина Владимировна
Методическая разработка: «Игра - драматизация на уроках музыки интегрированного типа».Игра-драматизация является разновидностью художественной игры с присущими ей специфическими особенностями. Во-первых, игра-драматизация, как и художественная игра, является формой усвоения художественных ценностей, причем не только теоретико-познавательных, но и опыта общения, и значений. Во-вторых, в игре актуализируется индивидуальный опыт школьника в сфере музыкальной деятельности (при этом имеется в виду, прежде всего, опыт эмоциональный - круг эмоционально насыщенных представлений и образов). В-третьих, необходимо отметить процессуальность игры, которая рождается в данный момент и является следствием взаимодействия первых двух сторон - социального опыта как результативной стороны деятельности и индивидуального опыта как ее побудительного начала.Игра-драматизация представляет собой процесс становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей. Традиционно игра-драматизация организуется по сценарию литературного произведения. При этом Л. С. Выготский считает, что в игре-драматизации сценарий не всегда является жестким каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация: “Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении”.На уроке музыки игра-драматизация организуется по сюжету музыкально-сценического или литературного произведения. Специфическими особенностями игры-драматизации является то, что в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в “лицах”, при помощи музыкальной и речевой интонации, пантомимики, жеста, позы и мизансцены. При подготовке интегрированного урока, основой которого является игра-драматизация, определяющим моментом является то, что уроки музыки – это уроки искусства, важнейшей задачей которых является воспитание личности ученика, формирование его музыкальных интересов, эстетических вкусов и потребностей. Урок музыки как целостная художественно-педагогическая форма должен иметь свои методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации сопереживания, постижение нравственно-эстетической сущности искусства, а затем уже получение знаний, умений и навыков. Стремление определить эти специфические особенности привело нас к закономерностям самого искусства, и, прежде всего, искусства драматического.Феномен театрального искусства – перевоплощение и его элементы – может возникать в условиях обычного урока и в минимальных дозах доступен каждому ученику. Поэтому включение в интегрированный урок музыки игры-драматизации позволяет не только ввести детей в мир большого искусства, но и организовать его по законам театрального действия.В интегрированном уроке музыки присутствуют все элементы сценического действия: экспозиция, завязка, разработка, кульминация, развязка. Разрабатывая сценарий урока музыки, основанного на взаимодействии различных видов искусства – музыки, театра, живописи, литературы, необходимо учитывать, что между драматическим произведением и школьным уроком музыки существует на только сходство, но и различие. В драме идея произведения, его тема, то, что входит в понятие содержания произведения, раскрывается через элементы формы: сюжет, композицию и другие формообразующие элементы. Особая роль отводится сюжету, т.к. через сюжет создаются конфликтные ситуации. Правомерно говорить и о сюжете урока, однако в отличие от театральной постановки музыкально-сценического произведения урок музыки включает не только само действие, но и содержит биографические сведения о композиторе, драматурге, историю создания произведения, всё то, что должен знать учащийся при изучении предмета “Музыка”.Музыкальная сказкаЦель игры. Обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных второклассниками в первой четверти.В игре-драматизации учитель выступает в роли ведущего, а все учащиеся “превращаются” в “жителей” Королевства Маршей, Королевства Танцев и Королевства Песен. Ведущий выбирает главных действующих лиц - Короля Барабана, Короля Балерона и Королеву Мелодию.П е д а г о г. В одной стране было три королевства: Королевство Маршей, Королевство Песен и Королевство Танцев. В каждом королевстве правил свой король.В середину класса выходят Король Барабан, Король Балерон и Королева Мелодия.В королевстве Маршей правил Король Барабан. Он очень любил ритмические упражнения. С раннего утра и до позднего вечера он стучал ритмы всех известных ему маршей. Кто из вас может повторить ритм, который сыграет Король Барабан?Король Барабан импровизирует ритм на барабане, а один из “жителей” его королевства повторяет его ритм.Все жители этого королевства любили маршировать, а петь и танцевать совсем не умели. С первыми лучами солнца они надевали красные башмачки и береты, и маршировали по красным улицам мимо красных домов и дворца Короля Барабана.В Королевстве маршей знали все марши, какие только бывают на свете. Послушайте музыку, и определите: какой марш звучит в королевстве?“Жители” Королевства Маршей слушают фрагменты “Встречного марша” Г. Чернецкого, “Футбольного марша” М. Блантера, “Марша деревянных солдатиков” (из “Детского альбома”) П. И. Чайковского и определяют жанры маршей.В Королевстве танцев правил Король Балерон. Каждый день недели в королевстве танцевали только один танец. Все жители надевали голубые кофточки и голубые сандалии, выходили на голубую площадь и танцевали:в понедельник – вальс,во вторник – ламбаду,в среду – польку,в четверг – полонез,в пятницу – румбу,в субботу – мазурку,в воскресенье – рок-н-ролл!Послушайте музыку, и определите: какой день в королевстве?“Жители” Королевства Танцев слушают фрагменты “Вальса” (из “Детского альбома”) П. И. Чайковского, “Итальянской польки” С. В. Рахманинова, “Мазурки” Ф. Шопена, определяют танец и называют день недели.В третьем Королевстве Песен правила Королева Мелодия. Она любила петь разные песни: и народные, и те, которые сочиняли композиторы. Каждый вечер все жители этого королевства надевали желтые колпачки и курточки, собирались в желтом замке Королевы Мелодии, зажигали свечи и играли в игру “Угадай мелодию”.“Жители” Королевства Мелодия играют в “Угадай мелодию”. По музыкальному вступлению или начальным нотам они определяют название песни. Для игры предлагается определить на слух русскую народную песню “Дон-Дон”, русскую народную песню “Уж как шла лиса по травке”, “Листопад” Т. Попатенко, “Звуки музыки” Р. Роджерса, попевки “Серый кот”, “Солнышко”, “Бьют часы”, “Ежик” А. Березняк.Однажды на три королевства налетел ураган и перепутал жителей трех королевств. Королю Барабану, Королю Балерону и Королеве Мелодии стало непонятно – кто из какого королевства? Цветные колпачки, башмаки, береты, кофточки все перемешались.“Жители” трех Королевств меняются цветными колпачками (и курточками).Что же оставалось делать правителям? Собрались два короля и королева вместе, чтобы найти своих подданных. Каждого человечка просили спеть, станцевать или промаршировать.“Жители” трех Королевств сначала исполняют песню “Веселый музыкант” А. Филиппенко, затем маршируют под музыку “Футбольного марша” М. Блантера и “танцуют” кистями рук “Вальс” (из балета “Спящая красавица”) П. И. Чайковского.Оказалось, что все разноцветные человечки и поют песни, и маршируют под музыку, и танцуют все танцы. Король Барабан, Король Балерон и Королева Мелодия решили тогда править вместе, по дням недели: в понедельник и вторник правил Король Барабан, и все жители с утра до вечера маршировали. В среду и четверг правил Король Балерон, и все жители с утра до вечера танцевали все танцы. В пятницу и субботу правила Королева Мелодия, и с утра до вечера пели народные и композиторские песни. А в воскресенье три правителя собирались вместе, и все жители королевства маршировали, пели и танцевали с раннего утра и до позднего вечера.Так они жили, жили, не тужили в стране, которую жители нового королевства стали называть страна “МУЗЫКА”.Учащиеся выходят из класса под музыку “Танца с кубками” (из балета “Лебединое озеро”) П. И. Чайковского.Методические рекомендации. Игра-драматизация проводится на заключительном уроке первой четверти во втором классе, основой которого становится музыкальный репертуар первой четверти. Сказку можно представить как актерский этюд, и отрабатывать отдельно каждый эпизод.Первый эпизод. Действие происходит в Королевстве Маршей. “Жители” Королевства повторяют ритм, который импровизирует на барабане Король Балерон.Второй эпизод. Действие происходит в Королевстве Танцев. “Жители” Королевства определяют на слух (или танцуют) разные танцы: вальс, польку, рок-н-ролл.Третий эпизод. Действие происходит в Королевстве Песен. “Жители” Королевства играют в “Угадай мелодию” (определяют по вступлению или мелодии разученные ранее песни).Четвёртый эпизод. Прошел ураган. После урагана “жители” трех королевств оказываются в разной одежде (меняются колпачками и беретами). Чтобы определить своих подданных, Король Барабан, Король Балерон и Королева Мелодия просят жителей петь, маршировать и танцевать. Все жители становятся подданными единого Королевства - Музыка.Оборудование урока. Цветные колпачки (красные, голубые, желтые): разноцветные курточки жителей разных Королевств; головные уборы для Короля Барабана, Короля Балерона, Королевы Мелодии; барабаны.Музыкальный круизЦель игры. Обобщение знаний о музыке народов мира, обобщение музыкальных знаний развитие исполнительских умений учащихся четвертого класса.В игре-драматизации учитель выступает в роли ведущего, выбирает капитана, а все учащиеся класса выступают в роли “путешественников”.В е д у щ и й. Ребята, кто из вас путешествовал на парусном судне? Немного рук. Сегодня мы все превратимся в “путешественников” и отправимся в музыкальный круиз из Европы в Азию, Африку и Америку. Кругосветное плавание мы совершим на парусном судне под названием…“Путешественники” придумывают название парусному судну.К а п и т а н. Убрать трап, отдать швартовые концы, поднять паруса!Парусное судно “Садко” ложится на курс в Европу.“Путешественники” имитируют движения корабля и морских волн под музыку вступления к I части сюиты “Шехеразада” Н. А. Римского-Корсакова.К а п и т а н. Наше парусное судно “Садко” делает первую стоянку в Европе.В е д у щ и й. Поприветствуем жителей Европы!“Путешественники” жестами приветствуют жителей Европы.Музыка Николая Андреевича Римского-Корсакова помогла нам “прийти” в Европу. Как вы думаете, почему музыка именно этого композитора прозвучала в начале урока? (Ответы детей). Николай Андреевич посвятил много произведений морю. В юности Римский-Корсаков шесть лет учился в Морском кадетском корпусе и стал гардемарином. На клипере “Алмаз” он ходил в кругосветное путешествие.В е д у щ и й. Итак, наш корабль “прибыл” в Европу. Как географически делится Европа? (Ответы детей). Европа делится на Северную, Южную, Восточную и Западную.В е д у щ и й. В этой четверти вы познакомились с музыкой народов Восточной Европы – русского, украинского и белорусского, а также чешского, польского, венгерского, молдавского, эстонского, латышского, литовского.Послушайте несколько музыкальных фрагментов, и определите: в какую страну “пришел” наш парусник? Найдите это государство на карте Европы и назовите его столицу.“Путешественники” по фрагментам музыкальных произведений узнают страну, в которую они “попадают”, а затем на карте находят Россию, Украину, Польшу и Венгрию. Для слушания предлагаются “Озорные частушки” Р. Щедрина, гопак (из оперы “Сорочинская ярмарка”) М. П. Мусоргского, полонез до-минор Ф. Шопена, Венгерская рапсодия № 2 Ф. Листа.В е д у щ и й. Посмотрите на эту картину. Здесь изображен лодочник, управляющий гондолой. Где можно встретить гондольера? В какой части Европы мы с вами сейчас оказались? (Ответы детей). В Венеции. Венеция – это Италия, которая находится в Южной Европе.В е д у щ и й. Найдите это государство на карте Европы и назовите его столицу.“Путешественники” по карте находят Италию и называют ее столицу.Вспомните композитора, который сочинил инструментальную пьесу под впечатлением песни венецианского лодочника. Как она называется? (Ответы детей). Русский композитор Петр Ильич Чайковский, посетив Италию, написал пьесу “Баркарола”.В е д у щ и й. А сейчас послушайте вступление к песне и скажите, в какой части Европы мы теперь оказались? Найдите это государство на карте Европы и назовите его столицу.Звучит вступление к песне “Заход солнца” Э. Грига. “Путешественники” по карте находят Норвегию в Северной Европе и называют ее столицу.Песня “Заход солнца” Э. Грига исполняется до конца.В е д у щ и й. Посмотрите на эти три портрета. Композиторы какой страны здесь изображены? Найдите это государство на карте Европы и назовите его столицу.“Путешественники” по портретам узнают Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена, затем по карте находят Австрию. называют ее столицу и вспоминают произведения, которые написали эти композиторы.К а п и т а н. Стоянка в Европе завершена. Убрать трап, отдать швартовые концы, поднять паруса!Парусное судно “Садко” выходит в море и берет курс на Азию.“Путешественники” имитируют движения корабля и морских волн под музыку вступления к I части сюиты “Шехеразада” Н. А. Римского-Корсакова.К а п и т а н. Наше парусное судно “Садко” делает вторую стоянку в Азии.В е д у щ и й. Поприветствуем жителей Азии!“Путешественники” жестами приветствуют жителей Азии.Что это за удивительные звуки? На каком музыкальном инструменте играют в этой стране? Найдите это государство на карте Азии и назовите его столицу.Звучит фрагмент традиционной индийской музыки “Ситар”. “Путешественники” по тембру определяют ситар, затем по карте находят Индию и называют ее столицу.К а п и т а н. Стоянка в Азии завершена. Убрать трап, отдать швартовые концы, поднять паруса!В е д у щ и й. Парусное судно “Садко” выходит в море и берет курс на Африку.“Путешественники” имитируют движения корабля и морских волн под музыку вступления к I части сюиты “Шехеразада” Н. А. Римского-Корсакова.К а п и т а н. Наше парусное судно “Садко” делает третью стоянку в Африке.В е д у щ и й. Поприветствуем жителей Африки!“Путешественники” жестами приветствуют жителей Африки.В е д у щ и й. Музыка Африки включает в себя музыку разных народов. Назовите их… Вспомните, какую негритянскую песню племени банту мы исполняли в классе? (Ответы детей). Это детская песня “Уконготванэ”.“Путешественники” исполняют детскую негритянскую песню племени банту “Уконготванэ” в сопровождении группы ударных инструментов.К а п и т а н. Стоянка в Африке завершена. Убрать трап, отдать швартовые концы, поднять паруса!Парусное судно “Садко” выходит в море и берет курс на Америку.“Путешественники” имитируют движения корабля и морских волн под музыку вступления к I части сюиты “Шехеразада” Н. А. Римского-Корсакова.К а п и т а н. Наше парусное судно “Садко” делает четвертую, последнюю стоянку в Америке.В е д у щ и й. Поприветствуем жителей Америки!“Путешественники” жестами приветствуют жителей Америки.В е д у щ и й. Где находятся Соединенные Штаты Америки? Сколько всего штатов в США? Найдите это государство на карте и назовите его столицу.Мы с вами сегодня “отправимся” на машине марки “форд” в штат Каролина.“Путешественники” исполняют песню “Дело было в Каролине” Р. Бойко. Несколько учащихся имитируют поездку на машине, “рулят”, “чинят машину” и т.п.К а п и т а н. Стоянка в Америке завершена. Убрать трап, отдать швартовые концы, поднять паруса!Наш музыкальный круиз завершен. Парусное судно “Садко” берет курс домой!“Путешественники” имитируют движения корабля и морских волн под музыку вступления к I части сюиты “Шехеразада” Н. А. Римского-Корсакова.
