Публикации МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ"
Автор: СОЗОНОВА МАЙЯ КОНСТАНТИНОВНА

МБОУ ДО «Детский (подростковый) Центр ГО «город Якутск» РС(Я)МАСТЕР-КЛАССдля выпускных 9-11 классовТема: «Способы саморегуляции психоэмоциональных состояний во время экзаменов»Автор: педагог-психологДетского (подросткового) центра Созонова М.К.Якутск, 2025ВведениеПочти каждый обучающийся, завершая образование, испытывает сильные переживания из-за экзаменов. Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом.И для большинства выпускников экзамены становятся не только    проверкой знаний, но и показателем стойкости, умения справится с экзаменационным стрессом.К сожалению, многие школьники не умеют регулировать свое психоэмоциональное состояние, и они сталкиваются с трудностями в управлении своим эмоциональным состоянием. Это может приводить к повышенному уровню тревожности, стрессу, конфликтным отношениям с другими людьми, проблемам со здоровьем и понижению академической успеваемости. Цель: Ознакомить школьников техникам управления психоэмоциональным состоянием, со способами саморегуляции, которые помогают справляться со стрессовыми ситуациями перед экзаменами, а также позволяют вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы. Задачи:1. Сформировать и отрабатывать навыки владения способами саморегуляции;2. Обучить способам снятия напряжения и усталости;3. Развить навык быстро повышения настроения, снятия негативных эмоций;4. Помочь участникам научиться видеть неблагоприятные жизненные ситуации позитивно.Целевая аудитория: выпускники 9-х, 11-х классовКоличество участников: 10 – 15 учениковМесто проведения: аудитория в креативном пространстве «Ураса» Оборудование: стулья, пуфы, старые газеты, А4, цветные карандаши, спокойная музыка для релаксацииПродолжительность мероприятия: 1,5 часаДата проведения: 25 февраля 2025 годаВводная частьДобрый день уважаемые выпускники! Давайте представим, что ваша жизнь – это прямая, на прямой есть некие отрезки – это цели, когда человек достигает цели он развивается, ставит перед собой новые и идет дальше. На сегодняшний день у Вас есть главная цель, подскажите мне, какая?- Ответ ребят (Сдача ЕГЭ).- Верно! И мы должны достичь ее с максимальным успехом. Безусловно, чтобы добиться желаемого результата Вы много трудитесь, занимаетесь, но не будем сбрасывать со счетов и Ваше эмоциональное состояние во время экзаменов. Цель нашего с Вами занятия: формирование навыков саморегуляции. Снятие напряжения и тревожности перед экзаменами. Ну что готовы приступить к первому упражнению?Отлично! Закончили! Мы разогрелись и готовы приступить к основной части. Сегодня на мастер-классе вы научитесь к способам саморегуляции: Дыхательные упражнения с успокающим эффектом; Способам управления мышечными зажимами (релаксация); Точечный массаж; Способ снятия напряжения (аутогенная тренировка); Музыкальная релаксация; Способ, связанный с воздействием слова (самопрограммирование) и многими другими способами.РазминкаУпражнение «Обнимашки».Цель: снять напряжение, повысить работоспособность, активизировать мозговую активность и просто поднять настроение.Ход упражнения: Встаньте в круг, создайте максимальное пространство между друг другом, убедитесь, что Вы не помешаете соседу при выполнении упражнения.Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, ноги в коленях немного согнуты. Затем разводим руки стороны и наполняем легкие воздухом, на выдохе обнимаем себя за плечи.Затем по команде «кругом» поворачиваемся к соседу и делаем легкие похлопывающие движения в районе плеч и спины, также по команде разворачиваемся в другую сторону.Обсуждение: 1. Что понравилось на данном упражнении? Поднялось ли ваше настроение?Упражнение «Мое настроение».Цель: выражение настроенияЗадание: нарисовать свое настроение на данный моментИнструкция: на листе формата А4 изобразить свое настроениеОбсуждение: 1. Расскажи про свое настроение? Что понравилось на данном упражнении? 2. Основная частьЦель: ознакомление выпускников с разными способами снятия психоэмоционального напряжения и освоение навыков саморегуляции во время подготовки и экзаменов. Упражнение «Стаканчик»Цель: моделирование эмоционально значимой стрессовой ситуации, выявление типичных реакций на стрессовые ситуации. Ведущий ставит в средине круга одноразовый стаканчик и говорит участникам группы следующее «В это стаканчик мысленно положите ваше сокровенное желания, мысли, то что любите, очень хотите». На протяжении нескольких минут царит молчание и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик и выбрасывает в мусор. Смысл упражнения: пережить состояние стресса. сохранить самочувствие.Обсуждение: 1. Что вы почувствовали? Ваше состояние сейчас какое? Когда у вас возникают такие же чувства? 3. Кто ими управляет?Ведущий: То, что вы сейчас пережили – это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть это настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе в общении с другими людьми. Сейчас, на мастер-классе я научу вас способам саморегуляции и покажу несколько упражнений. Комплекс 1. «Дыхательные упражнения» Упражнения:
  • Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Такое упражнение очень легко делать, а особо оно действенно, если вы не можете уснуть.
  • Попробуйте расслабить плечи и верхние мышцы груди, когда дышите. Делайте это сознательно при каждом выдохе. Дело в том, что в стрессовых ситуациях, когда человек напряжен, для дыхания не используются мышцы диафрагмы.
  • Комплекс 2. Мышечная релаксацияУпражнения:
  • Начните с того, чтобы сосредоточиться на своем дыхании на несколько минут. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. После этого можно приступать к мышечным упражнениям, работая над различными группами мышц.
  • Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для другой руки. Если вы правша, начинать стоит с правой руки, если левша – левой.
  • Лицо. Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад.
  • Обсуждение: Почувствовали ли облегчение? Какое состояние после этого упражнения? Как вы думаете, поможет ли вам такой метод?Аутотренинговая тренировкаУпражнение 1. «Приятный сон».Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация. Ход упражнения. Включается спокойная музыка. Дети лежат на пуфиках.Примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь. Медленно мысленно произнесите словесные формулы:Я спокоен. Мои мышцы расслаблены…. Я отдыхаю…Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается…. Оно бьется легко и ровно…. Я совершенно спокоен.Моя правая рука расслаблена…. Моя левая рука расслаблена…. Руки расслаблены…. Плечи расслаблены и опущены….Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая…. Чувствую приятное тепло в руках…Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая…. Чувствую тяжесть рук…Расслаблены мышцы правой ноги…. Расслаблены мышцы левой ноги…. Мои ноги расслаблены…Мои ноги  теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах…. Я отдыхаю…Мое тело расслаблено…. Расслаблены мышцы спины…. Расслаблены мышцы живота…. Чувствую приятное тепло во всем теле…. Мне легко и приятно…. Я отдыхаю…Веки опущены…. Расслаблены мышцы рта…. Мой лоб прохладен…. Я отдыхаю…. Я спокоен…Чувствую себя отдохнувшим. Дышу глубоко, потягиваюсь…. Открываю глаза. Чувствую свежесть и прилив сил... Я бодр и свеж…Обсуждение: Почувствовали ли облегчение? Какое состояние после этого упражнения? Как вы думаете, поможет ли вам такой метод?Упражнение «Разрывание старой газеты».Цель. Снижение напряжения, состояния тревоги, обучение умению выражать свои эмоции.Игровой материал. Старые газеты.Возраст: старший дошкольный возраст.Описание упражнения. В начале игры педагог может, не объясняя правил, просто предложить ребятам рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр круга. Обсуждение: Почувствовали ли облегчение? Какое состояние после этого упражнения? Как вы думаете, поможет ли вам такой метод?Упражнение «Крик» Цель: раскрепостить голос, снять некоторую зажатость и успокоиться.Выполнение этого упражнения не затребует никаких затрат с Вашей стороны, кроме одной: высвободить то, что Вы подавили в себе.Наберите в грудь воздух, прикройте лицо подушкой и закричать. Повторить крик несколько раз, пока не наступит ощущение опустошения.Обсуждение: Почувствовали ли облегчение? Какое состояние после этого упражнения? Как вы думаете, поможет ли вам такой метод?Воздействие слова (самопрограммирование)Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!» – это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно.Упражнение 1.  «Самоприказ»Инструкция: Представьте, что к Вам подошел неприятный для Вас человек.– Сформулируйте самоприказ– Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.3.        Заключительная часть. Обратная связь. Участники, сидя в общем кругу, рассказывают, что нового и/или полезного они узнали в процессе занятия, что они постараются использовать в своей и в личной жизни. Какое из упражнений вам больше всего понравилось? Какое, на ваш взгляд, наиболее результативное?
    -