Публикации Логико-математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования камешков Марблс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Логико-математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования камешков Марблс
Автор: Выручаева Наталья Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад 1 «Золотой петушок» комбинированного вида»(МБДОУ №1 «Золотой петушок»)Логико-математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использованиякамешков МарблсАпрель 2025Выручаева Наталья Николаевна,старший воспитатель Черемная Татьяна Викторовна,воспитательАКТУАЛЬНОСТЬНа современном этапе модернизации дошкольного образования особое вниманиеуделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.Развитие логико-математического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.Как пишет М. В. Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребёнком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. В «сокровищнице» находятся вещицы дареные, перешедшие по наследству, но туда не кладут предметы, купленные в магазине. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует.Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типаподсказал идею ввести в практику работы блестящие камешки МарблсКАМЕШКИ МАРБЛС. ЧТО ЭТО?Применение камешков Марблс – это инновационный способ обучения, особый дидактический материал, идущий от потребностей ребёнка.Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы. В ходе упражнений с ними предусмотрено формирование сенсорных эталонов с учётом различных умений и навыков детей, а так же приобретение детьми новых представлений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности, в том числе и в математическом развитии.Внедряя данную технологию в работу с детьми, большое внимание стоит уделить технике безопасности. Основное правило безопасности для взрослого – это постоянное присутствие взрослого, т.е. дети должны быть под постоянным контролем.Детям необходимо озвучить следующие правила:
  • Камни нельзя брать в рот, засовывать в нос и уши. Это может быть
  • опасно.
  • Камни нельзя кидать. Они стеклянные и могут разбиться.
  • ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ КАМУШЕК МАРБЛСНесмотрянавнешнююпростотуидоступность,тольковобластиматематическогоразвитияМарблсявляетсяэффективнымметодом работы с детьми и способствует решению целого ряда задач:а) развивают сенсорику, обследовательские действия;б) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количество;в) развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередоватьпо признаку, анализировать;г) развивают навыки порядкового и количественного счета; д) развивают чувство ритма, цвета, композиции;е) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги; ж) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений; з) способствуют развитию воображения и творчества;и)главноеспособствуютразвитиюсамостоятельностииинициативности ребёнка, формируя его как субъекта собственного математического развития.Главное для нас способствуют развитию самостоятельности и инициативностиребёнка, формируя его как субъекта собственного математического развитияИГРЫ С КАМУШКАМИ МАРБЛС НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«Мозаика»Цель: Учить детей выкладывать узор согласно схеме.Вариант 1. Педагог предлагает схему узора, дети повторяют её. Вариант 2. Дети сами придумывают схему и по ней выкладывают узор«Выложи геометрическую фигуру»Цель: Закрепить знание геометрических фигур.Педагог предлагает детям выложить геометрические фигуры«Выложи цифру»Цель знакомить детей с цифрами от 1 до 10, учить выкладыватьцифры по контуру и без.Вариант1.Педагогпредлагаетвыложитькамушкамицифрыпоконтуру.Вариант2.Педагогпредлагаетвыложитькамушкамицифрыбезконтура.Вариант 3. Педагог предлагает выложить камушками цифру, которойне хватает.«Подбери нужное количество»Цель: Соотнести цифру с количеством камешков.Педагог предлагает под каждым изображением цифры выложитьсоответствующее количество камушков.«Числовые домики»Цель: учить состав числа от 1 до 10.Например, нужно выбрать домик с цифрой 7 на крыше. Заполнить пустые окошки камешками Марблс. Объяснить, почему именно такое количество нужно положить в окошки, а не другое? Затем выбрать домики с другой цифрой выполнить те же действия. И т. д.«Муха в клетке»(развитие пространственных представлений)В центре квадрата из девяти клеток сидит "муха". По инструкции взрослого ребёнок двигает камешек по квадратам.Усложнение - даётся многоступенчатая инструкция, ребёнок "передвигает" глазами камешек и ставит "муху" в нужный квадратПри целенаправленном использовании камешков на занятиях у детей развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, формируетсяинтерес,стремлениексамостоятельности.Малыш может оживлять, додумывать, представлять, он является активным участником процесса, а значит такие игры не надоедают. Главные качества, которые может проявить ребенок в играх марблс — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность.Поэтому с уверенностью можно сделать вывод, что камешки" марблс" – это инновационный, универсальный материал, который можно начинать использовать с детьми 4-5 лет.«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».Василий Александрович Сухомлинский
    -