Публикации Знакомство с деепричастием.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Знакомство с деепричастием.
Автор: Головская Виктория Александровна

Тема урока «Что такое деепричастие».Тип урока : Ознакомление с новым материалом.Цели урока:Образовательные: 1. Формировать систему знаний о деепричастии как части речи, учить различать деепричастия и причастия. 2. Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе. Развивающие: 1. Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, связной речи, когнитивного мышления. 2. Развитие умения правильно употреблять деепричастия в речи.Воспитывающие: воспитание у учащихся внимательности, целеустремленности, интереса к русскому языку.Формировать УУД: регулятивные: определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.коммуникативные: слушать собеседника, слушать диалог и различать настроение говорящих, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы, необходимые для организации всей деятельности; познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, извлекать нужную информацию из разных источников, работать с разными по уровню заданиями, соблюдать нормы правописания. Планируемые результаты: Предметные УУД:Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Уметь находить деепричастия, отличать деепричастия от других частей речи.Личностные УУД:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.Метапредметные УУД:Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.Методы и приемы обучения: проблемно-поисковые, исследовательские, наглядные, практические.Ход урока.Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учебу, создание ситуации успеха.
  • Организационный момент.
  • - Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи.Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил: - Назови, что ты выбираешь из них. - Ложку, - ответил юноша. - Произнеси это 5 раз.Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо протянуть руку и взять ложку.Целеполагание. - Ребята, для того, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно,Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,Я по наречию похоже на глагол.- Что это? Кто даст правильный ответ? (Деепричастие).- Запишем в тетрадях число и тему сегодняшнего урока: «Что такое Деепричастие». Поставьте перед собой цель урока, пожалуйста, используя опорные слова: - Мы узнаем (На какие вопросы отвечают деепричастия, какие суффиксы есть у деепричастия);- Мы должны научиться (определять деепричастия и выделять их из числа иных частей речи);- Мы научимся (использовать деепричастия в собственной речи).
  • Актуализация новых знаний.
  • Перед нами слова: смех, смешной, смеясь, смеется, смеющийся. (Запишите их в тетрадь в столбик, подумайте, что объединяет эти слова? Что отличает? Поставьте к каждому слову вопрос, напишите часть речи. У какого слова вы не смогли определить часть речи? ).- Давайте попробуем определить у этого слова часть речи, написав предложение : Смеясь, они влетели в класс. - Что обозначает в предложении слово смеясь? Для этого надо поставить вопрос. От какого слова будем задавать вопрос? (От глагола – вышли, которое обозначает действие). Вышли (что делая? – танцуя. (Деепричастие танцуя обозначает добавочное, или как еще называют, сопутствующее действие. Итак, деепричастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола – вид (совершенный и несовершенный) и возвратность, а также признаки наречия – т.е. неизменяемость. Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует основное действие, обозначает добавочное действие. Значит деепричастие – это форма глагола.
  • Основная часть. Совершенствование и закрепление знаний.
  • ебята, вы большие молодцы. Отлично справляетесь с заданиями. 1. Орфографическая разминка с элементами развития речи.Я диктую вам слова, а вы должны составить словосочетание с этими словами, используя деепричастия. 2. Орфоэпическая минутка. Громко – смеясь громко, вальс – танцуя вальс, быстро – двигаясь быстро, книга – прочитав книгу.От данных глаголов образовать деепричастия несовершенного вида – Дышать, Веселиться, умножать, рисовать.3. Распределительный диктант.Распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида, выделить суффиксы.Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, погрузившись в раздумья.-Молодцы. А сейчас предлагаю немного отдохнуть, ведь вы уже устали. Предлагаю выполнить простые упражнения, и, конечно же, не забудьте посчитать сколько деепричастий вам встретилось и запомните их.Физкультурная минутка.По швам руки опуская,Плечи вверх приподнимая,Корпус влево наклоняя,Затем вправо наклоняя,Затем вправо прогибая,Головою помотав,Покивав и повздыхав…Отдохнув немножко дружно,Скажем «Поработать нужно». Мы, играя, отдыхали! Деепричастия считали?Сколько их вам назвала,Кто ответит мне, друзья? (10) -Садитесь, пожалуйста, ребята. Все справились с заданием. Ребята, поднять стены – это еще не построить дом. Надо покрыть крышу. Думаю, что мы и с этим этапом работы справимся. 1) Игра «Четвёртое лишнее». Цель: Анализировать, сравнивать, группировать, делать вывод1. Бежать, смеяться, говорить, закрыв.2. Зависевший, умывшись, подействовав, играя.3. Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.4. (неная, (не)суйся, (не)доумевая, (не)работая.Творческая работаВосстановление  деформированного текста. Работа с карточками. В предложенных текстах от данных в скобках глаголов образовать деепричастия. Пояснить пропущенные орфограммы.1 карточка Сколько свеж..сти и красоты приносит зима. Пр..дорожные былинки, (которые превратились в стекля..ые бусы),  тихо шепчутся. Кусты шиповника, (которые побелели) от м..роза, стали похожи на сказочных героев, которые были одеты в причудливые тонкие круж..ва.    Вечереет…Б..гряное солнце (уходит) за г..ризонт, окрашивает розовым цветом ств..лы берёз, волны сугроб..в.2 карточка Снежинки, (которые спускались с неба), медле..о л..жатся на землю, покрывают ее белоснежным пледом. (Шагаю по недавно выпавшему снегу), я слушаю его негромкий хруст. Сугробы пуш..стого снега, (которые п..крывают землю), р..стут все выше и выше. Деревья, (которые облачились в белые снежные сар..фаны), величаво ст..ят перед моим окном, покачиваются от сильных п..рывов ветра.
  • Обобщение материала. Итоги урока.
  • Молодцы, ребята. Вы сегодня активно работали на уроке, внимательно слушали и выполняли все задания. Скажите, пожалуйста, цели, которые поставили мы себе в начале урока были достигнуты или нет?(Дети отвечают на вопрос, затем учитель выставляет оценки).
  • Домашнее задание.
  • Составить кроссворд по теме «Деепричастие».
  • Рефлексия.
  • У ребят на столах лежат красные, зеленые, синие карточки. Красный цвет означает отрицание, зеленый – все хорошо, синий цвет – удовлетворительно.
  • - Ребята, благодарю всех за сотрудничество и прошу перед уходом показать тот смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока. (Дети показывают смайлики) .-Урок окончен. Спасибо. До свидания. \
    -