Публикации "Создание психологически комфортной образовательной среды на занятиях адаптивной физической культурой детей с ОВЗ в условиях ДОУ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Создание психологически комфортной образовательной среды на занятиях адаптивной физической культурой детей с ОВЗ в условиях ДОУ"
Автор: Инна Робертовна Арсланова

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ В рамках статьи анализируется создание психологически комфортной среды детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий адаптивной физической культурой. Сформулированы актуальные авторские рекомендации для специалистов, осуществляющих психологический комфорт для детей с нарушениями здоровья. Актуальность данной темы обоснована тем, что повышение качества жизнидетей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день объявлена в России важнейшей государственной задачей, в связи с чем, и выдвинулся на передний план науки и практики такой социальный феномен, как занятия адаптивной физической культурой, а вместе с ними, в качестве неотъемлемой части – создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ОВЗ. Создание психологически комфортной образовательной среды для детей сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в адаптивной физической культуре также крайне важно и потому, что занятия физкультурой в целом всегда подразумевает непрерывное самосовершенствование и тщательную работу над собой, требует значительных психологических и физических усилий для преодоления трудностей и достижения определенных целей, что представляет значительные сложности для детей, имеющих нарушения развития. Психологический комфорт для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма. Обеспечение психологического комфорта детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – одна из важнейших задач педагогического коллектива. Обеспечение психологического комфорта на физкультурном занятии – задача инструктора физкультуры. Работая с детьми с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) данная задача для меня становится еще более важной. Эффективность воспитания и обучения детей с ОВЗ в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников. Систематически используя на занятиях адаптивной физической культуройсюжетно-игровые приёмы, музыкальное оформление, сюрпризные моменты, методы релаксации у ребенка с ОВЗ снижается психоэмоциональное напряжение, создаётся благоприятная предпосылка к сохранению и укреплению здоровья. Неотъемлемой частью физкультурного занятия является использование игр,которые интересны и привлекательны для дошкольников с ОВЗ. Вне игры не может быть достигнуто полноценное развитие ребёнка, без неё нет и не может быть воспитания личности. Подвижные игры оказывают психо-коррекционное, психотерапевтическое, оздоровительное, развивающее воздействие на воспитание и развитие ребёнка, способствуя его гармоничному развитию. Вовлечение в спортивные игры и выполнение физических упражнений обеспечивает дошкольнику с ОВЗ положительный эмоциональный тонус, что является важной предпосылкой здоровья. Радостное настроение продолжает владеть ребёнком и после занятия. Познав радость и получив удовольствие от прошедшего занятия, дети уходят с него с желанием его продолжить. Особое значение для детей с ОВЗ имеет использование на физкультурныхзанятиях музыкального сопровождения. Оно помогает включить ребёнка с ОВЗ в процесс сохранения и укрепления своего здоровья, способствует формированию его активности и заинтересованности в занятиях физической культурой. Под влиянием музыки у детей с ОВЗ развиваются психические процессы. Для обеспечения психологического комфорта детей с ОВЗ необходимо использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые способствуют снижению мышечного и психического напряжения и нормализации эмоционального статуса. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. На занятиях адаптивной физической культурой помимо сюжетно-игровыхприёмов, музыкального оформления, систематически используем элементы психогимнастики, релаксацию, смехо- и сказкотерапию, сюрпризные моменты; так же эмоциональные разрядки, гимнастику (оздоровительная, после сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая), психогимнастику, зрительные паузы, которые способствуют укреплению зрения, являются необходимой составляющей оздоровительного процесса, во всех видах деятельности. Регулярно на физкультурных занятиях используют такую форму, как пальчиковые игры, которые являются эффективным средством повышения мыслительной деятельности, развития познавательных психических процессов. Точечный самомассаж (по А.И. Уманской) используем как элемент психофизической тренировки. Он способствует расслаблению мышц и снятию нервноэмоционального напряжения. В группах создана картотека схем биологическиактивных точек, воспитатель по адаптивной физической культуре знакомит детей с лечебными точками на утренней гимнастике, вовремя НОД. Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
-