Публикации
Дополнительная общеобразовательная программа «3D-мастер»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная программа «3D-мастер»
Автор: Сидельникова Мария Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная программа «3D-мастер»
Автор: Сидельникова Мария Александровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» городского округа Тольятти УТВЕРЖДАЮ:Директор МБОУДО ДТДМ ________________ Л. В. СкрипинскаяПриказ № 185 от 28.08.2015 г.Дополнительная общеОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ программа«3D-мастер»- возраст обучающихся 8-13 лет- срок реализации: 3 года Автор:Сидельникова Мария Александровна,педагог дополнительного образованияРассмотрено на методическом совете,протокол №1 от «25» августа .г. ТольяттиПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВведениеДополнительная общеобразовательная программа «3D-мастер» способствует приобщению учащихся к новейшим техническим достижениям, новым информационным технологиям и повышению уровня информационной культуры посредством творческой и проектной деятельности. Направленность программыДополнительная общеобразовательная программа «3D-мастер» имеет техническую направленность. Программы научно-технической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения учащихся. Новизна программыНовизна дополнительной общеобразовательной программы «3D-мастер» заключается в следующем:- программа интегрированная и построена с использованием межпредметных связей. Она объединяет в себе такие направления деятельности как современные компьютерные технологии, традиционное техническое моделирование и проектная деятельность; - использование в учебном процессе информационно-компьютерных технологий способствует приобретению нового опыта познавательной деятельности;- наличие раздела «Конкурсная деятельность». В рамках программы созданы условия для развития навыков самообразования и самопроектирования, формирования познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы обучающихся, предоставление возможности участия в конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня.Актуальность программыОдним из важных приоритетов дополнительного образования детей согласно «Концепции развития дополнительного образования детей» (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября . №1726-р) является развитие созидательной активности детей. Образовательная программа «3D-мастер» создает благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся, расширяет и дополняет базовые знания, дает возможность удовлетворить интерес в избранном виде деятельности, проявить и реализовать свой творческий потенциал, что делает программу актуальной и востребованной. Программа разработана в соответствии с ФЗ РФ от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ, распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р г «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», приказом Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 об утверждении САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», приложением к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015г. № мо-16-09-01/ 826-ту, что позволяет организовать образовательный процесс с учетом современных требований заказчиков образовательных услуг. Образовательная программа «3D-мастер» расширила спектр услуг предоставляемых учреждением. Актуальность программы «3D-мастер» подтверждается идеями, заложенными в ее концепции, которая позволяет реализовать на практике всестороннее развитие личности учащихся путем введения в мир труда, техники, производства, современных компьютерных технологий, ориентирует на развитие конструкторских умений, подготавливает к сознательному выбору самостоятельной трудовой деятельности. Обоснование актуальности образовательной программы служит использование элементов метапредметного подхода, позволяющего формировать универсальные учебные действия учащихся.Педагогическая целесообразностьПедагогическая целесообразность данной программы обусловлена возможностью долговременного влияния на формирование личности ребенка, предоставление ему широких возможностей для самовыражения средствами компьютерной графики и моделирования. Программа имеет творческо-практическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Содержание программы позволяет формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. Для реализации образовательной программы используются технологии развивающего и проектного обучения, которые обеспечивают выполнение поставленных целей и задач образовательной деятельности. Технология развивающего обучения позволяет ориентировать учебный процесс на потенциальные возможности учащихся и их реализацию, вовлекать учащихся в различные виды деятельности. Метод проектов обеспечивает вариативность учебного процесса с учетом уровня подготовки, интересов учащихся и предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.Цель программыЦелью программы является создание условий для развития интереса учащихся к освоению компьютерных технологий через использование компьютера как инструмента для создания творческих проектов по начальному техническому моделированию.Задачи:Воспитательные (личностные):воспитание личностных качеств: настойчивости, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности и работоспособности; формирование навыков межличностных отношений и навыков сотрудничества; воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, бережное отношение к техническим устройствам, чувство самоуважения и уверенности в своих силах, основанное на результатах своего труда. Развивающие (метапредметные):обучение важнейшим общеучебным умениям и универсальным учебным действиям;обучение различным способам решения проблем творческого и поискового характера для дальнейшего самостоятельного создания способа решения проблемы;развитие образного, технического и аналитического мышления; формирование навыков поисковой творческой деятельности; _формирование умения анализировать поставленные задачи, планировать и применять полученные знания при реализации творческих проектов;формирование навыков использования информационных технологий; Обучающие (предметные): обучение приемам работы в редакторах Paint, Word, PowerPoint, Photoshop, CorelDRAW, Blender, в сети Интернет; формирование и совершенствование навыков работы различными инструментами и материалами; обучение работе с технической литературой. Возраст учащихся Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 8-13 лет. В этом возрасте перестраиваются познавательные процессы детей (мышление, память, восприятие), которые позволяют успешно осваивать научные понятия и оперировать ими, что позволяет в содержании образовательной программы использовать специализированные компьютерные программы. Профессиональной компьютерной графикой, как правило, занимаются дети старшего школьного возраста, студенты, взрослые, и большинство обучающих программ по этой теме рассчитаны, как минимум, на старшеклассников. Учащиеся среднего школьного возраста, имеющие достаточную базовую подготовку, интересуются конструированием, моделированием, созданием дизайна с применением компьютерных технологий, поэтому содержание программы адаптировано к данному возрасту. В группы первого года обучения принимаются все желающие. В группы второго и третьего года обучения могут поступить и вновь прибывшие, после специального тестирования и опроса, при наличии определенного уровня развития и интереса.Срок реализации программы – 3 года.Формы обучения Обучение проводится по очной форме.Формы организации деятельностиОсновными формами организации учебно-воспитательного процесса являются: учебно-практическое занятие, занятие-беседа, видеоурок, занятие-соревнование, творческий конкурс, проектная деятельность, занятие-импровизация. Формы занятий определяются с учетом обучающей, воспитательной и развивающей сторон педагогического процесса. Режим занятийЗанятии по дополнительной образовательной программе проводятся 2 раза в неделю по 2-3 часа (продолжительность учебного часа – 40 минут). Кратность занятий и их продолжительность обосновывается рекомендуемыми нормами САНПИН 2.4.4.3172-14, целью и задачами программы.Ожидаемые результаты Личностные:- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;- определять общие для всех правила поведения;- оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.Метапредметные:Познавательные УУД-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;- проводить анализ учебного материала;- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;- уметь определять уровень усвоения учебного материала.Регулятивные УУД- определять и формулировать цель своей деятельности;- формулировать учебные задачи;- работать по предложенному плану, инструкции;- высказывать свое предположение на основе учебного материала;- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки в характере сделанных ошибок;- осуществлять поиск информации с использованием литературы и сети Интернет.Коммуникативные УУД- слушать и понимать речь других;- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;- формировать собственное мнение и позицию Предметные:Ожидаемые результаты после первого года обучения.Обучающиеся должны знать:названия чертежных инструментов и правила работы с ними; свойства и возможности бумаги как материала для конструирования; правила безопасности труда при работе с компьютером; понятие носители информации; основные правила создания и демонстрации презентаций. Обучающиеся должны уметь:владеть основными приемами работы с бумагой; конструировать по образцу и шаблону; осуществлять поиск информации в сети Интернет конструировать и моделировать в среде редактора Paint, Word; создавать презентации в приложении Microsoft PowerPoint 2013, осуществлять демонстрацию презентации. Ожидаемые результаты после второго года обучения.Обучающиеся должны знать:иметь представление о композиции и цветоведении; правила нанесения размера на чертеж; основные свойства материалов для моделирования; различные способы соединения деталей; правила построения разверток простейших геометрических тел (цилиндр, конус, куб, параллелограмм); иметь представление о возможностях, областях применения, достоинства и недостатки растровой и векторной графики; элементы пользовательского интерфейса: назначение инструментов, панелей и палитр, правила выбора инструмента или команды меню программы Adobe Photoshop, Corel Draw; основные приемы работы в графических редакторах Adobe Photoshop, Corel Draw. Обучающиеся должны уметь:вычерчивать развертки геометрических тел; конструировать при помощи геометрических тел; использовать различные техники создания и обработки изображений, создавать спецэффекты; создавать свои собственные графические объекты, используя возможности профессиональных графических редакторов. Ожидаемые результаты после третьего года обучения.Обучающиеся должны знать: основные этапы проектирования; приемы работы по эскизам и рисункам; основы техники «бумагопластика»; основные принципы работы с 3D объектами; знать и применять технику редактирования 3D объектов; Обучающиеся должны уметь:читать простейшие чертежи; выполнять развертки сложных геометрических фигур; создавать 3D объекты; использовать основные методы моделирования; Критерии и способы определения результативностиВходной мониторинг проводится на первых занятиях при помощи педагогического наблюдения, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий. Это позволяет определить первоначальную подготовку учащихся и внести корректировку в планирование образовательного процесса. Для отслеживания теоретической подготовки применяются опросные методы. Для отслеживания результатов практической деятельности применяется метод наблюдения и индивидуального контроля.Результативность отслеживается методом анализа практических и творческих работ, результатов тестирования, участия в мероприятиях (викторинах, выставках, олимпиадах).Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы По разделам и годам обучения форма подведения итогов – выполнение итоговой творческой работы (презентация проекта), выставка, формирование портфолио творческих работ и достижений (в программе Power Point).На практике реализация программы включает в себя:- презентации работ творческого объединения «3D-мастер»;- подготовку, организацию и проведение ежегодной выставки работ учащихся;- участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня;- вручение благодарственных писем родителям (законным представителям);II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1 год обученияУЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН2 год обученияУЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН3 год обученияIII. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ1 год обученияВведениеЦели и задачи курса. Правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно- гигиенических норм.I. Основы работы на ПК1.1 Техника безопасности. Основные сведения о персональных компьютерах (ПК) и операционных системах. Теоретические занятияИнструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Основные типы современных компьютеров. Структурная схема устройства компьютера. Классификация устройств компьютера по их значению. Понятие об операционной системе. Объекты операционной системы. Операционные системы. Начало и завершение работы.Практические занятия Включение компьютера, начальная загрузка компьютера, работа с клавиатурой и мышью, выключение компьютера. Основы работы на ПК под управлением ОС Windows7 Теоретические занятия Управление мышью. Курсор. Клавиатура. Понятие файловой системы. Работа с проводником. Рабочий стол и его структура. Главное меню «Пуск». «Горячие клавиши».Практические занятия Основные способы работы в Windows с помощью мыши и клавиатуры. Работа с окнами, меню, справочной системой. Работа с клавиатурными тренажерами. Создание и удаление каталогов (папок). Создание и именование файлов. Копирование и перемещение файлов. Удаление файлов. Управление атрибутами файлов.II. Основы конструирования2.1 Вводное занятие.Теоретические занятия Цели и задачи, содержание предмета. Значение техники в жизни людей. Достижения современной науки и техники. Показ готовых поделок. Порядок и план работы объединения. Правила техники безопасности на занятииПрактические занятия Изготовление (из бумаги и картона) поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой обучающихся к занятиям моделированием2.2 . Материалы и инструментыТеоретические занятия Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и применении. О чертёжных инструментах и принадлежностях. Их назначение и правила пользования.Практические занятия Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость2.3 Знакомство с условными обозначениями графических изображенийТеоретические занятия Знакомство с линиями сгиба, линиями разреза, с основными рабочими операциями с бумагой (сгибание, складывание, резание, склеивание). Понятие о симметричных фигурах и деталях плоской формы. Знакомство с шаблоном, приемами работы с ним. Основные ручные инструменты. Первоначальные понятия о разметке, способы разметки деталей на различных материалах. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба или центровая линия, сплошная тонкая. Практические занятия Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц для расписания занятий, списка объединения, часового циферблата, шкалы компаса с обозначением румбов и др.III. Использование пакета прикладных программ, основы работы в интернет3.1. Конструирование в графическом редакторе PaintТеоретические занятия Вызов программы, меню и панель инструментов. Меню «Вид»: линейки и линии сетки. Сохранение выполненной работы в файле. Открытие файла для продолжения работы. Инструменты рисования линий. Инструменты рисования фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение масштаба просмотра. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Копирование. Вставка. Вырезание. Отражение. Повороты. Растяжение. Наклоны. Монтаж рисунка из объектов. Практические занятия Создание компьютерного рисунка. Настройка инструментов. Редактирование компьютерного рисунка. Рисование линий. Настройка толщины линий. Создание стандартных фигур. Построения с помощью клавиши Shift. Действия с фрагментом рисунка. Сборка рисунка из деталей. Деление квадрата, прямоугольника, круга на 2, 4 (и более) равные части с использованием линий сетки. Конструирование из мозаики. Конструирование из кубиков. Выполнение развертки куба, прямоугольника.3.2 Текстовый редактор Microsoft Word 2013.Теоретические занятия Разметка страницы. Ориентация страницы. Размер листа. Меню «Вид»: Линейка, сетка, масштаб. Меню «Вставка»: фигуры. Линии. Толщина линий, виды линий. Фигуры. Меню «Формат». Положение фигуры на листе. Положение фигуры относительно других объектов. Поворот фигуры. Размер фигуры. Положение в тексте. Перемещение объектов. Выделение нескольких объектов. Группировка. Связывание рисунка и документа. Предварительный просмотр.Практические занятия Вызов меню «Вставка»: фигуры. Возможности меню «Фигуры». Работа с графическими объектами: выделение, копирование, вырезание, вставка, перемещение, вращение. Операции с фигурами: группировка, изменение цвета, порядка, положения, размера. Построение фигур с точными параметрами: высота и ширина. Выполнение развертки пирамиды. Выполнение развертки автобуса. Подготовка документа к печати. Печать документа3.3. Создание презентаций в Microsoft PowerPoint 2013.Теоретические занятия Понятие презентации. Структура презентации. Знакомство с интерфейсом Microsoft PowerPoint. Добавление объектов. Цветовое оформление слайдов. Создание фона. Добавление анимации к объектам. Добавление звука. Смена слайдов (меню «Переходы»). Гиперссылка – как элемент мультимедиа. Изменение порядка слайдов. Зацикливание презентации для повторения с различными интервалами. Подготовка презентаций к демонстрации. Правила демонстрации презентаций. Создание портфолио творческих работ.Практические занятия Создание презентации с использованием шаблонов. Форматирование шрифта, настройка анимации. Вставка объектов, надписей в слайд. Создание управляющих кнопок, гиперссылок. Сохранение и подготовка презентации к демонстрации.3.4 Основы работы в сети ИнтернетТеоретические занятия Службы Интернет. Навигация в службе WWW. Браузеры. Просмотр популярных ресурсов Интернет. Сохранение информации из сети Интернет. Принцип работы поисковых систем. Выбор ключевых слов для запроса на поиск информации. Работа с поисковыми системами.Практические занятия Осуществление поиска информации в сети Интернет. Освоение приемов поиска в различных поисковых системах. Поиск и сохранение различной информации. Поиск графических файлов – примеры технических объектов, архитектурных сооружений и т.д. IV. Конструирование4.1 Конструирование поделок методом сгибания бумагиТеоретические занятия Основные рабочие операции в процессе практической работы с бумагой (сгибание, складывание, резание, склеивание и др.). Правила сгибания, складывания, резания. Понятие «эскиз», «чертеж», «выкройка».Практические занятия Изготовление моделей «летающее крыло», простейшего планера и игрушек. Проведение игр и соревнований с поделками. 4.2. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталейТеоретические занятия Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой. Элементы планирования отдельных этапов работы.Практические занятия Изготовление из бумаги (по шаблонам) моделей самолетов, ракет, силуэтных автомобилей. Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – таких как самолёт, парусник. Окраска модели. Игры и соревнования с макетами и моделями.4.3 . Конструирование макетов и моделей из объёмных деталейТеоретические занятия Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм – спичечных коробков; б) из спичечных коробков с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток.Практические занятия Изготовление деталей геометрического конструктора. Сборка объемной конструкции из плоских деталей. Изготовление из плотной бумаги игрушек – сувениров цилиндрической и конусной формы. Выполнение макетов куба, домиков, игрушек с подвижными частями, макетов технических объектов. Изготовление игрушек из готовых форм (машина, подвижная игрушка), цилиндрического танка, макета сельского домика, зайчика. Игры и соревнования с изготовленными моделями.4.4. Работа с наборами готовых деталейТеоретические занятия Создание макетов и моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из набора готовых деревянных деталей. Правила и приёмы работы простым монтажным инструментом. Элементы предварительного планирования с попыткой определения нужной последовательности сборки для создания данного объекта. Работа по образцу, по технической инструкции.Практические занятия Конструирование различных макетов и моделей. Игры с моделями.V. Промежуточная аттестацияВыставкаVI. Конкурсная деятельностьСОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ2 год обученияВведениеВведение. Техника безопасности. Цели и задачи курса. Правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических норм. I. Компьютерная графика1.1 Теоретические основы компьютерной графикиТеоретические занятия Понятие векторной и растровой графики, их сравнения. Параметры растровых и векторных изображений. Растровые графические редакторы. Векторные графические редакторы. Гибридные графические редакторы. Области применения компьютерной графики.Практические занятия Сравнительный анализ растровых и векторных изображений. Создание презентации «Графические редакторы»1.2. Растровый графический редакторТеоретические занятия Интерфейс программы Adobe Photoshop. Инструменты выделения. Кадрирование. Настройка изображения. Работа со слоями. Цветовая коррекция изображения. Создание монтажа. Использование фильтров. Практические занятия Имитация аэрографии развертки автомобиля. Эффект огня. Эффект льда. Лазерная надпись (имитация неонового света) Эффект снега. Металлизированная надпись. Эффект воды. Эффект многоцветной текстуры. Вывод на печать разверток с аэрографией и сборка моделей. Наложение текстур на развертки архитектурных сооружений. Текстура «Дерево». Текстура камень. Текстура «Металл». Текстура «Кирпичи». Текстура «Металл». Текстура «Гранит». Текстура «Мрамор». Вывод на печать разверток с наложенной текстурой и сборка моделей. 1.3 Векторный графический редактор Теоретические занятия Основные приемы работы с простыми объектами Управление окнами документов. Трансформация объектов. Выделение группы объектов. Копирование объектов в пределах одного документа и между разными документами. Построение. Инструменты CorelDraw. Работа с текстом. Шрифт. Заливка. Контуры.Практические занятия Инструменты выделения и рисования. «Докер «Форма». «Докер «Трансформация». «Группировка, комбинирование и формирование объектов». «Привязка объектов». «Создание рисунков». «Создание сложных рисунков». «Использование текста». «Текст как графика». «Заливка текстурой». «Трансформация контуров»II. Дизайн модели2.1 ЦветоведениеТеоретические занятия Цветовые гармонии; родственные сочетания. Знакомство с законами цветоведения, колорита и цветового тона. Введение в основы цветоведения и изучение цветовых гармоний. - Цветовые гармонии; родственно-контрастные сочетания. - Цветовые гармонии; контрастные сочетания.Практические занятия Построение композиционной схемы с учетом данной цветовой гармонии Построение композиционной схемы с учетом данной цветовой гармонии2.2 Основы композиции Теоретические занятия Понятие о композиции в дизайне. Основные средства композиции. Виды композиции. Основные категории композиции.Практические занятия Выполнение построения композиции – органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, симметрия и асимметрия формы, пластичность Построение композиционных схем с выявлением одного или нескольких центров. Умение выделить доминирующие элементы графическими средствами.2.3 Конструкторский дизайнТеоретические занятия Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Практические занятия Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна.III. Конструирование3.1 Графические знания и умения. Теоретические занятия Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.Практические занятия Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.3.2 Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам из альбомовТеоретические занятия Разметка деталей модели по шаблону, как по готовому, так по собственному замыслу. Построение моделей из альбомов для начинающих моделистов.Практические занятия Изготовление из плотной бумаги и картона отдельных деталей модели и её сборка. Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги таких как: конус, цилиндр, купол. Построение выкроек деталей. Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели. Изготовление подставки. Составление презентации модели3.3 Моделирование и конструирование объемных моделей на основе простых геометрических форм. Теоретические занятия Сопоставление форм окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Справочный материал о технических объектах. Выполнение объемных технических моделей по шаблонам. Сборка моделей. Предварительное планирование отдельных этапов работы (подбор деталей, инструментов, определение способов соединения, изготовление дополнительных деталей) Декоративное оформление готовых моделей и игрушек.Практические занятия Изготовление игрушек и моделей технических объектов по шаблонам. Сборка деталей. Соединение различными способами: склеивание внахлест, торцевое склеивание. Декоративное оформление моделей. Проведение игр и соревнований с моделями.IV. Промежуточная аттестацияВыставкаV. Конкурсная деятельностьСОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ3 год обученияВведениеЦели и задачи курса. Правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических норм.I. Основы дизайна1.1. Понятие дизайна. История дизайна.Теоретические занятия Понятие термина «дизайн». Дизайн как вид искусства. Виды дизайна. Общая характеристика.1.2. Основные направления дизайна.Теоретические занятия Дизайн предметной среды (промышленный - дизайн). Графический дизайн.Ландшафтный дизайн. Средовой дизайн. Дизайн-мультимедиа.Практические занятия Поиск в сети Интернет материалов демонстрирующим основные направления дизайна. 1.3. Компьютерные технологии в дизайнеТеоретические занятия Приемы трехмерного компьютерного моделирования и визуализации созданных моделей. Способы обработки полученной визуализации. Практические занятия Поиск в сети Интернет примеров применения компьютерных технологий в дизайне.II. Трехмерная графика2.1. Введение в трёхмерную графику. Пакет для трехмерного моделирования BlenderТеоретические занятия Основные понятия 3-хмерной графики. Элементы интерфейса Blender. Типы окон. Навигация в ЗD-пространстве. Основные функции. Типы объектов. Выделение, перемещение, вращение и масштабирование объектов. Цифровой диалог. Копирование и группировка объектов. Булевы операции.Практические занятия Практикум по назначению и использованию опций главного меню. Тренинг по объектам, группам, связям. Знакомство с концепцией сцен и слоев. Выполнение основных операций с объектами.2.2. Основы моделированияТеоретические занятия Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент деформации. Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и поверхности. Текст. Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности.Практические занятия Управление параметрами примитивов. Редактирование примитивов. Операции с примитивами. Использование модификаторов. Практика проектирования сцен из примитивов. Работа в режиме скульптуры. Работа в режиме свободного рисования. Использование дополнительного инструментария.2.3. Материалы и текстуры объектовТеоретические занятия Общие сведения о текстурировании в 3-хмерной графике. Диффузия. Зеркальное отражение. Материалы в практике. Рамповые шейдеры, многочисленные материалы. Специальные материалы. Карты окружающей среды. Карты смещения. UV-редактор и выбор граней.Практические занятия Добавление материала. Наложение текстур. Создание объекта по точным размерам.2.4 Освещение и камерыТеоретические занятия Типы источников света. Теневой буфер. Объемное освещение. Параметры настройки освещения. Опции и настройки камеры.Практические занятия Лампы и камеры. Добавление света. Настройка освещения.2.5. Основы работы в PepakuraТеоретические занятия Интерфейс программы. Форматы 3D моделей. Автоматическая генерация и развертывание выкройки из данных 3D модели. Подготовка изображения к печати. Экспорт 2D изображения в различные форматы.Практические занятия Открытие файла 3D модели, поддерживаемых форматов. Работа с развернутым 2D изображением (перемещение, поворот, соединение и разъединение выкройки).III. Проектная деятельность3.1. Введение в проектную деятельностьТеоретические занятия Виды проектов. Этапы организации проектной деятельностью. Форма продуктов проектной деятельности. Основные требования к оформлению проекта. Критерии оценивания проекта.Практические занятия Ярмарка идей.3.2. Творческий проектТеоретические занятия Проблема, цель и тема проекта. Утверждение темы проекта, типа проекта, плана проекта. Сбор информации по теме проекта. Подготовка к предзащите проекта. Предзащита проектов.Практические занятия Письменная часть проекта. Подготовка к защите проекта. Подготовка к презентации проектного продукта. Подведение итогов защиты проектов.3.3. Подготовка моделей к выставкеТеоретические занятия Ознакомление с правилами проведения выставок и конкурсов. Критерии оценки работ.Практические занятия Коллективное обсуждение качества выполненных макетов, моделей, технических объектов и игрушек. Устранение недочетов. IV. Конкурсная деятельностьV. Итоговый контроль Защита проекта, выставкаМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ1 год обучения2 год обучения3 год обученияСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБыховский Я.С., Калеников А.В., Могилев А.В., Скородумов В.Е.. Перспективная модель дистанционного образования: телекоммуникационные олимпиады [Текст] / под ред. А.В.Могилева. – М.: "Прожект Хармони, Инк.", 2000 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте[Текст] /Л.С. Выготский - М.: Просвещение ,1991. Горский, В. А. Дополнительное образование[Текст] /В.А. Горский. - М, 2003. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения[Текст] /В.В. Давыдов . - М., Интор, 1996. - 542 с. Ефимова, О. В. Курс компьютерной технологии с основами информатики. / О. В. Ефимова, В. В. Морозов, Н. Д. Угринович. – М.: АБФ, 1999. – 432с Журнал «Моделист-конструктор» 2001-2014. Кругликов Г. И. Основы технического творчества [Текст] /Г.И. Кругликов, М.: Народное образование, 1996. Кузнецов, В. В. Задание к индивидуальному проекту учащихся[Текст] /В.В. Кузнеов. — Томск: Образовательный центр «Школьный университет», 2006. Кузнецов, В. В. Контрольная работа № 1. Методические материалы для проведения контрольной работы [Текст] /В.В. Кузнеов. — Томск: Образовательный центр «Школьный университет», 2006. Кузнецов, В. В. Контрольная работа № 2. Методические материалы для проведения контрольной работы [Текст] /В.В. Кузнеов. — Томск: Образовательный центр «Школьный университет», 2006. Курс компьютерной технологии с основами информатики (учебное пособие для старших классов)/ под ред. О.Ефимовой, В.Морозова, Н.Угринович, Москва 2002 г. Меерович, М. Технология творческого мышления / Марк Меерович, Лариса Шрагина. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 495 с. . Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] /Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001. Семенов, И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности[Текст] /И.Н. Семенов. - М.: МОДЭК, 2000. Угринович, Н. Д. Информатика и информационные технологии [Текст] : учеб. для 10-11 кл. / Н. Д. Угринович. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 512 с Философия творчества: Монография / И.М. Гераимчук К.: ЭКМО, 2006. – 120 с. .Логика воображения : учебное пособие / . – Москва : Народное образование, 2001. – 192 с. Приложение 1КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1 год обученияКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН2 год обученияКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН3 год обученияПриложение 2МОНИТОРИНГрезультатов обучения воспитанников по дополнительной общеобразовательной программе Приложение 3КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИКдополнительной общеобразовательной программы «3D-мастер»Условные обозначения: Промежуточная аттестация Каникулярный период
