Публикации
Конспект урока по русскому языку " Парная согласная в корне слова"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку " Парная согласная в корне слова"
Автор: Гончарова Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку " Парная согласная в корне слова"
Автор: Гончарова Елена Александровна
Конспект урока по русскому языку в 3 аклассе.
(Учебник Зелениной Л.М. Хохловой Т Е.)
учитель МОУ СОШ Патриот с кадетскими классами им Ю. М. Дейнеко
Гончарова Е.А.
Тема: Парные согласные в корне слова.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Деятельностная цель:
Формирование у учащихся умений реализации нового способа действий:
Умения находить слова с парными согласными в корне слова, подбирать проверочные слова с помощью алгоритма.
Содержательная цель:
Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов: парные согласные; сильные и слабые позиции букв.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии;
-умение осуществлять поиск нужной информации;
- находить ответы, используя жизненный опыт и информацию полученную ранее;
- умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации;
Регулятивные УУД:
-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения;
-самостоятельное планирование пути достижения целей;
-умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно;
-умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Коммуникативные УУД:
-умение владеть приёмами монологической и диалогической речи;
-умение договариваться с людьми;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение работать индивидуально, в паре и фронтально;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формировать орфографическую зоркость;
- способствовать развитию умения распознавать слова с парными согласными, которые
необходимо проверять перед написанием;
-способствовать формированию навыка проверки слов с парными согласными;
-способствовать умению применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма;
Личностные УУД
- самооценка и самоопределение;
- внутренняя позиция школьника;
-элементарные навыки сотрудничества;
- ориентация на понимание, сравнение с ранее изученным материалом;
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной
деятельности.
3. Выявление места и причин затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Хочу, потому что могу
- Каждый из вас пришёл в школу с какой-то целью. (чему- то научиться)
- Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: Переверни и прочитай Он с трудом перевернул его и прочёл надпись на другой стороне: Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?
Что по–вашему это значит? (нужно учить новое, не забывая старое)
- Сможете ли вы, открыть новые знания, опираясь на прошедший опыт?
- На какие две большие группы можно разделить звуки русского языка?
(гласные и согласные)
- Что вы можете рассказать о первой группе звуков? (гласные при произношение,
не встречают препятствий, образуют слог)
* З.ма, в.тра, н.сёт, к.рмушка, ин.й, сн.гопа.
_Какой темой можно объединить эти слова? (зима)
-- Запишите в тетради гласные, которые пропущены?(и,е,е,о,е,е)
- Что вы можете рассказать о второй группе звуков? (согласные звуки при произношении встречают препятствия, бывают звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные – непарные)
- Назовите пары по глухости – звонкости. Ж-Ш, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш,З-С,Б-П.
- Какое слово имеет две орфограммы? (снегопад)
-Как проверит парную согласную в корне слова?
Снегопад, снегопады, падать. (выделяем орфограмму, корень)
3.Тема урока: Парные согласные в корне слова.
-Назовите тему нашего урока. ( предположения детей, а затем в учебнике дети читают тему урока, с.111)
-Цель нашего урока?
Цель: Научиться находить слова с парными согласными.
Подбирать проверочные слова.
Построить алгоритм…
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: найти помощников работы
- Что или кто могут помочь найти выход из ситуации?
УЧИТЕЛЬ, УЧЕБНИК, АЛГОРИТМ.
5.Реализация построенного проекта.
Цель: построение алгоритма работы, умение его применять.
а) -Прочитайте текст ( читает ученик, текст в рабочем листе).
Ночью был легкий мороз(2). Выпал первый снег(1). Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки(4). Красив зимний наряд земли!
-Определите тему текста.
-В каком предложении содержится основная мысль текста?
-Как можно озаглавить текст?
-Найдите слова с орфограммой парная согласная в корне слова и подчеркните орфограмму. (проверяем устно, затем два слова записываем: красив, наряд)
-В учебнике на 112 прочитаем правило.
- Можно ли использовать старый алгоритм или необходимо построение
нового? (можно использовать старый, но лишь его дополнить)
1. ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
2. ИЗМЕНИТЬ ФОРМУ СЛОВА
3.ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО
4. ПОСЛЕ СОГЛАСНОЙ СТОЯЛА ГЛАСНАЯ
или (Р Н Л М )
Выполняем синтаксический разбор 4 предложения, разбор по составу- мороз, фонетический разбор слова –снег(3 и 4 звуки)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: проговаривание новых знаний, запись в разных формах.
(Работа в тетради)
*Не тот дру…, кто ме…ком мажет, а тот, кто правду скажет.
- Смысл пословицы.
- Кто попробует правильно прокомментировать?
- У кого возникли трудности?
- Каким правилом пользовались? Как оно звучит?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Работа в группах)
Цель: (каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
1- Разгадайте анаграмму ГРЬЗЯ ОКБЯЗ
- Запиши слово, проверь парную согласную в корне, подбери
проверочное слово.
Грязь, грязный, грязюка, грязи.
Зябко, озябли, озябнуть.
(Смысл слов)
2- Вставь пропущенные буквы.
Трескучий моро…
Собачий холо…
Ни жи…, ни мёрт…
У…ки на маку…ке.
3.Карточка
Распределите и запишите слова в 2 столбика, объясните:
Ястре . ки, скри . ка, шу. ка, улы.ка, ла . ки, ли . кий.
Сколько раз встречается звук [ п ]
4. - Подбери к словам антонимы
ПРАВДА - ЛОЖЬ
ПРИЯТЕЛЬ - ВРАГ
ЖАРА - ХОЛОД
ЧИСТОТА - ГРЯЗЬ
ТРУДНЫЙ - ЛЁГКИЙ
ВОПРОС - ОТВЕТ
ГОРЬКИЙ - СЛАДКИЙ
ЖЁСТКИЙ – МЯГКИЙ
5. К данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните парную согласную.
Загадать - …………………..
Разведать -………………….
Поливать -………………….
Посадить -…………………..
Погрузить -………………....
6.К данным словам подберите синонимы:
-мороз, стужа-….
-люди, публика-…
-команда, распоряжение-…
-печаль, тоска-…
-зов, клич-..
- Молодцы! Вы выполнили работу хорошо.
- Мы с вами можем горы свернуть, а что это означает…(ответы ребят)
- Что помогало в выполнении заданий? (алгоритм)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: повторение нового материала
Карточка Тест.
Подчеркни парные согласные.з, б, к, н, с, ж, ч,
Подчеркни слова с парной согласной.Лошадка, дом, ошибка, луг
Вставь букву:Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
- У кого допущены ошибки? Коррекция.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности ребят.
- Какую цель ставили на уроке?
-Продолжите предложение;
-Я говорю спасибо…
- Кто сегодня доволен собой, поднимите руку.
- Возвращение к словам искателя Зачем ты ищешь нового знания, если
не обращаешь внимания на то, что уже знаешь.
10.Домашнее задание.
1. Составить предложение, в котором есть слово с парным согласным в корне слова.
Учебник с.112- правило, с.115 упр.222
