Публикации Моделирование – это современная образовательная технология в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моделирование – это современная образовательная технология в начальной школе
Автор: Навальнева Александра Ивановна

Моделирование – это современная образовательная технология в начальной школеС 2011 года, когда был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, коренным образом изменились стратегия и тактика, техника и логика реализации идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновление его содержания, форм и методов.Начальная школа - это первоначальный этап формирования учебных действий у детей. На этом этапе целесообразно применять прием моделирования как эффективное средство развития умения и навыков.Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования? Для того чтобы вооружить обучающихся моделированием как способом познания, нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования. Одна из главных задач обучения во всех предметных областях – умение обучающихся работать с моделью, ее преобразование для изучения общих свойств понятий. Модель рождается в совместной деятельности учащихся, а не предлагается в готовом виде. На её основе конструируется способ действий с понятием (алгоритм). В ходе отработки действия внутри способа постепенно сворачиваются, происходит интериоризация (переход действия извне внутрь). Предметное действие (а вместе с ним и понятие) усваивается и становится нашим внутренним достоянием надолго, в отличие от ситуации простого заучивания определённого объёма материала. Это является очень актуальным, поскольку позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения. Систематическая работа по схеме: анализ языкового материала – создание модели – словесное определение понятия – конструирование способа действий с понятием значительно повышает эффективность обучения. Кроме этого, моделирование (как умение производить символическое замещение способов действий) может являться определённым критерием уровня развития учебной деятельности у учащихся. Одна из главных задач обучения во всех предметных областях – умение обучающихся работать с моделью, ее преобразование для изучения общих свойств понятий. Использование технологии моделирования в учебной деятельности Русский язык и литературное чтение. Начиная с 1 класса, ученики учатся составлять простые модели на уроках обучения грамоте (схемы предложений, звуковые схемы, фиксировать первые орфографические задачи), а затем эта работа продолжается и усложняется на уроках русского языка. Моделирование – это современная образовательная технология, которая даёт возможность разнообразить формы и методы обучения, повысить активность обучающихся на уроке, активизировать мыслительную деятельность, создать условия для возникновения положительной мотивации. преодолеть механическое усвоение знаний. Формирование умения младших школьников при работе с моделями будет проходить наиболее эффективно, если учитель систематически и целенаправленно, наряду с другими методами будет использовать приёмы моделирования.При этом необходимо:учитывать возрастные психологические особенности учащихся младших классов;методически грамотно организовывать работу;использовать различные виды моделей на разных этапах урока .Моделирование является распространённым приёмом обучения в начальной школе. Модель позволяет продемонстрировать самое существенное в изучаемых объектах, процессах и явлениях.Моделирование может иметь различные целевые установки:- моделирование по аналогии с опорой на образец;-моделирование, обеспечивающее углубленное понимание и дифференциацию смежных категорий;-моделирование без аналогии с целью повторения и с включением ранее изучаемых грамматических категорий.В связи с активным использованием моделирования на уроках в начальных классах особенно остро встаёт вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении..Сущность наглядного обучения:-образование у детей четкого и ясного представления о предметах и явлениях;-выявление связей между предметами и явлениями;-образование определенного обобщения.Наглядность служит ребёнку способом накопления знаний об окружающем мире и выступает как средство развития способностей и духовных сил ребёнка. Она не является предметом усвоения, а выступает лишь средством усвоения каких- то абстрактных знаний.Особенность моделирования в сопоставлении с наглядностью состоит в том, что, объект изучается не непосредственно, а путём исследования данного объекта. Модель – это схема какого-нибудь объекта или явления Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо признаков. Моделирование - это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Модель создает язык общения, который позволяет выявить сущность объекта.В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагаетсовместные действия учителя и учащихся по построению и изучению моделиисследуемого объекта или явления.Задача учителя – научить школьников построению моделей, изучениюобъектов и явлений с помощью моделирования.В теории и практике моделирование выступает как особая целенаправленнаядеятельность, активизирующая учебный процессИсходя из вышеизложенного, моделирование показывает превосходство перед наглядностью в процессе перехода от чувственной формы знания к понятийному мышлению, от единичного к общему, от конкретного представления к абстрактно- мыслительному. При современном школьном образовании должно быть усовершенствовано и внедрено моделирование, эвристические возможности которого шире, чем у обычной наглядности.
-