Публикации Причины возникновения конфликта в образовательной организации

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Причины возникновения конфликта в образовательной организации
Автор: Шматко Елена Геннадьевна

Причины возникновения конфликта в образовательной организацииКонфликты в образовательном процессе могут быть катализатором в развитии отношений субъектов этого процесса, могут нести регрессивное начало, либо являться показателем созревшего противоречия между целью и задачами образовательного учреждения, средствами их достижения и решения.Пестрота видов, типов, классификаций причин конфликтов требует взвешенных подходов к их диагностике, определению тактики и методики его разрешения. Интуитивно – ситуационное отношение к конфликтам в учреждениях образования приводит, как правило, к авторитарной блокировке проблемы. Ситуация вялотекущих, пролонгированных конфликтов достаточно типична для современной образовательной системы, что не может не влиять как на качество самого учебно – воспитательного процесса, так и на психическое самочувствие его участников.Анализ исследований изучения конфликтогенных факторов образовательного пространства позволяет сделать выводы об их многочисленности и разнообразии: ролевая и позиционная асимметрия; противоречие мотивов и мотиваций; объективные и субъективные причины.Как мы уже говорили в предыдущих лекциях, конфликтность человека определяется его психологическим типом, моделями поведения в противоречивых ситуациях, стилями, целями, иллюзорным или реальным восприятием конфликтной ситуации, стратегиями психологической и этической защиты и т.д.Несмотря на то, что классификацию, структуру и динамику педагогических конфликтов можно рассматривать в категориях общей конфликтологии, тем не менее, специфика и особенности требуют отдельных обсуждений.Далее целесообразно разделить педагогические конфликты по отдельным субъектам образовательного процесса, чтобы полно раскрыть их специфику и особенности.Одной из типичных причин, возникающих противоречий между администрацией и педагогами является нарушение одним из членов коллектива норм трудового сотрудничества и общения. В связи с этим администрация образовательного учреждения должна как можно чётче зафиксировать в официальных документах эти нормы и требования, а также закрепить обычаи и традиции, не требующие обсуждения.Неудовлетворенность педагогов может быть вызвана следующими причинами, способными стать основой для возникновения противоречий:
  • неудовлетворённость педагогов организацией образовательного процесса (составлением нагрузки, расписания, комплектование кабинетов техническими средствами и методическими пособиями и т.д.);
  • неудовлетворённость стилем руководства: например, жёсткая регламентация школьной жизни, оценочно – императивный характер применения требований. Пример неконструктивного руководства рассказали мне педагоги одного из лицея: директор обращалась к ним исключительно по фамилии, это вызывало у них сильное недовольство;
  • отсутствие чёткого разграничения между самой администрацией учреждения и сферой управленческого влияния приводит к «двойному» подчинению педагога, что тоже может вызывать ситуацию повышенной напряжённости;
  • вызывают нервозность у педагогов и незапланированные (неожиданные) формы контроля, если конечно этого не требует дополнительная диагностика конфликтной ситуации;
  • может влиять на психологический комфорт частая смена руководителя или отсутствие опыта руководящей работы директора;
  • о перекладывании на учителя «чужих» обязанностей и недооценке руководителем профессионального опыта и мастерства педагога мы уже говорили в прошлой лекции;
  • претензии администрации к педагогу по поводу: завышенных (заниженных) оценок; предвзятое отношение к ученикам; самовольное увеличение средств и форм проверочного контроля, педагоги рассматривают как «вторжение в их епархию» и часто нервно реагируют на подобные замечания;
  • неадекватная оценка или недооценка руководителем своих действий, стиля руководства;
  • расхождение мнений в личных приоритетах. Педагоги рассматривают показатель профессиональной самореализации как один из важнейших для себя, и часто, вопреки мнению руководства не удовлетворены организацией образовательного процесса.
  • Конфликтологическая компетентность руководителя образовательным учреждением должна заключаться не в умении конфликтовать, а в способности влиять на конфликты, применяя конструктивные методы достигать соглашения и психологически комфортного климата в учреждении.Причины и специфика педагогических конфликтов между педагогамиДеловые (функционально – деловые) формальные и неформальные (эмоционально – личностные) конфликты возникают по различным причинам в сфере образования:
  • здесь камнем преткновения могут быть, как говорилось выше, пренебрежительное отношение молодых педагогов к стажу и опыту старших, и наоборот, утрированная снисходительность и желание поучать - с другой;
  • возникают конфликты на так называемой «межпредметной» почве, на основе сравнений успеваемости по различным предметам отдельного ученика;
  • методические разногласия между учителями, преподающими один и тот же предмет, канонизация собственного опыта;
  • возникают конфликты между учителями начальных классов и среднего, старшего звеньев вследствие отсутствия преемственности в содержании и организации образовательного процесса;
  • как указывают различные источники, конфликт может возникнуть между педагогами, дети которых учатся в этом же заведении. На мой взгляд, в этом случае конфликт переходит в разряд «педагог-родитель», где соединяются и формальный и эмоционально – личностный конфликты;
  • профессиональная деформация и профессиональное выгорание педагогов.
  • Если говорить о специфике педагогических конфликтов, необходимо упомянуть ещё одну особенность, которая косвенно может влиять на психологическую напряжённость – это преимущество женского контингента педагогов, а значит повышенная эмоциональность и смена настроений.Однако многие психологи считают, что женщины и более гибкие в плане выбора методов воздействия и ближе по своей природе к воспитательному процессу. Причины и специфика педагогических конфликтов между педагогами и родителями.В основном разногласия родителей с педагогами происходят по поводу моделей воспитания: методов и средств, чуть реже по поводу качества. Провоцирующие конфликтные действия могут быть и со стороны педагога и со стороны родителя:
  • многие проблемы возникают при недовольстве родителей необъективными (заниженными) оценками знаний;
  • отсутствие интереса к личности учеников;
  • авторитарный стиль и агрессивное отношение к детям со стороны педагога;
  • педагоги высказывают претензии, что родители «завышают» мнение о своём ребёнке, не вникают в суть проблемы и судят поверхностно об учителе;
  • перекладывают всю ответственность за воспитание своих детей на педагога;
  • имеют различные уровни общей и педагогической культуры;
  • наличие разных статусных целей взаимодействия часто бывают причинами разногласий: педагог стремиться утвердить свой профессиональный статус, а родитель - свой статус получателя образовательных услуг;
  • иногда педагога подводит отсутствие профессиональной компетентности: оценка конкретного поступка ребёнка подменяется оценкой личности ученика; публичное обсуждение на родительских собраниях недостатков ребёнка и др.
  • Педагогу необходимо помнить, что, давая оценку ребёнку, он тем самым оценивает родителей, в связи с этим они рассматривают данные замечания как «личные претензии».Наиболее остро дети переживают несправедливые обвинения, когда они становятся «средством» в конфликте между педагогом и родителями.Педагогический конфликт и его разрешение – это явление, учиться которому лучше на чужих ошибках, чтобы свести к минимуму свои. Поэтому познакомьтесь с примером конфликтной ситуации «Староста» в практических заданиях, попробуйте решить их самостоятельно, подбирая конструктивные методы и средства решения.Необходимо также отметить, что родители редко идут на открытую конфронтацию с администрацией школы, детского сада и педагогами, так как боятся переноса конфликта на отношение к их ребёнку.
    -