Публикации ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И ИСКОРЕНЕНИЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И ИСКОРЕНЕНИЕ
Автор: Гуляев Евгений Витальевич

Гуляев Евгений ВитальевичМагистрант факультета правового обеспечения деятельности государственных органов института магистратуры и заочного обучения ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»E – mail: ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И ИСКОРЕНЕНИЕGulyaev Evgeny V.Undergraduate student of the Faculty of Legal Support for the Activities of state Bodies of the Institute of Magistracy and Distance Learning of the Saratov State Law Academy,E – mail: INTERNAL AFFAIRS BODIES AND CORRUPTION PROBLEMS: COUNTERING AND ACCELERATINGАннотация: Предупреждение и пресечение коррупционных деяний представляет с собой важную задачу в рамках противодействия преступности в огромном масштабе. Особое внимание уделяется роли органов внутренних дел, как структуры, максимально приближенной к населению, в реализации антикоррупционной политики государства. В данной работе большее внимание акцентируется на статистическом анализе зарегистрированных коррупционных правонарушений, подчеркивается значение органов внутренних дел (ОВД) в системе противодействия коррупции, раскрываются задачи и полномочия ГУЭБиПК МВД России, в данной сфере. Также особое внимание уделяется мерам и способам, применение которых ОВД может обеспечить результативность и эффективность в борьбе с экономическими преступлениями, в соответствии с действующим законодательством РФ. Ключевые слова: органы внутренних дел, коррупция, противодействие коррупции, ГУЭБиПК, экономическая безопасность.Коррупция, как системная проблема, пронизывает общественнополитическую структуру Российской Федерации, равно как и многих других государств, с момента их институционализации. Несмотря на предпринимаемые меры, она сохраняет свою остроту и требует комплексного, многоаспектного подхода к минимизации ее деструктивного влияния. Следствием данных обстоятельств является нерациональное использование государственных финансовых ресурсов, что негативно отражается на благосостоянии населения. Это приводит к дезорганизации работы правительственных и региональных структур, а также органов местного самоуправления. Наблюдается тенденция к увеличению преступности и формированию убеждению о вседозволенности. В целях как указанных, так и иных существенных результатов коррупционных действий, Российская Федерация предпринимает активное усилия по противодействию данному явлению. В частности, работа федеральных органов исполнительной власти ориентирована на обнаружение признаков коррупции и дальнейшее пресечение коррупционных правонарушений.В соответствии с Указом Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ» (п.25) [1], борьба с коррупцией определена как национальный интерес государства, а обеспечение экономической безопасности признанно национальным приоритетом. Исходя из этого, в настоящее время первостепенной задачей всех компетентных государственных структур является активное противодействие коррупционным проявлениям. В контексте обеспечения экономической безопасности, органы и подразделения внутренних дел играют одну из ключевых ролей, выступая в качестве важного субъекта в данной сфере. На них возлагается ответственность за выявление, пресечение и расследование преступлений коррупционной направленности, а также за обеспечение защиты экономических интересов государства и общества от преступных посягательств. Эффективная работа органов внутренних дел в этой области имеет решающее значение для укрепления национальной безопасности и устойчивого развития страны.В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации органы внутренних дел (далееОВД) занимают важное место, являясь составной частью единой структуры, включающей в себя полицию. Значимость участия ОВД в борьбе с коррупционными проявлениями сложно переоценить, поскольку их роль носит определяющий характер в обеспечении законности и правопорядка. Так за 6 месяцев 2024 года выявлено 10251 коррупционных преступлений, это считается самым высоким показателем за последние 13 лет, следует из статистики Генпрокуратуры. В сопоставимом временном интервале 2023 года было учтено 9917 коррупционных преступлений, а в 2022 году число таких преступлений достигло 9880. Анализ демонстрирует последовательное увеличение количества коррупционных преступлений, начиная с 2021 года, когда было зафиксировано 8792 преступлений [2].В структуре органов внутренних дел особое место занимает Центральный аппарат МВД, в состав которого входит Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Данное подразделение играет первостепенную роль в системе мер, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями, и обеспечивает значительный вклад в решении возложенных на него задач: [4]
  • Оперативно розыскные;
  • Действия, направленные на предупреждение и профилактику, в качестве ответной реакции на информацию о коррупционных правонарушениях, поступающую к сотрудникам правоохранительных органов;
  • Организационнометодическое обеспечение включают в себя: выявление ключевых направлений работы и налаживания взаимодействия между региональными подразделениями МВД России и структурами центрального аппарата МВД в области борьбы с коррупционными правонарушениями.
  • С целью обеспечения эффективного надзора и оперативного реагирования на факты нарушения правовых норм, работники ОВД, ЭБиПК, наделены широкими полномочиями, они охватывают как применение разнообразных методов оперативнорозыскной работы, так и налаживание партнерских отношений с государственными структурами, общественными организациями, различными учреждениями и отдельными гражданами. В связи с этим ОВД стремятся к поддержанию активного взаимодействия с другими участниками антикоррупционной деятельности, и наоборот, приветствуют сотрудничество с их стороны.В Российской Федерации правительство постоянно совершенствует антикоррупционное законодательство, расширяя круг лиц, ответственных за борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции. Тем не менее, несмотря на сотрудничество различных ветвей власти, коррупция остается серьезной проблемой в стране, и только ОВД не могут справится с этой задачей так в нынешнем виде. В контексте борьбы с экономическими преступлениями, органы внутренних дел, играющие ключевую роль в их выявлении и раскрытии, должны проявлять повышенное внимание к профилактике коррупции. Основная цель таких профилактических мер заключается в преобразовании деструктивных поведенческих моделей индивида в социально приемлемые, а также в предотвращении совершения преступлений, особенно экономического характера [5].Самое продуктивное и действенное противодействие коррупции достигается посредством сотрудничества органов внутренних дел с гражданским обществом и населением на муниципальном уровне. На муниципальном уровне рекомендуется задействовать потенциал учебных заведений для организации информационнопросветительской работы со старшеклассниками, их семьями, а также учащимися в средних специальных и высших учебных заведений [6]. Опираясь на вышеизложенное, укрепление структур гражданского и парламентского надзора за исполнением российского антикоррупционного законодательства, в соответствии с Федеральным законом [7], могло бы существенно повысить эффективность предупреждения коррупционных правонарушений. Однако, это возможно только при условии строгого соблюдения принципов законности данными институтами. Открытость и гласность в работе сотрудников органов внутренних дел имеют ключевое значение в противодействии коррупционным проявлениям. Регулярное взаимодействие с медиа, освещение фактов коррупции и их широкое распространение в обществе способствуют повышению осведомленности граждан об этой проблеме. Помимо этого, такая практика может сыграть важную роль в правовом просвещении населения, особенно среди тех, кто обладает недостаточными знаниями в области юриспруденции.В заключении следует подчеркнуть, что на органы внутренних дел ложится значительная нагрузка, особенно когда приоритет отдается борьбе с коррупционными преступлениями и обеспечению экономической безопасности. Вместе с тем, применяемые стратегии профилактики и предотвращения коррупции часто оказываются труднореализуемыми и недостаточно действенными, что негативно сказывается на работе органов исполнительной власти. Первостепенной задачей является следование ключевым установкам борьбы с коррупцией зафиксированным в статье 3 Федерального Закона «О противодействии коррупции» [7]. Реализация данных установок, а также понимание гражданами и организациями неизбежности уголовного, административного, гражданского и дисциплинарного наказания за коррупционные действия, создаст условия для сведения экономических преступлений к минимуму или их полного искоренения в будущем.Список использованной литературы
  • Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Собрание законодательства РФ №27 от 05.07.2021 ст.5351
  • Статистика по коррупции в России 2024 год. URL: (дата обращения 01.06.2025)
  • Краткая чарактеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - июль 2024 года. URL: (дата обращения 31.05.2025)
  • Организация противодействия коррупции: учебное пособие / В. Ф. Цепелев, Н. Э. Мартыненко, Я. Г. Ищукдр.]; Министерство внутреннич дел Российской Федерации, Академия управления МВД России. - Москва: Акад. упр. МВД России, 2020. – 98
  • Борин Б.В. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений/ Б. В. Борин, Я. Г. Ищук // Пробелы в российском законодательстве. 2017. N 3. С. 381–386. URL: (дата обращения 02.06.2025)
  • Ильичев И.Е. МВД России в системе противодействия коррупции. URL: (дата обращения 30.05.2025)
  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Собрание законодательства РФ № 52 от 29.12.2008 ст. 6228
  • -