Публикации Рабочая программа по Обществознанию

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по Обществознанию
Автор: Румянцева Наталья Николаевна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления
(ГБПОУ ГТМАУ)
Рабочая ПРОГРАММа учебноГО ПРЕДМЕТА
ОП.б. 04 Обществознание
для специальности СПО:
08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
1 курс
2024 г.
Рабочая программа учебного предмета ОП.б. 04 Обществознание
разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования).
С учётом:
ФГОС СПО по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 68 (прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 13.08.2014 N 1003 прекращен 01.09.2018)
Федеральной образовательной программы среднего общего образования от 23 ноября 2022 г. №1014
рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования от 01.03.2023 №05-592
методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам (распоряжение Минпросвещения России от 25.08.2021 г. № Р-198)
концепции преподавания общеобразовательных дисциплин (распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 г. № 98-Р)
рабочей программы воспитания по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
примерной рабочей программой учебного предмета Обществознание для профессиональных образовательных организаций, Москва, ИРПО 2022
Организация - разработчик: ГБПОУ ГТМАУ
Составитель: Н.Н. Румянцева, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ГТМАУ
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол № 10 от 16 мая 2024 г.
Председатель цикловой комиссии ___________________ Е.Д. Цой
Утверждена и рекомендована к применению методическим советом ГБПОУ ГТМАУ
Протокол № 4 от 16 мая 2024 г.
Председатель методического совета __________________ М.Н. Дядюк
Рецензия
на рабочую программу учебного предмета ОП.б. 04 Обществознание,
разработана Н.Н. Румянцевой (преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ГТМАУ)
Рабочая программа учебного предмета ОП.б. 04 Обществознание разработана в соответствии с требованиями: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования). С учётом: ФГОС СПО по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 68 (прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 13.08.2014 N 1003 прекращен 01.09.2018); Федеральной образовательной программы среднего общего образования от 23 ноября 2022 г. №1014; рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования от 01.03.2023 №05-592; методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам (распоряжение Минпросвещения России от 25.08.2021 г. № Р-198); концепции преподавания общеобразовательных дисциплин (распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 г. № 98-Р), рабочей программы воспитания по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения примерной рабочей программой учебного предмета Обществознание для профессиональных образовательных организаций, Москва, ИРПО 2022.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении образовательной организацией функции интеграции молодежи в современное общество и обеспечивает условия для формирования российской гражданской идентичности, традиционных ценностей многонационального российского народа, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и общества. Изучение учебного предмета Обществознание, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Программа учебного предмета рассчитана на 72 часа, формой контроля является дифференцированный зачет. Может использоваться, для реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Рецензент:________________________________Л.Р. Багдасарьян преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ГТМАУ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы учебного предмета
5
2. Структура и содержание учебного предмета
26
3. Условия реализации учебного предмета
38
4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
39
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета
ОП.б. 04 Обществознание
Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы:
Учебный предмет ОП.б. 04 Обществознание является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии ФГОС по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
1.2. Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета:
1.2.1. Цели и задачи учебного предмета:
Основной целью изучения Обществознания в организациях среднего профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения Обществознания с учётом преемственности с основной школой являются:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно- познавательных, исследовательских и жизненных задач;
совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования;
становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему самоопределению.
Содержание программы учебного предмета Обществознание направлено на достижение следующих целей:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных позиций и приоритетов, выработка правового сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
развитие способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества, адекватной современному уровню научных знаний и позволяющей реализовать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейно-бытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен знать:
об (о) обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и социальных институтов; общественных потребностях и общественных отношениях; социальной динамике и ее формах; особенностях процесса цифровизации и влияния массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, тенденциях развития Российской Федерации; человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности и ее этапах в современных условиях; деятельности и ее структуре; сознании, самосознании и социальном поведении; познании мира; истине и ее критериях; формах и методах мышления; особенностях профессиональной деятельности в области науки; об (о) историческом и этническом многообразии культур, связи духовной и материальной культуры, особенностях профессиональной деятельности в области науки и культуры; об (о) экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политике поддержки малого бизнеса и предпринимательства, конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, механизмах принятия бюджетных решений; особенностях профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах;
о социальной структуре общества, критериях социальной стратификации; формах и факторах социальной мобильности в современном обществе, о семье как социальном институте, возрастании роли семейных ценностей; направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе в области поддержки семьи; о структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти; о (об) праве как социальном регуляторе, системе права и законодательстве Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных правовых отношений; экологическом;
иметь представления о методах изучения социальных явлений и процессов в социальных науках, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование, метод моделирования и сравнительно-исторический метод;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства на примерах из разделов Человек в обществе, Духовная культура, Экономическая жизнь общества, Социальная сфера, Политическая сфера, Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации;
определять смысл, различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, в том числе достижений российской науки и искусства, направлений научно-технологического развития Российской Федерации, при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний, включая понятия: общество и его типы, социальный институт, общественный прогресс, деятельность, социальные интересы, глобализация, личность, социализация, истина, мышление, духовная культура, духовные ценности, народная культура, массовая культура, элитарная культура, ценности и идеалы, образование, наука, искусство, религия, мораль, мировоззрение, экономическая система, экономический рост, экономический цикл, ограниченность ресурсов, общественные блага, валовой внутренний продукт, факторы долгосрочного экономического роста; механизмы государственного регулирования экономики, международное разделение труда; определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: общество, личность, свобода, культура, экономика, собственность; классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев используемые в социальных науках понятия и термины, отражающие явления и процессы социальной действительности, в том числе: виды и формы деятельности; формы познания, культуры; виды знания, науки, религий; виды и уровни образования в Российской Федерации; виды налоговых систем, издержек производства, безработицы, финансовых услуг; типы и виды рыночных структур; факторы производства; источники финансирования предприятий:
устанавливать, выявлять, объяснять и конкретизировать примерами причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи подсистем и элементов общества; материальной и духовной культуры; уровней и методов научного познания; мышления и деятельности; общественного и индивидуального сознания; чувственного и рационального познания; народной, массовой и элитарной культуры; экономической деятельности и проблем устойчивого развития; макроэкономических показателей и качества жизни; спроса и предложения; характеризовать причины и последствия преобразований в духовной, экономической сферах жизни российского общества; противоречивого характера общественного прогресса; глобализации; культурного многообразия современного общества; возрастания роли науки в современном обществе; инфляции, безработицы; функции образования, науки, религии как социальных институтов; морали; искусства; экономические функции государства; Центрального банка Российской Федерации; налоговой системы Российской Федерации; предпринимательства; отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках:
применять знания, полученные при изучении разделов Человек в обществе, Духовная культура, Экономическая жизнь общества, Социальная сфера, Политическая сфера, Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации для анализа социальной информации о многообразии путей и форм общественного развития, российском обществе, об угрозах и вызовах развития в XXI в., о развитии духовной культуры, о проблемах и современных тенденциях, направлениях и механизмах экономического развития, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении разделов Человек в обществе, Духовная культура, Экономическая жизнь общества Социальная сфера, Политическая сфера, Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации;
осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на полученные знания об обществе, о его духовной культуре и экономической жизни, о человеке, его познавательной деятельности и творческой активности, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты. 18 Федеральная рабочая программа среднего общего образования;
использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции, осознания значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач при изучении разделов Человек в обществе, Духовная культура, Экономическая жизнь общества Социальная сфера, Политическая сфера, Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации ;
формулировать, основываясь на социальных ценностях и приобретенных знаниях о человеке в обществе, духовной культуре, об экономической жизни общества, собственные суждения и аргументы по проблемам влияния социокультурных факторов на формирование личности; противоречивых последствий глобализации; соотношения свободы и необходимости в деятельности человека; значения культурных ценностей и норм в жизни общества, в духовном развитии личности; роли государства в экономике; путей достижения экономического роста; взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности; конкретизировать теоретические положения, в том числе о (об) типах общества; многообразии путей и форм общественного развития; человеке как результате биологической и социокультурной эволюции; многообразии видов деятельности и ее мотивации; этапах социализации; особенностях научного познания в социально-гуманитарных науках; духовных ценностях; субкультуре и контркультуре; диалоге культур; категориях морали; возможностях самовоспитания; особенностях образования и науки в современном обществе; свободе совести; значении поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации; многообразии функций искусства; достижениях современного российского искусства; использовании мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; выборе способов рационального экономического поведения людей, особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке труда, фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта;
применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами, в том числе находить, анализировать и использовать информацию для принятия ответственных решений по достижению финансовых целей и управлению личными финансами при реализации прав и обязанностей потребителя финансовых услуг с учетом основных способов снижения рисков и правил личной финансовой безопасности;
оценивать социальную информацию по проблемам развития современного общества, общественного и индивидуального сознания, потребностей и интересов личности, научного познания в социально-гуманитарных науках, духовной культуры, экономической жизни общества, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации; соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных (модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм;
самостоятельно оценивать практические ситуации и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения ценностей, социальных норм, включая нормы морали и права, экономической рациональности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании.
1.2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
В рамках программы учебного предмета ОП.б. 04 Обществознание обучающимися осваиваются общие (личностные и метапредметные) и дисциплинарные (предметные) результаты в соответствии с ФГОС СОО.
Особое значение учебный предмет имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ПК 1.1. Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления.
1.2.2.Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.
Общие компетенции
Планируемые результаты обучения
Общие
Дисциплинарные
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
-вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
-развивать креативное мышление при решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
-владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
-выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
-анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
-уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
-выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и социальной практике
сформировать знания об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовах современности; перспективах развития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях профессиональной
деятельности в области науки, культуры, экономической и
финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
- системе права и законодательства Российской
Федерации;
-владение базовым понятийным аппаратом социальных
наук, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний;
-владение умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; владение умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения;
-сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
-умение определять связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
-способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально- нравственные нормы и ценности;
-осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
-ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация:
-самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
-самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
-давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
-уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
-эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
-социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты
сформировать знания об (о):
-особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
-отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации;
-владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;
-готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ПК1.1. Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления
-готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
-принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;
-координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
-осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей:
-принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
-признавать свое право и право других людей на ошибки;
-развивать способность понимать мир с позиции другого человека
использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно- коммуникационных технологий в решении различных задач
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а)общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств
владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;
владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
глобальных проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии ее
видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений;
системе права и законодательства Российской Федерации;
2) уметь характеризовать российские духовно- нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры
России и традиций народов России, общественной
стабильности и целостности государства;
3)владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний;
4)владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства;
5)связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование;
6)владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения;
7)владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;
8)использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения
типичных социальных ролей, реализации прав и
осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно- коммуникационных технологий в решении различных задач;
9)владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;
10)готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства;
11)сформировать навыки оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
12)владеть умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
-планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
-умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
-расширение опыта деятельности экологической направленности;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности
- конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению
правил здорового образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского обществ
ОК 10. Пользоваться
профессиональной документациейна государственноми иностранном языках
-наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
В области ценности научного познания:
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
-совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
-осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
владеть умениями применять полученные знания прианализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации;
Личностные результаты
Коды
Планируемые результаты освоения дисциплины включают
ЛР 01
- формирование гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма ксенофобии,
- дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной деятельности;
ЛР 02
- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
- идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
ЛР 03
- осознание духовных ценностей российского народа;
- формирование нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
ЛР 04
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление проявлять качества творческой личности;
ЛР 05
- формирование здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
ЛР 06
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
- мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни;
ЛР 07
- формирование экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической направленности;
ЛР 08
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка
социально-экономической и политической коммуникации;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной нагрузки, в т.ч. практической подготовки
72
Основное содержание
48
в том числе:
теоретическое обучение
38
лабораторные и/или практические занятия
10
самостоятельная работа
0
Профессионально ориентированное содержание
24
в том числе:
теоретическое обучение
12
лабораторные и/или практические занятия
12
Консультации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОП.б. 04 Обществознание
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия
Объем часов
Формируемые компетенции
1
2
3
4
Раздел 1. Человек в обществе
10 (6/2/2)
Тема 1.1. Биосоциальная природа человека и его деятельность
Основное содержание учебного материала
4
ОК 01
ОК 05
ЛР 08
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
2
В том числе практических занятий
2
Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Выбор профессии.
Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности Монтажа и эксплуатации оборудования и систем газоснабжения. Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
1
1
Тема 1.2. Общество и общественные отношения. Развитие общества
Основное содержание учебного материала
4
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ЛР 01
В том числе практических занятий
2
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Перспективы развития Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения в информационном обществе. Направления цифровизации в профессиональной деятельности Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. Роль науки в решении глобальных проблем
1
1
Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание
Основное содержание учебного материала
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ЛР 08
В том числе практических занятий
2
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально- гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках
Профессионально ориентированное содержание
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной деятельности Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
1
1
Раздел 2. Духовная культура
8 (4/2/2)
Тема 2.1.
Духовная культура личности и общества
Основное содержание учебного материала
2
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ЛР 01-03
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная
и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
1
Профессионально ориентированное содержание
1
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Тема 2.2.
Наука и образование в современном мире
Основное содержание учебного материала
2
В том числе практических занятий
2
ОК 02
ОК 03
ЛР 04-05
ЛР 07-08
ПК 1.1
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Система российского образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы
1
Профессионально ориентированное содержание
1
Профессиональное образование в сфере Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. Роль и значение непрерывности образования
Тема 2.3.
Религия
Основное содержание учебного материала
2
ОК 05
ОК 06
ЛР 04
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.
2
Тема 2.4.
Искусство
Основное содержание учебного материала
2
ОК 01
ОК 05
ЛР 03-04
В том числе практических занятий
2
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения современного российского искусства
1
Профессионально ориентированное содержание
1
Образ специальности Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
16 (10/2/4)
Тема 3.1.
Экономика - основа жизнедеятельности общества
Основное содержание учебного материала
2
ОК 02
ОК 07
ЛР 06
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
1
Профессионально ориентированное содержание
1
Особенности разделения труда и специализации в сфере Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Тема 3.2.
Основное содержание учебного материала
4
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые институты
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия
2
ОК 01
ОК 03
ОК 10
ЛР 06
В том числе практических занятий
2
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты
Тема 3.3.
Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя
Основное содержание учебного материала
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ЛР 06
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональноеэкономическоеповедение. Экономическаясвободаисоциальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества
2
В том числе практических занятий
2
Профессионально ориентированное содержание
2
Спрос на труд и его факторы в сфере Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. Стратегия поведения при поиске работы. Возможности Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения профессиональной переподготовки
Тема 3.4.
Предприятие в экономике
Основное содержание учебного материала
2
ОК 01
ОК 03
ЛР 06
В том числе практических занятий
2
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность в сфере Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. Основы менеджмента и маркетинга в сфере Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
1
1
Тема 3.5.
Экономика и государство
Основное содержание учебного материала
2
ОК 01
ОК 10
ЛР 06
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации
2
Тема 3.6.
Основные тенденции развития экономики России и международная экономика
Основное содержание учебного материала
2
ОК 06
ОК 10
ЛР 06
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и
услуг. Выгодыи убытки от участия в международной торговле.Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание
Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации в сфере Монтажа и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. Собственное производство как средство устойчивого развития государства
1
1
Раздел 4. Социальная сфера
8 (4/2/2)
Тема 4.1.
Социальная структура общества. Положение личности в обществе
Основное содержание учебного материала
2
ОК 01
ОК 05
ЛР 05
Социальные общности,группы,ихтипы. Социальная стратификация,ее критерии.
Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе
Профессионально ориентированное содержание
Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста
1
1
Тема 4.2.
Семья в современном мире
Основное содержание учебного материала
2
ОК 05
ОК 06
ЛР 03
В том числе практических занятий
2
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Тема 4.3.
Этнические общности и нации
Основное содержание учебного материала
2
ОК 05
ОК 06
ЛР 02-03
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации
Тема 4.4.
Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения
Основное содержание учебного материала
2
ОК 04
ОК 05
ЛР 06
В том числе практических занятий
2
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога
Профессионально ориентированное содержание
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
1
1
Раздел 5. Политическая сфера
8 (6/0/2)
Тема 5.1.
Политикаивласть. Политическая система
Основное содержание учебного материала
4
ОК 05
ОК 06
ЛР 01-02
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного
(территориального) устройства, политический режим Типология форм государства
2
В том числе практических занятий
2
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
2
Тема 5.2.
Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники
Основное содержание учебного материала
4
ОК 03
ОК 04
ЛР 01-02
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
2
В том числе практических занятий
2
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в современной политической коммуникации
Профессионально ориентированное содержание
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника
1
1
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
20 (14/2/8)
Тема 6.1.
Право в системе социальных норм
Основное содержание учебного материала
4
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации
3
ОК 01
ОК 05
ОК 10
Профессионально ориентированное содержание
1
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности
Тема 6.2.
Основы конституционного права Российской Федерации
Основное содержание учебного материала
2
ОК 02
ОК 06
ОК 07
ЛР 01-02
В том числе практических занятий
2
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
1
Профессионально ориентированное содержание
1
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в
организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
Тема 6.3.
Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношении
Основное содержание учебного материала
6
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 01-02
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
2
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников
Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации. Порядок приема на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
2
В том числе практических занятий
2
Профессионально ориентированное содержание
2
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность регулирования трудовых отношений в сфере Ветеринарии
2
Тема 6.4.
Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство
Основное содержание учебного материала
4
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
2
ОК 02
ОК 06
ОК 10
ЛР 01-02
В том числе практических занятий
2
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений, регулируемыхзаконодательством оналогахисборах.Праваиобязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения
2
Тема 6.5.
Основы процессуального права
Основное содержание учебного материала
4
ОК 02
ОК 05
ОК 10
ЛР 01-02
Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса
2
В том числе практических занятий
2
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса.
Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
Всего
72
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Для реализации программы учебного предмета должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Для реализации программы общеобразовательной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Для реализации программы общеобразовательной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет Истории и обществознания
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий Обществознание.
Технические средства обучения:
компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
- видеофильмы;
- электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. Обществознание. Базовый уровень. 10 класс. -М.: Просвещение, 2022.
2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. Обществознание. Базовый уровень. 11 класс.-М.: Просвещение, 2022.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2017
2. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2017
3. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2017
4. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2017
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная компетенции
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятия
Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01
ОК 05
Тема 1.1. Общество и общественные
отношения. Развитие общества
Познавательные задания
Вопросы проблемного характера
Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 1.2.
Биосоциальная природа человека и его деятельность
Устный опрос Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 1.3.
Познавательная деятельность человека.
Научное познание
Устный опрос Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Познавательные задания Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
Раздел 2. Духовная культура
ОК 03
ОК 05
ОК 06
Тема 2.1.
Духовная культура личности и общества
Познавательные задания
Вопросы проблемного характера
Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 03
ПК 1.1.
Тема 2.2.
Наука и образование в современном мире
Устный опрос Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 05
ОК 06
Тема 2.3. Религия
Устный опрос Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 05
Тема 2.4. Искусство
Устный опрос Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02
ОК 07
Тема 3.1.
Экономика - основа жизнедеятельности общества
Устный опрос Познавательные задания
Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 03
ОК 09
Тема 3.2.
Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты
Устный опрос Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 02
ОК 03
Тема 3.3.
Рынок труда и безработица.
Рациональное поведение потребителя
Устный опрос Познавательные задания
Задания- задачи
Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике
Проектные задания Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 03
Тема 3.4.
Предприятие в экономике
Устный опрос Познавательные задания
Задания - задачи
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Проектные задания Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 09
Тема 3.5.
Экономика и государство
Устный опрос Познавательные задания
Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 06
ОК 09
Тема 3.6.
Основные тенденции развития экономики России и международная экономика
Познавательные задания
Вопросы проблемного характера
Работа с документами, содержащими социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера
ОК 01
ОК 05
Тема 4.1.
Социальная структура общества. Положение личности в обществе
Устный опрос Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 05
ОК 06
Тема 4.2.
Семья в современном мире
Устный опрос Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 05
ОК 06
Тема 4.3.
Этнические общности и нации
Устный опрос Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 04
ОК 05
Тема 4.4.
Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения
Устный опрос Познавательные задания
Задания- задачи
Проектные задания
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера
ОК 05
ОК 06
Тема 5.1.
Политика и власть. Политическая система
Устный опрос Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 03
ОК 04
Тема 5.2.
Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники
Устный опрос Познавательные задания
Задания- задачи
Задания к документам, содержащим социальную информацию
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09
Тема 6.1.
Право в системе социальных норм
Устный опрос Познавательные задания
Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 06
ОК 07
Тема 6.2.
Основы конституционного права Российской Федерации
Устный опрос Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 05
ОК 06
Тема 6.3.
Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений
Устный опрос Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 06
ОК 09
Тема 6.4.
Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений.
Экологическое законодательство
Устный опрос Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 05
ОК 09
Тема 6.5.
Отрасли процессуального права
Устный опрос Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09
Выполнение заданий промежуточной аттестации
HYPER13PAGE HYPER15
2
44
-