Публикации
ДИАЛЕКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДИАЛЕКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Чумакова Любовь Валентиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДИАЛЕКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Чумакова Любовь Валентиновна
УДК 37.013 ДИАЛЕКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л. В. Чумакова МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 4»e-mail: chumakovalyubov@mail.ruАннотация: в статье рассмотрены этапы развития воспитательного процесса и задач в дошкольном образовании за последние 50 лет. Ключевые слова: воспитание; воспитательные задачи; процесс; дошкольное образование; дошкольники; программа. Так что же такое воспитание? Кто только не рассуждал о значении данного термина, не пытался раскрыть суть его содержания и не формулировал толкование словами известных педагогов и психологов. Попробуем разобраться и мы. Несомненно, воспитание – это некий процесс воздействия на человека, как на ребенка, так и взрослого, с целью привить ему какие-то моральные качества. Следует отметить, что в разные времена к воспитанию и его методам относились по-разному, кроме того, в культурах разных народов требования к воспитанию неодинаковы. Но как бы не менялись времена и нравы, воспитание всегда было неразрывно связано с образованием и начиналось уже в дошкольном детстве. [1]Воспитание как процесс не стоит на месте, постоянно претерпевает изменения. Попытаемся разобраться, какие же изменения произошли в системе дошкольного образования и воспитания за последние 50 лет. Если рассмотреть времена СССР, которые многие критикуют, то можно выделить несколько характерных черт: воспитание неразрывно связано со всеми видами деятельности дошкольника, процессы воспитания чётко регламентированы, нацелены на воспитание сплоченного детского коллектива, как ячейки общества, где все равны и ко всем предъявляются одинаковые требования. Такая система воспитания имела свои плюсы и минусы. Итак, по нашему мнению, главным качеством можно считать чёткую регламентацию, то есть воспитателю детского сада не надо было что-то выдумывать и изобретать, он просто выполнял свою работу на основе общей для всех детских садов программы, изданной в 1962 году. Данная «Программа воспитания и обучения в детском саду», в течение последующих 30 лет переиздавалась 9 раз и, по ней было успешно подготовлено к школе целое поколение детей. Причем важно отметить, что дети как отдаленного села, так и крупного города имели одинаковые возможности в получении дошкольного образования и воспитания. Уже с раннего детства все дошкольники приучались к труду в виде дежурств и поручений на прогулочных площадках, мини-огородиках, в живых уголках, обеденных зонах, при подготовке и организации стандартных для всех детских садов занятий: музыка, лепка, развитие речи, математика, рисование, аппликация, физкультура. [3]Однако в годы перестройки стали критиковать эту программу, считая, что она совсем не учитывает индивидуальные возможности ребёнка, подавляет естественную любознательность дошкольников, приводит к формализму, неизбежно ограничивает возможности для педагогического творчества. Поэтому в 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) с отменой использовать учебно-дисциплинарную модель. Идея воспитания становится ведущей и направленна на развитие индивидуальности, самобытности личности, а вот требования воспитания идейности, патриотизма, трудолюбия теперь отсутствовали. [2]Воспитатели детских садов аккуратно спрятали методические пособия советских времен, убрали с полок книги про В.И.Ленина, Чапаева, «первомай» и «пятилетки», перестали планировать коллективный труд в группе и на прогулочных площадках. На первый план вышли задачи по развитию творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости ребёнка. Воспитание, как бы, ушло на второй план и отделилось от обучения и развития. Теперь на титульных листах конспектов занятий в детском саду вместо трёх классических задач появилась одна - образовательная. С 1989 года по 2009 год педагоги детских садов проявляли высокую творческую активность и составляли собственные программы развития и обучения дошкольников. Про воспитательные задачи развития дошкольников в детском саду в эти года и не вспоминали. Стали обращать внимание на иностранные модели дошкольного образования, внедрять и пропагандировать инновационные технологии развития и обучения дошкольников. Министерство образования разработало целый ряд рекомендаций, приказов, нормативных документов в эти годы с целью правильно организовать дошкольное образование и как-то структурировать многочисленные программы дошкольного образования. С 1 сентября 2013 года вступил обновленный Закон «Об образовании», в котором был закреплен и понятийный аппарат, ранее он применялся, но не был зафиксирован. К нему относятся такие категории, как «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение». Воспитание опять стало обязательным элементом в ДОУ. Издательства всей страны выпустили разнообразные методические пособия, авторские программы и технологии для педагогов детских садов.1 июля 2021 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию была утверждена примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций, на основе которой все организации разработали собственные программы. Теперь воспитание снова вернулось в систему дошкольного образования, стало его неотъемлемой частью. Были определены конкретные ценности и направления воспитания для дошкольников: ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания; ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания; ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания; ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания; ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания; ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. [4]Особенностью новой программы стала ориентация воспитательных задач не только на культурно-исторические ценности России, но и малой родины. А объединение всех участников образовательного процесса в различные общности (профессиональные, профессионально-родительские, детско-взрослые и детские) является надежным механизмом и источником непрерывного воспитательного процесса. Педагоги нашего детского сада проектируют воспитательные события в разнообразных формах: детские творческие проекты, игры, досуги и развлечения и др. Несмотря на то, что опыт работы по данной программе невелик, но уже виден результат: дети имеют представления о своей малой родине, с удовольствием включаются в различные социальные проекты и акции, умеют оценивать свои и чужие действия, готовы прийти на помощь. Таким образом, несмотря на многочисленные перемены в системе дошкольного образования, воспитательные задачи стали основными. Только при таком подходе, по нашему мнению, возможно вырастить настоящего гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.Список литературыАбраухова В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 202 с. Чмелева Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ – начала ХХ века : учебное пособие для вузов / Е. В. Чмелева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 194 с. Интернет источник: Чумакова Любовь Валентиновна, старший воспитатель ВКК, МКДОУ «ЦРР-д/с№4», п.г.т. Анна
