Публикации Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Род имён прилагательных".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Род имён прилагательных".
Автор: Ахмерова Диляра Ильхамовна

Конспект урока по русскому языку Тема: «Род имён прилагательных»                                   Ход урока.I. Организационный момент.-Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем удачи и начнем работать. II. Актуализация знаний.- Посмотрите на доску. Опишите картинку, используя имена прилагательные. Какое животное изображено на картинке? Какая обезьянка нарисована? Как ее можно описатьхарактеризовать? (Веселаямещная,подвижная,шустрая,озорная)- Что такое имя прилагательное? (Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)- С какой частью речи связано? (С существительным)- С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи? (Прилагательные делают нашу речь точной и выразительной).- А сейчас давайте откроем тетради, запишем дату.III. Минутка чистописания- Давайте запишем следующие буквосочетания и слова:ый      ая      ое,вкусныйеселая,яркое.Прыгала веселая обезьяна- Разберите  слова по составу.-   Грамматический  разбор предложения: Прыгала веселая обезьяна.- Ребята, что вам напоминают эти буквосочетания? (Окончания прилагательных).- Будьте внимательны, эти окончания помогут нам в выполнении следующих  заданий.Словарная работа- А провести словарную работу мне поможет игра «Угости обезьянку бананом». (На доске картинка с обезьянкой. Над обезьянкой карточка на которой написано «Имя прилагательное») Раскладываю подготовленные картинки «бананы», на которых написаны правила имени прилагательного: изменяется по родам, по падежам, по числам, так же есть бананы со словами озорная, веселая, добрая, прыгает, банан) Учащиеся подходят и выбирая банан прикрепляют его на доску, объясняя почему этим бананом можно «угостить» обезьянку. Задаю вопрос:-Ребята, посмотрите какие слова тут «лишние»? Почему?(потому что слово «прыгает» то глагол и слово «банан» (имя существительное) не относятся к имени прилагательному. Угостить обезьянку такими бананами нельзя.Записываем словарное слово «обезьяна», не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.(Один ученик идет к доске, записывает слово ОБЕЗЬЯНА.)- Скажите, а сможем ли мы определить род  этого слова?(можем. Это имя существительное женского рода)-А если мы запишем «озорная обезьяна»?- Могут ли изменяться по родам  прилагательные?-Определите тему урока.- Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного).- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).ФизминуткаIV. Работа по новой теме.1. Усвоение новых знаний и способов действий.- Посмотрите на доску: на доске - словосочетанияВкусный бананВкусная ягодаВкусное блюдо- Определите род и число имен существительных.- Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и существительное?- Поставьте вопрос к каждому прилагательному.- Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание)            (Таблица )  Ж. р.            М. р.               Ср. р.(какая?)        (какой?)         (какое?)- ая, - яя     - ый, - ий       - ое, - ее- Назовите окончания имен прилагательных мужского, женского, среднего рода.-  Запишите данные словосочетания.- Выделите окончания, укажите род прилагательных.- Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? (Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному).- Давайте составим алгоритм.  (вывешивается на доске)                      Алгоритм.1. Найди сущ., определи его  род.2. Задай от сущ. вопрос к прил.3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.4.  Выдели окончанием. р. – ый, - ий, - ойж. р. – ая, - яяср. р. – ое, - ее
  • Работа с правилом в учебнике.
  • - Вы сами путём исследования вывели правило.- Откройте, пожалуйста, учебник . Самостоятельно прочитайте правило. Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!3. Выполнение упр.124. (1 уч-ся у доски).- Прочитайте задание к упражнению 124.- Спишите словосочетания, выделяя окончания. Определите род имени прилагательного.VII. Закрепление нового материала.1. Организация познавательной деятельности.  Творческое задание.-Прочитайте текст, исправьте ошибки. На дереве сидела маленький обезьяна. Веселое обезьянка ела вкусная банан. Бананы были желтоеладкая,вкусный. - Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных)- Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.-Где вы затруднились определить род?( последнее прилагательное)-Как вы думаете, почему вы не определили род? (прил. во мн. числе)Вывод: род прил. можно только определить в ед. числе.2.  Тренажер «Родовые окончания имён прилагательных» . Одновременно дается индивидуальная работа по карточкам. (Дифференцированный подход). №1 (высокий уровень)Из данных слов составить и записать предложения, определить род.        В зоопарк. Пошли.тамбезьянки. Смешные. прыгалиграли.ели.бананы.любопытные.на.смеялись.дети.смотрели.___________________________________________________________________________________________________________________________________№2 (средний уровень)        Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.   Светило…….солнышко. Прыгали с ветки на ветку …. обезьянки. Одна …..обезьянка залезла очень высоко. Она сидела на дереве и ела….бананы.Слова для справок:   яркоееселые,смелая,вкусные.№3 (низкий уровень)        Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.   Веселый(ые)обезьянки,вкусная(ый)банан,яркие(ое)солнышко. 3. Самостоятельная работа         упр.126 стр.73  (по вариантам)VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.Домашнее задание. 
  • выучить правило, таблицу стр.72, 73
  •  выполнить упр.129 стр.75
  • Рефлексия.(на доске рисунок дерева и зеленыеелтые,красные листья.)- Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке?- Кто испытывал трудности? В чем?- На доске вы видите деревоядом лежат листочки. Если вам, ребята, все было понятно и интересно, то прикрепите зеленый листок. Если были какие-то трудности, остались вопросы, то прикрепите желтый листок на ветку. Если было трудно, вы не поняли материал, было неинтересно, то прикрепите к ветке красный листок. (Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного)-Оцените свою работу на уроке    ( прикрепляют листики на дерево)- Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась благодаря вашей сплоченной, хорошей работе. Дерево получилось красивое, зеленое!  Молодцы, ребята!
    -