Публикации ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Автор: Миралевич Денис Александрович

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕМиралевич Денис Александрович, студент 3-го курса кафедры «Клиническая психология» Девяткина Лейла Нарматовна, преподаватель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Аннотация: психология безопасности в образовательной среде представляет собой область, исследующую психологические аспекты создания комфортных и безопасных условий обучения. В статье рассматриваются основные факторы психологической безопасности, методы их обеспечения и влияние безопасной среды на развитие учащихся. Особое внимание уделяется роли педагогов, школьных психологов и семейного окружения в формировании атмосферы доверия. Ключевые слова: психология безопасности, образовательная среда, эмоциональное благополучие, школьная культура, профилактика агрессии. PSYCHOLOGY OF SAFETY IN AN EDUCATIONAL ENVIRONMENTAbstract: the psychology of safety in the educational environment is a field that explores the psychological aspects of creating comfortable and safe learning conditions. The article examines the main factors of psychological safety, methods of their provision and the impact of a safe environment on the development of students. Special attention is paid to the role of teachers, school psychologists and the family environment in creating an atmosphere of trust. Keywords: psychology of safety, educational environment, emotional well-being, school culture, prevention of aggression. В последние годы проблема психологической безопасности в образовательной среде приобрела особую актуальность. Психологическая безопасность является неотъемлемой частью общего понятия безопасности, охватывающего не только физический, но и эмоциональный комфорт участников образовательного процесса. Цель данной статьи — рассмотреть ключевые аспекты психологии безопасности, проанализировать её влияние на образовательный процесс и предложить рекомендации по улучшению психологического климата [1]. Основные аспекты психологической безопасностиПсихологическая безопасность — это состояние защищённости личности, которое обеспечивается отсутствием угроз для её эмоционального и психологического благополучия. В образовательной среде это проявляется через принятие личности учащегося, уважение его индивидуальных особенностей, наличие атмосферы доверия между всеми участниками процесса и отсутствие агрессии, буллинга и дискриминации [2]. Психологическая безопасность оказывает значительное влияние на эмоциональное благополучие учащихся, их мотивацию к обучению, когнитивное развитие и социальные навыки. Стрессовые факторы, такие как буллинг или отсутствие поддержки, снижают способность усваивать новый материал и формировать здоровые социальные связи [3]. Факторы, влияющие на психологическую безопасностьКлючевыми факторами, способствующими созданию безопасной образовательной среды, являются школьная культура, роль педагогов, семейное окружение и организация школьного пространства. Школьная культура должна поддерживать доброжелательную атмосферу, а педагоги — выступать в роли наставников и доверенных лиц. Семейное окружение играет важную роль через поддержку и понимание со стороны родителей, а комфортные условия обучения и отсутствие конфликтных зон в школе способствуют снижению стресса [4]. Методы обеспечения психологической безопасностиДля обеспечения психологической безопасности необходимо работать с педагогическим составом, внедрять программы профилактики буллинга и создавать службы психологической помощи. Педагогам важно овладевать навыками эффективной коммуникации и управления конфликтами через тренинги и семинары. Программы профилактики буллинга, такие как ролевые игры и проекты по развитию толерантности, помогают предупреждать конфликтные ситуации. Школьные психологи и горячие линии доверия обеспечивают своевременную поддержку учащимся [5]. Таким образом, психология безопасности в образовательной среде требует комплексного подхода. Создание безопасной атмосферы способствует личностному развитию учащихся, улучшает качество образования и укрепляет социальные связи. Совместная работа педагогов, родителей и школьных психологов — залог успешного формирования среды, где каждый ребёнок чувствует себя защищённым [6]. Список литературы1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. — СПб.: Речь, 2016. 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2019. 3. Макарова Е.Н., Григорьев Д.В. Буллинг в образовательной среде: современные исследования и подходы. — СПб.: Речь, 2020. 4. Российская академия образования. Психология безопасности детей и подростков. — М.: Академкнига, 2021. 5. Смирнова Н.С. Профилактика агрессии в школе. — М.: Просвещение, 2018. 6. Шнейдер Л.Б. Психология безопасности личности. — М.: Юрайт, 2022.
-